Эксперты развеяли миф о неразвитости внутреннего туризма в России

Аналитическая служба АТОР провела сравнительное исследование объемов внутреннего экскурсионного и выездного турпотока. Некоторые его выводы – в нашем материале.

Согласно данным аналитической службы АТОР, широко бытующее представление о «неразвитости» или «непопулярности» внутреннего туризма в Российской Федерации далеко от реальности.

В исследовании намеренно не учитывались регионы-лидеры по объемам внутреннего и въездного турпотока – это Санкт-Петербург, Москва, Казань и города Золотого кольца. Их туристические показатели известны и признаны, туризм в этих регионах развивают целенаправленно достаточно давно. Достаточно лишь сказать, что по последним официальным статданным, только Москва принимает 17–18 млн гостей ежегодно. Из этого количества около 2 млн человек приезжают из дальнего зарубежья, 3 млн — из стран СНГ, остальные — из регионов РФ. Для сравнения – рекордное количество российских туристов, посетивших Турцию, было зафиксировано в 2014 году – 4,5 млн человек.

В плане демонстрации реального потенциала российских регионов в области экскурсионного туризма весьма показательно сравнение объемов турпотока в других регионах России с лидирующими в России выездными туристическими направлениями.

Согласно данным Росстата, лидерами по выездному турпотоку из России по итогам 2016 года стали Финляндия (2,9 млн российских граждан), Китай (1,68 млн), Польша (1,103 млн) и Германия (1,057 млн). При этом в Грецию приехали 782 тысячи человек из России, ОАЭ посетили за прошлый год 499 тыс. россиян, Франция приняла 393 тыс. человек, а такой активно растущий туристический рынок, как Доминиканская Республика - 132 тысячи туристов из России.

Если сравнить эти данные с турпотоком в российских регионах, то становится очевидным, что внутренний туризм в России популярен сегодня не менее, чем выездной, а более.

СКОЛЬКО ТУРИСТОВ ЕДЕТ В РЕГИОНЫ

Аналитики АТОР собрали данные региональных туристических администраций, по которым сегодня можно составить представление об объемах внутреннего турпотока в некоторых регионах.  

Вологодская область в 2016 году приняла 3 млн человек (из них 495 тыс. приезжают только в Череповец). Это больше, чем принимает Финляндия (2 894 тыс., согласно официальным данным Росстата).

Тюменская область приняла 2,6 млн туристов (из них 750 тыс. экскурсантов, прибывших в область на один день без ночевки). Такой показатель ненамного меньше цифр, характеризующих российский турпоток в Финляндию, и даже без учета экскурсантов он больше, чем в Китае (1 676 тыс).

В Алтайский край в прошлом году приехало 1,5 млн человек. Это чуть меньше, чем объем российского въездного потока в Китай.

Рязанская область отчиталась об 1,161 млн туристов (из  них 375 тысяч человек посетили музей С. Есенина в Константиново). Это больше, чем приняла за весь 2016 год Германия (1 057 тыс.).

Сопоставимы с Германией потоки российских туристов в Калининградская область – 1,3 миллиона туристов, в Бурятию – туда тоже приехало около 1 миллиона человек.

Чуть меньше, чем в Грецию за 2016 год приехало туристов в Костромскую область – 750 тыс. человек. Для сравнения Грецию посетило 782 тыс.

Воронежская область приняла 402 тыс. туристов, а Ульяновская область – 435 тыс. Это сопоставимо с потоком в ОАЭ (499 тыс) и больше, чем во Францию (393 тыс.).

Такой регион, как Мордовия посетили в 2016 году 135 тысяч человек, что больше, чем турпоток из Россию в Доминиканскую Республику (132 тыс.).

Однако, по оценке аналитиков АТОР, тот объем туристов, который сегодня принимают регионы в среднем составляет не более 30-40% от реальных возможностей регионов.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТУРИСТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВ

По большей части турпоток в регионах России является межрегиональным, львиную долю составляют туристы из соседних областей, меньшую часть – турпоток из более отдаленных регионов, включая столичные мегаполисы. Доля иностранных туристов колеблется от региона к региону в диапазоне от 2,5 до 6% турпотока.

Природные ландшафты, памятники и достопримечательности пользуются высокой популярностью среди туристов, особенно в регионах Приуралья и восточнее Урала.  

При этом 51% внутренних туристов, по агрегированным данным туристических администраций, указывают, что их интересует посещение музеев.

Порядка 12% туристов интересуют краеведческие музеи, которые многие регионы сегодня делают более современными и интерактивными. Примером в этом может служить опыт Тюменской области и ХМАО.  

Внутренних экскурсионных туристов интересуют также традиции и история народов России, населяющих те или иные регионы. В Бурятии развит экскурсионно-познавательный туризм с этническими элементами (знакомство с буддийской культурой и традициями старообрядцев).

Практически все регионы России могут похвастаться гастрономией, фирменными блюдами. Перспективы гастрономического туризма в российских регионах растут с каждым годом.

ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИЕ БРЕНДОВЫЕ МАРШРУТЫ

Согласно выводам экспертов Аналитической службы АТОР, большую роль в дальнейшей активизации внутреннего туризма играют федеральные проекты в сфере экскурсионного туризма – такие как «Серебряное ожерелье России», «Великий Чайный Путь», «Русские усадьбы» и др.

Они, в свою очередь, состоят из цепочки брендовых региональных маршрутов, разработанных и протестированных экспертами Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры РФ.

Брендовые региональные маршруты, которые формируются в регионах, сегодня работают на приоритетную задачу привлечения платежеспособной туристической аудитории из столичных мегаполисов и из зарубежных стран.

Основные выводы экспертов Аналитической службы АТОР были также представлены в ходе пресс-конференции исполнительного директора Ассоциации туроператоров Майи Ломидзе. Видеозапись доступна по этой ссылке.

Полный вариант исследования Аналитической службы АТОР будет опубликован на портале www.atorus.ru в ближайшее время. 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР