Компании, входящие в британскую группу Monarch, в т.ч. лоукостер Monarсh Airlines и туроператор Monarch Holidays, прекратили свою работу в воскресенье. За рубежом по линии компаний Monarch находится 110 тысяч человек. «Вестник АТОР» разбирался, как работает механизм выплаты компенсаций туристам в Великобритании и вывоза их на Родину.
КАК И ПОЧЕМУ MONARCH ЗАКРЫЛСЯ
Об остановке деятельности компании, которая (и это важно!), помимо авиаперевозки, также занималась и реализацией пакетных туров, стало известно рано утром в понедельник, 2 октября. На этот момент за границей находилось примерно 110 тысяч туристов, еще около 700 тысяч человек не смогут воспользоваться оплаченными услугами компаний группы Monarch. Власти призвали туристов и пассажиров Monarch не приезжать в аэропорты для вылета за границу.
В группу входило несколько компаний. Все они остановили свою деятельность:
- Monarch Airlines Ltd
- Monarch Holidays Ltd (ATOL Number 2275)
- First Aviation Ltd (ATOL Number 4888) previously trading as Monarch Airlines
- Avro Ltd (ATOL Number 1939)
- Somewhere2stay Ltd
При этом клиенты лишь некоторые из них имели страховку ATOL (но об этом – дальше).
Причиной остановки деятельности стала невозможность продления авиакомпанией Monarch Airlines сертификата ATOL. Лицензия, позволяющая осуществлять компании туроператорскую деятельность, закончилась в ночь на 2 октября. При этом в понедельник было принято решение продлить лицензию на полдня – для того, чтобы все купленные у Monarch Holidays туры были защищены лицензией и покрывались компенсацией ATOL.
Руководство Monarch назвало в качестве причин банкротства компании такие внешние факторы, как проблемы с безопасностью в ряде регионов, за которыми последовала переориентация спроса с Восточного (Египет, Тунис, Турция – страны, на рынки которых ориентировалась компания) на Западное Средиземноморье, а также ослабление курса фунта стерлинга. Все это вместе, по заявлению руководства Monarch, привело к значительным финансовым убыткам.
ЧТО БУДЕТ С ТУРИСТАМИ ЗА РУБЕЖОМ
В британской прессе событие, повлекшее необходимость незамедлительной организации возвращения в Британии 110 тысяч туристов, назвали «самой масштабной репатриацией в мирное время».
Кроме того, это и самое масштабное банкротство авиакомпании за всю историю туристической отрасли в Великобритании.
В России его можно сравнить только с остановкой деятельности авиакомпании «Трансаэро» (оно, по стечению обстоятельств происходило также в эти дни октября, но в 2015 году). Тогда около 85 тысяч россиян находились за рубежом и в России с билетами этой авиакомпании.
Сообщалось, что в глубину было продано 650 тысяч билетов. Позже цифра увеличилась – около 2 млн человек имели на руках билеты на рейсы «Трансаэро» на момент краха авиакомпании.
КАК БУДУТ ВЫВОЗИТЬ ТУРИСТОВ MONARCH
Управление гражданской авиации Великобритании (САА) обратилось к правительству с просьбой оплатить фрахт более 30 самолетов для вывоза пассажиров Monarch Airlines. Все туристы компании вернутся в Британию без дополнительной оплаты.
На сайте САА появился раздел, посвященный ситуации с Monarch. Здесь шаг за шагом расписан алгоритм действий – как для туристов, находящихся за границей, так и для тех, кто еще только планировал свой отпуск.
«Если вы сейчас за рубежом и должны вернуться в Великобританию 15 октября или ранее, мы организуем для вас новые рейсы по завершении вашего путешествия. Вам не придется оплачивать эти дополнительные рейсы», – говорится на сайте САА. До этого времени туристам предлагается продолжать наслаждаться отдыхом и проверять статус своего рейса на странице «мой новый рейс в Великобританию».
Реализовать такой алгоритм действий позволяет страховка, обеспечиваемая сертификатом ATOL (Air Travel Organiser’s Licence). Наличие такой лицензии – обязательное условие для всех туркомпаний, занимающихся авиаперевозками туристов.
Лицензия подразумевает отчисления в одноименный страховой фонд на случай приостановки деятельности компании. Застрахованы в ATOLтолько «пакетные туристы», купившие у Monarch и перелет, и проживание. В данной конкретной ситуации защищены страховками ATOL оказались… только клиенты компании Monarch Holidays и First Aviation.
У пассажиров Monarch Airlines страховки ATOL нет – но клиенты авиакомпании все равно вернутся на родину бесплатно. Однако эти туристы не смогут обратиться в САА за компенсацией экстренных расходов, которые могли у них возникнуть во время ожидания своего рейса (питание, проживание в отеле, вылет другим рейсом, приобретенный за свои деньги и пр.).
КАК ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ТУР
Перспективы возврата затраченных средств на отдых, который не состоится, у клиентов Monarch зависит от времени и компании, где были оформлены бронирования.
Так, билеты, забронированные напрямую в Monarch Airlines с 15 декабря 2016 года и далее, не защищены ATOL – поэтому в этом случае пассажирам предлагается обращаться в свой банк-эмитент и\или PayPal с запросами на возврат денежных средств, списанных с их банковских карт (по процедуре chargeback международных платежных систем).
Туристы, сделавшие бронирования 14 декабря 2016 года и ранее через First Aviation Ltd (под брендом Monarch Airlines) защищены ATOL. Эти туристы смогут получить компенсации в полном объеме в ближайшее время. Аналогичная ситуация у туристов, купивших туры у туроператора Monarch Holidays – они все получат компенсации, используя механизмы ATOL.
ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ
Коллапс Monarch в Великобритании практически совпал с остановкой деятельности авиакомпании «ВИМ-Авиа». В СМИ и профильных группах в социальных сетях в течение дня 2 октября активно проводились аналогии действий российского и британского механизма организации помощи туристам – в то время, как в России все решается «в ручном режиме», в Британии механизм помощи пассажирам и туристам удалось запустить за полдня, оформив соответствующие инструкции.
Однако эксперты, с которыми удалось поговорить «Вестнику АТОР», не спешат проводить подобных аналогий. «Это как сравнивать фунт и рубль», - говорит один из участников российского авиарынка, отмечая, что ситуация с банкротством целой группы компаний, включающей не только авиаперевозчика, но и крупного туроператора, не схожа с финансовыми проблемами у «ВИМ-Авиа».
Несхожи и методы решения ситуации. Напомним, сейчас в России существует фонд для организации помощи пассажирам в случае банкротства авиакомпании при Росавиации, а также несколько фондов (фонды коллективной и персональной ответственности) для помощи организованным туристам при «Турпомощи».
Несмотря на наличие фондов, ситуация с «ВИМ-Авиа» решается иначе – пассажиры внутренних регулярных рейсов перевозятся за счет государства (на эти цели обещают выделить деньги в бюджете следующего года). Пассажиры же чартерных рейсов «ВИМ-Авиа» – за счет туроператоров. Которые пока, по информации «Вестника АТОР», не решили вопросы с возвратом депозитов у «ВИМ-Авиа» и фрахтуют борта других авиакомпаний.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БУДЕТ ЖЕСТЧЕ
Кризис «ВИМ-Авиа», с одной стороны, и коллапс Monarch– с другой, ярко и наглядно выявили необходимость создания в стране эффективно действующей системы гарантий туристам – пассажирам чартерных рейсов и отлаженных схем их возвращения домой (как это имеет место в Великобритании). По факту сейчас возвращение туристов пришлось оплатить туроператорам - дважды (т. к. один раз они уже оплатили его "ВИМ-Авиа").
На это уже обращала внимание Ассоциация туроператоров (АТОР), направившая в Минтранс России свои предложения по корректировке ряда процедур в чартерной авиации и изменениям в законодательную и нормативно-правовую базу.
Похоже, что скоро в российское авиазаконодательство будут внесены серьезные изменения. Так, 2 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал скорую подготовку законопроекта о жестком контроле над авиакомпаниями.
«Готовим проект нормативно-правового акта, проект закона, который устанавливал бы более жесткую систему контроля за деятельностью авиакомпаний, ввел бы показатели финансовой устойчивости, а также обеспечил бы страхование пассажиров от подобных ситуаций» - приводит его слова официальный портал Правительства РФ.
По его словам, проект будет внесен в правительство в ближайшие недели. Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил доложить ему о подготовке законопроекта.