Прибыль российских авиакомпаний не растет – вопреки росту пассажиропотока

Эксперты авиарынка отмечают, что рекордный рост пассажиропотока в 2017 году не привел к увеличению показателя прибыльности авиакомпаний. Избыток кресел в зимний период заставляет перевозчиков снижать цены на билеты.

РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ ПЕРЕВЕЗУТ 105 МЛН ПАССАЖИРОВ

По последним данным Росавиации, за 11 месяцев текущего года российские авиакомпании перевезли 97,5 млн пассажиров.

Это на 19,1% больше, чем в аналогичный период прошлого года. В этом году российские перевозчики поставили новый рекорд – предыдущий был зафиксирован в 2014 году, когда рейсами российских авиакомпаний воспользовались 93,1 млн пассажиров (за 12 месяцев). Занятость кресел в этом году выросла на 1,8%, до 83,3%.

Ожидается, что по итогам 2017 года года российские авиакомпании смогут перевезти до 105 млн пассажиров.

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА РОСТА ПАССАЖИРОПОТОКА  – ТУРЦИЯ

«Основной причиной роста пассажиропотока является открытие Турции и восстановление чартерных программ в страну», - отмечает генеральный директор туроператора  «Спектрум-Трэвэл» и эксперт индустрии авиаперевозок Евгения Конколь. Ее точку зрения разделяют и другие опрошенные специалисты отрасли.

Напомним, что по данным аналитиков, в 2017 году выездной турпоток из России может вырасти на 57%. При этом за 10 месяцев этого года в Турции уже побывали 4,565 млн наших соотечественников. Это почти в шесть раз больше, чем за тот же период 2016 г. (почти 767 тыс. туристов) и на 29% больше, чем за тот же отрезок 2015 г. (3,53 млн человек).

Глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев добавляет, что в мировой экономике рост объемов авиаперевозки традиционно сопровождает подъем экономических показателей. «У нас пассажиропоток начинает возрастать даже в тех случаях, когда экономические показатели просто перестают ухудшаться», - говорит эксперт.

ТАРИФЫ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ РЕАЛЬНОСТИ

Немаловажным фактором, влияющим на показатели пассажиропотока, является ценообразование в российских авиакомпаниях. В условиях, когда стоимость авиацтонного керосина выросла на 30% (в течение года), перевозчики снижают цены на авиабилеты.

«По подтвержденным в авиакомпаниях данным, снижение цен на авиабилеты составило в этом году 3-15% в зависимости от направления и сезона. В среднем, по году тарифы стали на 7% дешевле», - говорит генеральный директор туроператора «Випсервис» Дмитрий Горин.

Нынешние цены не отвечают рыночным реалиям. «Авиакомпании буквально субсидируют пассажиров, стимулируя их больше летать. Пассажиропоток растет, выручка авиакомпаний растет, но прибыль - нет», - считает Олег Пантелеев.

СЛИШКОМ МНОГО КРЕСЕЛ

Сложившаяся ситуация во многом обусловлена ярко выраженной сезонностью российского авиарынка.

«После ухода «Трансаэро» рынок столкнулся с дефицитом провозных емкостей, и остальные авиакомпании смогли увеличить показатели занятости кресел и выручки. Однако в дальнейшем перевозчики – как чартерные, так и регулярные – стали наращивать свой флот. В результате к летнему сезону 2017 года дефицит кресел на рынке практически исчез», - рассказывает глава «Авиапорт».

В то время как в летнем сезоне после ухода «ВИМ-Авиа» туроператоры не могли найти свободные самолеты для восстановления программ. Однако в зимнем сезоне из-за необходимости платить лизинговые платежи и оплачивать наземные услуги перевозчики снижают цены, чтобы самолеты не «стояли на бетоне». Исправить ситуацию в некотором роде помогло бы открытие Египта  – основного зимнего туристического направления в предыдущие годы. Возможно, что какие-то новости об этом поступят уже сегодня.

ЛЕТОМ СИТУАЦИЯ МОЖЕТ ПОМЕНЯТЬСЯ

При этом эксперты не исключают, что в летнем сезоне, при условии отсутствия потрясений, цены на авиаперевозку вновь могут «пойти вверх». Этому будет способствовать, как сокращение количества кресел на рынке (за счет ухода самолетов «ВИМ-Авиа»), так и ужесточение контроля над пунктуальностью выполнения чартерных рейсов.

Напомним, что теперь Росавиация вправе ограничивать авиакомпанию в допусках на чартерные рейсы, если в предыдущем месяце она допустила более 10% задержек от общего объема своих чартерных рейсов.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР