Где провели каникулы российские туристы

Ведущие туроператоры АТОР подвели окончательные итоги майских праздников 2016 года. Лидирующее место среди зарубежных направлений все более прочно занимает Греция. В России туристы выбирают Сочи.

Все опрошенные туроператоры в сегментах внутреннего и выездного туризма дают «сдержанно оптимистичные» оценки итогов продаж туров с выездами в период майских праздников 2016 года. Выездной турпоток, из-за закрытых Египта и Турции,  меньше, чем в прошлом году, но по этой же причине -  многие направления показали позитивную динамику. Рейтинг самых популярных направлений мая возглавили Греция, Тунис, Таиланд, Вьетнам, Болгария, ОАЭ, Иордания.

Среди российских курортов лидирует Сочи. Туристы также активно бронировали экскурсионный Крым, Подмосковье, Абхазию. А вот спрос на традиционные экскурсионные программы по Золотому Кольцу, в Петербург, Москву и другие города в этом году «просел». Туроператоры объясняют это стремлением туристов экономить на «дополнительных» коротких отпусках в течение года, сохранив только один продолжительный летний отпуск. В среднем, в России туристы отдыхали около 7-8 дней.

Глубина продаж в сегменте выездного туризма остается невысокой. Туристы активнее начали только в начале, а то и середине апреля: по-прежнему сохраняется неуверенность потребителя относительно поведения курса рубля по отношению к основным валютам, что и стало основной причиной сокращения глубины продаж. Продолжительность туров за рубеж незначительно, но сократилась. Многие россияне предпочитают отдохнуть на 2-3 дня меньше или выбирают другие способы сократить свои расходы на отдых. В первую очередь «под нож» идут экскурсии, приобретаемые на месте. Некоторые принимают решение снизить звездность отеля, но при этом ищут максимально полный пакет за предложенные деньги – полный пансион, наличие развлекательной инфраструктуры и анимации и т.д. По оценкам туроператоров, по выездным направлениям средний чек сократился на 50-100 долларов на человека. По направлениям внутреннего туризма средний чек почти не изменился в сравнении с прошлым годом.

Дмитрий Шаров, гендиректор компании «Мультитур»:

- Самым популярным направлением прошедших майских праздников в нашей компании стал Краснодарский край. Однако прирост по этому направлению был незначительным – всего около 5%. Средняя продолжительность отдыха в Краснодарском крае составила 8 дней. Средняя полоса России (Подмосковье, Селигер и т.д.), которая занимает второе место, выросла значительно больше – на 30%. Причина, как в популярности отдыха в ближайших регионах (экономия на авиаперелете за счет возможности добраться до места на своем транспорте), так и в усилиях самих отелей по привлечению туристов. В этом году многие отели устраивали акции и развлекательные мероприятия, которые очень интересовали туристов. В среднем, туристы отдыхали здесь 7-8 дней.

Крым в прошедшие майские праздники вырос примерно на 25%. В этом году туристы очень интересовались экскурсионными программами в этом регионе. Средняя продолжительность отдыха в Крыму составила 10 дней. А вот другие традиционно экскурсионные направления (Золотое Кольцо, Санкт-Петербург) в этом году «просели» - минус 15% в сравнении с прошлогодними майскими праздниками.

Спрос на Абхазию вырос на 30%. В среднем туристы отдыхали здесь 9 дней. Турпоток в Беларусь сохранился на уровне прошлого года. Стоит отметить, что ранее наблюдалась отрицательная динамика спроса на Беларусь из-за курсовых скачков. Сейчас мы можем говорить, что спрос начал восстанавливаться.

Средняя стоимость тура в Крым в этом году на майские праздники составила 2,1-2,2 тысячи рублей, Сочи был чуть дороже – 2,3-2,4 тысяч рублей. Анапа и Абхазия обошлись туристам в 2,3 тысяч рублей в день на человека.

Глубина продаж в этом году улучшилась. Внутренний рынок продолжает расти, и туристы спешат бронировать туры на фоне информации, что мест на курортах всем может не хватить.

Александр Львов, заместитель генерального директора по развитию ООО «РЖД Тур»:

- Уровень спроса на экскурсионные туристические продукты выходного дня в период майских праздников существенно понизился. С учетом общего падения благосостояния населения большинство россиян – особенно в регионах – перешли на одноразовый продолжительный летний отдых с соответствующим отказом от ранее периодически приобретаемых экскурсионно-познавательных продуктов «выходного дня».

Глубина продаж на рынке железнодорожных путешествий при реализации майских праздников составила от 2 месяцев до 2 недель.

Как и в прошлом году, в эти майские праздники наблюдался спрос на познавательные культурно-исторические туры, в первую очередь, патриотической тематики. Из Ростова и Самары в Волгоград мы сформировали туристические поезда выходного дня на празднование Дня победы с посещением основных достопримечательностей города – площади Павших Борцов, памятника погибшим мирным жителям Сталинграда, Аллеи Героев, памятника-ансамбля на Мамаевом кургане, музея «Сталинградская битва», музея военной техники и других объектов.

Кроме того, традиционной точкой притяжения продолжает оставаться Казань.

С учетом падения покупательной способности выросла популярность экономичных однодневные туры на ретропоезде – из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Иркутска.

По нашей оценке, при планировании «короткого» отдыха увеличилось число туристов, которые самостоятельно формируют свою программу, покупают билеты и бронируют отель, отказываясь от услуг туроператоров – в первую очередь, в ущерб культурно-экскурсионному времяпрепровождению в местах отдыха.

Евгений Киселев, руководитель Отдела продаж компании «Музенидис Трэвел»:

- Количество туристов из России, посетивших Грецию и Кипр на майские праздники, увеличилось на треть по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Сказывается не только всеобщая популяризация наших направлений и расширенная полётная программа из городов России под консолидацией «Музенидис Трэвел», но и достаточно продолжительные выходные в начале мая, которые в этом году многие туристы расширили до полноценного отпуска.

Глубина продаж в 2016 году увеличилась. Эксперты «Музенидис Трэвел» склонны связывать этот факт с тем, что всё больше туристов в России используют ежегодную акцию «Раннее бронирование» и выбирают туры на лето заблаговременно. Так, если в прошлом году 25% туристов из России, отдохнувших в Греции, забронировали свои туры заранее, то в этом число предусмотрительных туристов превысило 35%. То есть, каждый третий турист, который посетит Грецию или Кипр в этом сезоне, выбрал свой тур по «Раннему бронированию».

Средняя продолжительность тура на предлагаемые нами курорты не изменилась и в среднем составляет 9 ночей. Хочется отметить, что это данные только по заявкам, забронированным к настоящему времени, данные могут измениться в течение сезона.

Наибольшее число наших туристов выбрали на майские праздники 2016 года (в принципе, как и в прошлом году) полуостров Халкидики. Чуть меньше туристов отдохнуло на курортном побережье вблизи гор Олимп в регионе Пиерия.

Пользуется спросом у туристов остров Корфу в дни празднования Пасхи: на майские выходные туристы отправились туда не только в классические туры, но и в паломнические поездки. Популярно на майские праздники и всесезонное направление Афины.

Основное изменение, если сравнивать с прошлым годом, связано с новым направлением туроператорской работы «Музенидис Трэвел» – немало наших туристов выбрали для майского отдыха остров Кипр, где пляжный сезон традиционно начинается раньше, чем на греческих курортах.

Поверхностный взгляд на статистику показывает, что средний чек по турам, забронированным в городах РФ, снизился на 10% по сравнению с прошлым годом. Однако дело не в том, что туристы сегодня выбирают отели категорией ниже. Большой процент отдыхающих приобретает туры по «Раннему бронированию» со скидками до 50%: отсюда и разница в среднем чеке 2016 и 2015 годов.

Как уже было отмечено, туристы выбирают возможность экономить за счет акции «Раннее бронирование». Сегодня бронирование туров заранее становится для россиян все более популярным не только из-за скидок, но и благодаря возможности выбрать именно тот продукт, который в разгар сезона «днем с огнем» не найти, на самые удобные туристу даты, и при этом без риска потерь, если тур аннулируется ранее 2-3 недель до заезда. На дополнительных опциях, предлагаемых нашим холдингом (экскурсии, диагностика состояния здоровья, покупка меховых изделий, организация свадеб, групповые выезды и т.д.), экономия не отмечается.

Татьяна Круглова, ведущий PR-менеджер TUI Россия:

- В этом году картина продаж на майские праздники и предпочтения туристов значительно отличаются от прошлого года, в первую очередь в отношении стран-лидеров. Принимая во внимание полное отсутствие направлений, которые лидировали по спросу на майские праздники 2015 года, можно говорить о частичной переориентации туристов на другие пляжные страны. В прошлом году в аналогичный период (исключая лидеров - Турцию и Египет) лидером по продажам была Италия, Кипр занимал второе место. Самой популярной страной в этом году в TUI Россия, с большим отрывом стал Кипр, далее почти с равным количеством долей – экскурсионная Италия и пляжная Греция. Глубина продаж по всем странам сопоставима с прошлым годом, то же самое касается продолжительности тура – это в среднем 7 ночей.

Немаловажно, что на майские праздники у TUI Россия появилось новое направление, это Россия, Сочи, которое станет одним из главных направлений всего лета 2016 и это также внесло коррективы в спрос. Сочи также было востребованным направлением на майские. Несмотря на то, что море еще холодное, туристы выбирают Сочи из-за прекрасного климата круглый год, как в горах, так и возле моря, за возможности посетить экскурсии, живописные места, дендрарий, соседнюю Абхазию с уникальной природой. К тому же в отелях есть бассейны с подогревом.

Средний чек на человека, на среднее кол-во ночей (7), Кипр – 527 евро, Италия – 633 евро, Греция – 556 евро. По Италии и Греции – средний чек немного вырос, по Кипру – снизился. Одной из главных тенденций была переориентация туристов на бюджетные отели.

Анна Подгорная, гендиректор «Пегас Туристик»:

- В целом о росте общего турпотока в сравнении с прошлым годом говорить пока не приходится. С рынка ушли две страны, составлявшие большую долю в продажах всех крупнейших туроператоров. Тем не менее, на отдельных направлениях мы наблюдаем рост турпотока в майские праздники в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так, например, вырос спрос на Грецию, Тунис, Иорданию. Неплохо показали себя направления Юго-Восточной Азии. Речь, в частности, идет о таких странах, как Вьетнам и Таиланд.

В нашей компании рейтинг самых популярных направлений в этом году выглядит так: Греция, Тунис, Вьетнам, Болгария, Иордания. В прошлом году ТОП составляли Турция, Египет и Греция.

Глубина продаж в этом году остается небольшой. Причин несколько. Во-первых, свою роль играют скачки курсов валют – туристы ждут с покупкой тура, надеясь на удорожание рубля. Во-вторых, немаловажный фактор – снижение покупательской способности россиян. Хочу отметить, что, не смотря на сокращение глубины продаж, она не исчезла полностью. Мы видим неплохие результаты акции бронирования – пусть не такие, как раньше, но вполне репрезентативные. Активное бронирование майских праздников в этом году началось с конца марта – начала апреля.

Из тенденций отмечу, что в этом году россияне стали меньше тратить на отдыхе. Это особенно заметно по количеству экскурсий, которые приобретаются непосредственно на месте отдыха. Сократилась средняя продолжительность туров. Иногда на такой шаг туристы идут для того, чтобы не снижать категорию отеля. По-прежнему высок спрос на all inclusive – за свои деньги туристы хотят получить максимальное количество услуг.

Светлана Дроздова, директор по продажам туроператора «Русский Экспресс»:

- В этом году мы положительно оцениваем итоги майских праздников. Общий поток по линии «Русского Экспресса» вырос. К сожалению, сохраняется тенденция покупки в последний момент. Глубины не было. Основные продажи начались в десятых числах апреля. Средняя продолжительность отдыха составила 5-7 дней.

Лидерами по продажам в этом году являются ОАЭ, Россия, Абхазия, страны ЮВА и Экзотики: Шри-Ланка, Вьетнам, Индия, Сингапур, Индонезия. По сравнению с прошлым годом по этим направлениям идет увеличение количества туристов. Причем, закономерно, что Россия показала результаты на 25% в плюс, Абхазия – на 30%. Европейские направления, такие как Чехия, Франция, Германия и Испания по Москве остались на уровне прошлого года, но что касается региональных вылетов, эти европейские направления прибавили в продажах. Для сравнения, в прошлом году в лидерах оказались Черногория, Венгрия и Италия.

Средний чек в этом году остался на уровне прошлого года. Нельзя сказать однозначно, что шла экономия. Но туристы старались за те же деньги получить максимум услуг. Например, отдыхавшие ранее в отелях категории 4* выбрали для отдыха 3*, но с питанием, или выбирали апартаменты и докупали пару экскурсий.

Марина Макаркова, руководитель отдела по связям с общественностью Coral Travel:

- В сравнении с прошлым годом произошло кардинальное изменение рейтинга самых популярных направлений. В период майских праздников 2016 года клиенты Coral Travel выбирали такие направления, как Греция, Тунис, Таиланд, ОАЭ, Испания, Россия. В прошлом году в ТОП входили Турция, Египет, Греция.

Средняя глубина продаж в сравнении с прошлым годом незначительно сократилась – с 13 дней в 2015 году до 11 дней в 2016 году. Средняя продолжительность отдыха не изменилась и составила около 9 дней. Средний чек на одного человека в 2015 году – 795 долларов (без учета Турции и Египта), а в этом году показатель составил 618 долларов.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР