Смогут ли иранские туристы компенсировать Турции отток европейцев

В туристической индустрии Турции на рост числа туристов из Ирана возлагают большие надежды, но сегодня они поставлены под сомнение в связи с изменившимися геополитическими обстоятельствами – пишет турецкая пресса. Основной надеждой на успешный сезон остаются россияне.

Иран как «вторая надежда» турецкого туризма

Любая диверсификация источников въездного туризма в условиях масштабного падения туристического трафика с основных для Турции въездных рынков, таких как Германия и Великобритания, является для турецкого туризма крайне желательной – пишут в местной отраслевой прессе. Только за последний год страна недосчиталась почти 10 млрд долларов от спада во въездном туризме.

Наряду с Россией, на которую турецкие туристические власти и бизнес возлагают в этом сезоне большие надежды (в прессе российских туристов уже окрестили здесь «спасителями сезона»), в Турции очень рассчитывали и на Иран – рынок, вполне сопоставимый по объемам с российским.

Согласно официальной статистике, В 2010 году Турцию посетили 1,9 млн туристов из Ирана, однако в прошлом году эта цифра, по данным Ассоциации турецких туристических агентств (TÜRSAB) и Ассоциации отельеров Турции (TÜROB), упала до 1,7 млн человек (2,7% к 2015 году и почти 11% - к 2010-му). Но сегодня, когда международная изоляция Ирана серьезно ослабела в связи со снятием многих санкций, перспективы роста иранского турпотока в Турции выглядят, на первый взгляд, многообещающими.

В 2010 году Турцию посетили 1,9 млн туристов из Ирана, однако в прошлом году эта цифра упала до 1,7 млн человек 

Для примера напомним, что после разрешения проблемы с международными санкциями, число туристов из Ирана в России в прошлом году выросло на 62%, что, с другой стороны, объясняется «эффектом низкой базы». Иран – сравнительно новый для России въездной рынок, но по оценкам туроператоров, в этом году Россия примет не менее 100 тысяч туристов из Исламской Республики. Видя рост числа иранских туристов в России, в Турции рассчитывают на такой же тренд, располагая при этом куда более внушительными объемами въездного турпотока из этой страны и, разумеется, более широкими ресурсами для пляжного отдыха.

Ранее в этом году аналитики TÜRSABи TÜROB опубликовали исследование, в котором говорилось, что благодаря снятию многих ограничений с Ирана и наметившейся ранее активизации экономических связей этой страны с Турцией, турпоток из Ирана в Турцию в этом году может и должен достичь цифры в 2 млн туристов, превзойдя, таким образом, рекордные показатели семилетней давности.

В аналитическом отчете двух отраслевых ассоциаций, посвященном иранскому туристическому рынку, отмечается, что ежегодно до 8 млн иранцев путешествуют за пределы страны, при этом в ТОП-3 выездных направлений значатся, в порядке убывания, ОАЭ (Эмират Дубаи), Малайзия и Турция. Аналитики прогнозирую резкий рост выездного потока из Ирана в ближайшее время и указывают на хороший возможности Турции воспользоваться этим фактором.

Что касается текущих предпочтений иранских туристов в Турции, то в TÜRSAB и TÜROBговорят, что основных направлений в стране у них два – это Стамбул (городской туризм и шоппинг) и регион Анталья (пляжный отдых). Перевозки в целом достаточно: авиакомпания TurkishAirlinesеще несколько лет назад прямые рейсы из Ирана в Аланью, Бодрум и Мармарис – причем не только из Тегерана, но и из Тебриза, Мешхеда, Шираза и Керманшаха.  

Как политика мешает туризму

Наметившийся после неудавшегося переворота в прошлом году поворот в сирийской политике Турции поспособствовал сближению с Россией и Ираном и восстановлению экономических связей с этими двумя странами – это сделало обозначенную цель в 2 млн туристов из Ирана вполне реалистичной, пишут обозреватели ряда турецких изданий.

Но тут же указывают на изменившиеся в очередной раз обстоятельства. Уже в феврале этого года президент Турции Реджеп Эрдоган во время турне по странам Персидского залива обрушился с жесткой критикой Ирана за его региональную политику, употребляя термины «персидский национализм» и «шиитское сектантство». Иран отреагировал, тут же отменив Турецко-иранский бизнес-форум в Тегеране, а заодно и строительство «Турецкого Торгового центра» в столице Ирана.

Очередное обострение отношений произошло как раз накануне так ожидаемой турецким туристическим бизнесом отмены запрета Ирана на чартеры в Турцию. Ее, разумеется, тоже не произошло. Вслед за этим МИД Ирана в период праздника Новруз выпустил предупреждение для иранских туристов, посещающих Турцию, о небезопасности нахождения в этой стране.

Очередное обострение отношений произошло как раз накануне так ожидаемой турецким туристическим бизнесом отмены запрета Ирана на чартеры в Турцию.

Сегодня перспективы привлечения дополнительного турпотока из Ирана не кажутся турецким аналитикам слишком радужными. На фоне того, что по результатам ITB Berlin 2017 стал окончательно ясен кардинальный «разворот» европейского турпотока в сторону Испании и Греции, фактически состоявшееся крушение надежд на Иран выглядит для отрасли совсем уж мрачным.

В этой сложной ситуации, очень серьезно отягощенной геополитическими разногласиями, надежды турецкого турбизнеса на Иран остаются призрачными. При этом российские туристы остаются главным и, пожалуй, единственным, источником оптимизма для туриндустрии и отельеров Турции.

Пока ситуация здесь далека от «иранского сценария». По прогнозам российских туроператоров, Турцию в 2017 году может посетить до 3,3 млн российских туристов, а уже в феврале каждый четвертый пакетный тур в Анталью был российским.

В такой хрупкой ситуации, когда сезон практически полностью зависит от россиян, и которую может испортить любое неосторожное геополитическое движение – как это произошло с Ираном – бизнесу остается только надеяться на благоразумие политиков.  

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР