«Вестник АТОР» побеседовал с руководителем российского представительства Национального туристического управления Чешской Республики госпожой Аленой Кудилковой о трендах, характеризующих туристический поток из России в Чехию в этом году и о прогнозах по росту числа наших туристов в этой стране.
- Г-жа Кудилкова, в этом году в Чехии аналитики фиксируют бум въездного туризма. Некоторые говорят даже о признаках отельного дефицита в Праге. Какие въездные рынки являются драйверами такого бума, и хватит ли мест российским туристам в чешской столице?
- Действительно, в этом году мы фиксируем высокий уровень заполняемости наших отелей, прежде всего в Праге. Это связано с тем, что в этом году Чехия, как безопасное и доступное по цене направление, привлекает внимание большего количества иностранных туристов, чем ранее. Въездной турпоток растет, в том числе для Праги особенно заметен рост MICE-сегмента. Но для беспокойства россиян и для разговоров о «дефиците», я полагаю, нет оснований – у российских туроператоров давние и хорошие контакты с чешскими отельерами, и мест хватит всем.
Что касается рынков-драйверов роста в этом году, то мы видим ожидаемый рост числа туристов с таких «ближних» рынков, как Германия и Словакия. В числе активно растущих «дальних» (требующих авиаперелета) рынков – Россия, Китай и Южная Корея.
- Если говорить об абсолютных цифрах, кто лидирует по объемам турпотока в Чехию и какое место занимает Россия в общем въездном турпотоке?
- Самые лучшие показатели по числу туристов по итогам I квартала этого года – у Германии. Статистика ГосСтат ЧР фиксирует 376 906 туристов из этой страны за этот период, однако отмечу, что значительная часть из них – это краткосрочные приграничные туристические визиты «выходного дня».
Россияне (а это уже классические туристы) были на втором месте – 126 545 туристов / 611 757 ночевок. И это очень показательно: в ТОП-5 после России в порядке убывания числа туристов следовали Словакия, Польша и Великобритания. Таким образом, Россия для нас сегодня по количеству туристических визитов является въездным рынком №1 из числа стран, не граничащих с Чехией, а рост числа туристов за первый квартал этого года в годовом выражении составил 45%.
- Есть ли уже результаты II квартала по турпотоку? Как вы думаете, судя по наблюдаемой динамике, в ТОП-5 произойдут изменения?
- Результаты IIквартала будут обнародованы лишь во второй половине августа. Но учитывая традиционно увеличивающийся поток туристов из России на Пасху (а православная и католическая Пасха в этом году совпали), майские и июньские праздники, мы полагаем, что рост турпотока из России в Чехию будет не меньше, чем 30% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Думаю, что в пятерке лидеров мало что изменится – Россия, скорее всего, сохранит за собой «серебро» на туристическом пьедестале Чехии.
- Меняется ли сезонность потока из России или она осталась та же?
- Сезонность российского турпотока достаточно стабильна – пик спроса приходится на новогодние и майские праздники. Лето достаточно стабильно, но высоким сезоном не является. Со 2ой половины августа заметно растет число российских туристов, пожалуй, только в Карловых Варах.
- Насколько велика доля организованных туристов во въездном потоке из России?
- По нашим оценкам, порядка 80% российских туристов в Чехию приезжают, приобретая продукт, сформированный туроператорами. Такая высокая доля объясняется, во-первых, тем, что это визовое направление для россиян, а, во-вторых, особенностями менталитета.
Мы видим, что россиянам важно, чтобы на протяжении их поездки им оказывалась поддержка профессионалов – как в части перелета и размещения (которые зачастую оказываются у туроператоров еще и дешевле, чем при самостоятельном бронировании), так и в части экскурсионных программ.
- Как сегодня распределяется турпоток по регионам Чехии? К каким регионам, кроме Праги вы наблюдаете рост интереса? Есть ли изменения в предпочтениях туристов?
- Порядка 80% россиян едут в Прагу – это естественно. Играет роль и то, что все авиасообщение с Россией идет через аэропорт столицы. Если это туристы, которые в Чехии впервые, то Прага, разумеется – musthaveдля них, а другие регионы страны такие туристы посещают с экскурсиями отсюда. Как правило, список «обязательных к посещению городов» таков: Карловы Вары, Чески Крумлов и Кутна Гора. В Карловых Варах есть и свой, отдельный от Праги, устойчивый турпоток россиян.
У возвратных туристов из России мы все чаще видим стремление попробовать что-то новое, открыть для себя «другую Чехию». Все больше таких туристов в этом году запрашивают у своих туристических компаний новинки – как в части географии самих туров, так и в части экскурсионного обслуживания. Это дает нам большую надежду на рост продаж чешских регионов, на то, что россияне начнут все больше открывать для себя больше самых разных «ракурсов» и граней Чехии.
Сегодня мы видим, что популярность набирает Центральная Моравия – например Оломоуц – сюда уже есть туры из России. Есть небольшой поток и в Южную Моравию, в Брно и другие города этого региона.
Мы надеемся, что турпоток из России сюда будет расти, так как этот регион весьма привлекателен – как в части исторических и природных достопримечательностей – замков, дворцово-парковых комплексов, карстовых пещер, так и в части винного туризма. «Винная Чехия» – это та грань нашей страны, которая практически неизвестна сегодня россиянам.
- То есть регионы Чехии сегодня в основном востребованы возвратными туристами. А какова, по вашим оценкам, их доля в российском турпотоке?
- Очень приблизительно можно оценить долю возвратных туристов на направлениями в 30%, но это «средняя температура по больнице». Например, следует учитывать, у компаний, которые специализируются на лечебно оздоровительном туризме в Чехии, эта доля значительно выше.
- Наблюдаете ли вы рост турпотока из регионов России?
- Турпоток из регионов всегда завязан на удобство и доступность авиасообщение. В этом году открылось несколько новых рейсов, и мы уже видим, что число региональных туристов растет – ведь Чехия в России по-прежнему одно из самых доступных по цене европейских направлений.
- Вы упомянули Южную Моравию как «винную» грань Чехии. Сколько российских туристов едут в этот регион, каковы ваши прогнозы на 2017 год?
- В 2016 году в Центральной Моравии, согласно статистике ГосСтат ЧР, зарегистрировано 8746 ночевок туристов из России и 24175 ночевок - в Южной Моравии. На деле туристов из России здесь побывало больше – ведь многие едут сюда с экскурсиями из Праги, не предполагающими ночевок в отелях. Наши осторожные прогнозы по объемам российского турпотока в этот регион в 2017 году – порядка 10-15 тысяч туристов.
Мы считаем, что поток сюда из России может быть больше, и над этим надо работать – прежде всего в плане просвещения аудитории лояльных к направлению туристов.
Если они будут хотя бы минимально информированы о регионе – о чешском вине, о его сортах, преимуществах, об экскурсиях в винные погреба с дегустацией вина из Южной Моравии, о замках, здешних карстовых пещерах (например, о знаменитом Моравском карсте с подземными реками) – сюда поедут. И поедут доходные туристы – доходные как для российских туркомпаний, так и для нас.
- Как CzechTourism планирует продвигать Южноморавский регион в России?
- Как я уже сказала, наша приоритетное направление – это разносторонняя презентация туристического потенциала регионов Чехии (в том числе и Южной Моравии) в целом, и винного туризма, в частности. Речь идет как о B2B-аудитории – российских туроператорах, для которых мы организуем фам-туры и разнообразные презентации в Москве и регионах, так и о B2C – мы проводим и пресс-туры для СМИ и блоггеров.
- Работает ли уже кто-то из российских туроператоров сегодня по Моравии, в т.ч. Южной?
- Да. Российские компании чутко следят за спросом и конечно, чувствуют те тренды в запросах лояльных туристов, о которых я говорила. Сегодня уже несколько российских туроператоров, в т.ч. и членов АТОР, работают с экскурсиями в этих регионах. Так, сегодня можно приобрести экскурсионные программы и в Микулов, и в Оломоуц, и в Ледницко – Валтицкий комплекс. Мы надеемся, что в 2017 и 2018 годах программ по Моравии у российских туроператоров будет больше.