Сегодня в выпуске: текущий статус работ над проектами документов, регулирующих введение «электронной путевки» в туристической индустрии, а также законопроект о поправках в Воздушный кодекс страны.
РАБОТА НАД ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКОЙ ПЕРЕШЛА В АКТИВНУЮ СТАДИЮ
Наверное, нет ни одно человека, работающего в туризме, который не знал бы, что планируется введение некой электронной путевки, а вот что конкретно делается по данному проекту, кто его разрабатывает и курирует, ответить мало кто может. Это связано с тем, что до недавнего времени вся информация об электронных путевках, имеющаяся в открытых источниках, сводилась к опубликованию очередных тендеров на разработку некоей системы электронной путевки, которые сопровождались труднопонимаемыми наборами документов и технических заданий.
Однако, вступление в силу последней редакции отраслевого закона сделало далекую и вроде бы нереальную электронную путевку вполне осязаемой – с 1 января 2018 года начнет действовать статья 10.3. «Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка закона» № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». И хотя сама статья многого не разъясняет, становится понятным, что в течение 2017 г. будет разработан целый ряд документов, регулирующих вопросы электронной путевки.
И эти документы не заставили себя ждать. В прошлом обзоре мы писали о проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении требований к использованию документов в электронной форме и порядка обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта», который получил отрицательную ОРВМинэкономразвития РФ.
На этой неделе Минкультуры России проинформировало общественность о начале работы сразу над тремя проектами, связанными с электронной путевкой. На портале regulation.gov.ruдан старт работы над проектами приказов Минкультуры России "Об утверждении Порядка размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок и перечня указанных в них сведений", "Об утверждении требований к реестру электронных путевок", "Об утверждении формы электронной путевки".
До 27 июня будут проводиться общественные обсуждения к подготовке проектов нормативных правовых актов. Любой желающий сможет оставить свои предложения к проектам, для этого нужно только зарегистрироваться на портале regulation.gov.ru. По окончании этого этапа работы над проектами, Минкультуры разместит проект текстов каждого из проектов приказов.
А заключении хочется отметить, что несмотря на то, что до введения электронных путевок остается всего полгода, у туристической общественности по-прежнему нет ответов на основные вопросы по электронной путевке: какие данные о туристах и их турах будут передаваться в систему электронных путевок, за чей счет будет содержаться эта система, у кого, кроме Ростуризма будет доступ к этим сведениям, и многие другие.
АВИАДЕБОШИРОВ ПОСЧИТАЮТ И ЗАПОМНЯТ
Истории хулиганского поведения во время авиаперелетов шокируют и возмущают не только сотрудников авиакомпаний, но и широкую общественность. Все случаи красочно описываются в СМИ и на телевидении, многократно демонстрируются ролики, снятые на камеру мобильных телефонов очевидцами дебоша. За каждым громким делом авиадебоша звучат призывы повысить ответственность для таких хулиганов.
Некоторые предложения все-таки находят отклик у законодателей, а какие-то инициативы «залеживаются» без рассмотрения. К последним относится законопроект № 49153-6 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и статью 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ведения реестра лиц, воздушная перевозка которых ограничена». Законопроект, предусматривает право перевозчика в одностороннем порядке отказывать в заключении договора воздушной перевозки лицам, которые ранее «отметились» неадекватным поведением во время перелета, для чего авиакомпаниям будет позволено вести реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, другими словами – черный список авиадебоширов.
Проект не только позволяет авиакомпаниям вести, так называемые, «черные списки» лиц, позволивших себе хулиганские действия на борту, он устанавливает право перевозчика отказать пассажиру в оформлении договора перевозки или, другими словами, отказаться продать ему билет: «проект федерального закона предлагает закрепить право авиакомпаний (перевозчика) в одностороннем порядке отказать в заключении договора воздушной перевозки лицу, допустившего за последние пять лет нарушение правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного Кодекса Российской Федерации», говорится в пояснительной записке к проекту.
Примечательна работа депутатов Госдумы над законопроектом. В Думу проект закона поступил 5 апреля 2012 г., однако только спустя полгода профильный комитет рекомендовал принять его к рассмотрению. Оказалось, что это не самая большая задержка в рассмотрении – депутаты вернулись к законопроекту спустя 2 года и в июне 2014 приняли в первом чтении. Еще через 2 года работа по законопроекту пошла быстрее – в октябре 2016 г. был назначен комитет, курирующий проект (Комитет ГД по транспорту и строительству), в марте 2017 г. проект закона был рекомендован к принятию, а в июне принят во втором чтении.
Ввиду непростого пути законопроекта ко второму чтению сложно сказать, будет ли он принят в третьем чтении и когда это свершится. Впрочем, не исключено, что этот метод воздействия на авиадебоширов появится у перевозчиков уже в скором времени и пассажирам, склонным к алкогольным возлияниям и дракам на борту самолетов, придется задуматься, стоит ли затевать скандал, из-за которого на пять лет можно лишиться возможности летать.
Чтобы быть в курсе главных новостей туризма, вы можете подписаться на рассылку на главной странице сайта www.atorus.ru или пройти регистрацию здесь.