Эксперты оценили перспективы ввода штрафов за неуплату курортного сбора

Не успели регионы России начать взимать курортный сбор, как местные власти уже заговорили о штрафах для нарушителей налоговой дисциплины. Юристы говорят о сложностях взимания таких штрафов, а туроператоры предупреждают о возможных рисках для регионов.

С инициативой ввести вместе с курортным сбором, стартующим с 1 мая 2018 года, и солидные штрафы за его неуплату выступили в Ставропольском крае. В этом регионе сумма налога по сравнению с другими территориями-участниками эксперимента, будет самой большой – 50 рублей в сутки с человека, и максимальной из разрешенных федеральным правительством на 2018 год (напомним, курортный сбор в Алтайском крае – 30 рублей, в Краснодарском крае – 10 рублей, столько же планировали собирать и в Крыму).

Как заявил глава министерства курортов и туризма Ставрополья Александр Трухачев, слова которого приводит «Интерфакс», необходимо «законодательно установить ответственность плательщиков курортного сбора за неисполнение обязанности по его уплате».

Туристов, отказавшихся платить курортный сбор, планируется штрафовать на сумму от 500 р. до 2000 р., предпринимателей, которые вовремя не перечислят в бюджет средства курортного сбора - на сумму до 5000 р.

Ведомство предлагает штрафовать туристов, отказавшихся платить курортный сбор, на сумму от 500 р. до 2000 р. Накажут рублем и предпринимателей, которые вовремя не перечислят в бюджет средства курортного сбора: им обещан штраф до 5000 р., а юридическим  лицам — до 10 тыс. р. Вопрос о вводе системы штрафов за неуплату курортного сбора краевые депутаты рассмотрят в первом чтении на ближайшем заседании местного парламента.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ

Глава Правовой службы АТОР Надежда Ефремова обращает внимание на то, что методологии взимания штрафов именно из-за «уклонения от уплаты» курортного сбора в России нет. И с этой точки зрения весьма интересно, какие положения предложат на Ставрополье.

«Разработка соответствующего законодательного акта потребует тщательного осмысления и связки всех деталей. В этой ситуации много нюансов, в том числе, из-за отчетности по сбору. Очевидно, что сам факт того, что турист побывал в гостинице, и уехал из нее, не уплатив курортный сбор, может стать известен лишь тогда, когда об этом в администрирующий орган сообщит объект размещения. Сделать это во время проживания туриста в гостинице вряд ли получится, ведь турист имеет право оплатить сбор непосредственно перед выездом из отеля, а до этого момента нарушителем он вряд ли может считаться. Как будет регион взыскивать средства с «туриста-уклониста», вернувшегося домой, без текста законопроекта пока не ясно», - говорит г-жа Ефремова.

Сам факт того, что турист побывал в гостинице, и уехал из нее, не уплатив курортный сбор, может стать известен лишь тогда, когда об этом в администрирующий орган сообщит объект размещения. Сделать это во время проживания туриста в гостинице вряд ли получится

«Данная инициатива пока не опубликована в виде законопроекта и потому неясно, как именно будет функционировать «штрафной механизм. Говорить об эффективности введения системы штрафных санкций, по меньшей мере, преждевременно», -  соглашаются в Национальном туроператоре АЛЕАН.

В свою очередь Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин» говорит, что при очень большом желании заставить туриста заплатить штраф можно, прибегнув к протоколу о административном нарушении, к суду и взысканию через судебных приставов. Однако он считает, что такая практика безусловно отрицательно скажется на имидже территории.

Более того, для отелей возможность уплатить штраф и вовсе не собирать сборы с туристов может, как это ни парадоксально, оказаться привлекательной: в этом случае их суммы на штраф могут оказаться даже меньше расходов на аккумуляцию и учет сбора, считает генеральный директор «Дельфина».

Для отелей возможность уплатить штраф и вовсе не собирать сборы с туристов может, как это ни парадоксально, оказаться привлекательной: в этом случае их суммы на штраф могут оказаться даже меньше расходов на аккумуляцию и учет сбора

ИМИДЖЕВЫЕ РИСКИ ДЛЯ РЕГИОНОВ

Для бизнеса мотивы властей Ставропольского края в целом понятны. В свое время, в качестве одного из аргументов против введения сбора как раз и называлась сложность процедуры его взимания с туристов и юридических лиц. При низкой собираемости сбора его значимость для региона значительно нивелируется, кроме того, организация процесса также требует определенных бюджетных вливаний.

Тем не менее, туроператоры говорят, что риски имиджевых потерь и снижения турпотока в экспериментальных регионах при повсеместном внедрении штрафоной системы могут перевесить финансовые выгоды от штрафов. При этом, по мнению многих экспертов, дело не в размере штрафов, а скорее в «медийном факторе».

«Курортный сбор сам по себе увеличивает стоимость отдыха для туристов, это не слишком позитивный имиджевый фактор сам по себе. В случае введения штрафов для туристов, людей, принявших решение посетить Ставрополье, станет меньше», - считают в компании «Мультитур».

Курортный сбор сам по себе увеличивает стоимость отдыха для туристов, это не слишком позитивный имиджевый фактор сам по себе. В случае введения штрафов для туристов, людей, принявших решение посетить Ставрополье, станет меньше

«Далеко не всякий внутренний турист относится с пониманием к необходимости платить дополнительный сбор на поддержание курортной инфраструктуры. Есть риск, что введение штрафов для «уклонистов» может создать для отдельных российских курортов дополнительные имиджевые риски, что также должны учесть региональные власти»,- подтверждают в пресс-службе Национального туроператора АЛЕАН.

Кроме того, эксперты туристического рынка советуют разработчикам будущего закона о штрафах за неуплату курортного сбора «перекрыть все возможные лазейки, которыми могут воспользоваться несознательные отдыхающие, чтобы система штрафов не распространялась только на «избранных». С другой стороны, считают в компаниях, необходимо избежать и необоснованного начисления штрафов, например, из-за бюрократических проволочек.

НУЖНА РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО УПЛАТЕ КУРОРТНОГО СБОРА

Вне зависимости от того, утвердят ли власти Ставрополья «курортные штрафы», необходимо серьезная работа по разъяснению бизнесу и туристам суть и механизм взимания курортного сбора, считают туроператоры. В частности, бизнес предлагает  создать в этих целях памятки для туристов, которые можно было бы распространять, например, в аэропортах, железнодорожных вокзалах, отелях и санаториях.

Резюмируя возможные последствия от введения штрафной системы, потенциальное раздражение туристов и возможный «откуп» отелей от взимания курортного сбора эксперты не исключают, что из-за синергии всех этих факторов история с штрафами за неуплату курортного сбора завершится через год-другой.

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram

.

 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР