«Электронная путевка» пропала с радаров

С 1 июня на сайте Ростуризма больше нет раздела, где туроператоры могут осуществить вход и авторизацию в системе «Электронная путевка». При этом 31 мая Минкульт утвердил форму и требования к составу информации, содержащейся в ЭП.

На портале regulations.gov.ru в четверг, 31 мая, опубликован приказ Министерства культуры России об утверждении формы электронной путевки (ЭП), перечня сведений, указанных в ЭП, а также порядка размещения электронных путевок в единой информационной системе. 

Приказ содержит 3 приложения. Отметим основные особенности этого важного документа.

ЧТО БУДЕТ СОДЕРЖАТЬСЯ В «ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКЕ»

Согласно тексту приказа от 31 мая, в электронной путевке указываются следующие сведения:

·                    Сведения об электронной путевке (номер, статус);

·                    Реквизиты договора о реализации туристского продукта (номер и дата заключения, цена турпродукта);

·                    Сведения о туроператоре, сформировавшем туристский продукт (наименование, ИНН, номер в реестре туроператоров, координаты для связи): полное наименование туроператора;

·                    Сведения о турагенте (если договор заключался турагентом);

·                    Сведения о заказчике туристского продукта (если заказчик не является туристом) – здесь вписываются ФИО, адрес, паспортные данные, координаты для связи, если заказчик физлицо и наименование, ИНН и т.п., если заказчик – юрлицо;

·                    Сведения о туристах (ФИО, адрес, паспортные данные, координаты для связи каждого туриста);

·                    Информация о путешествии (даты тура, место временного пребывания);

·                    Услуги по перевозке (тип перевозки, наименование перевозчика, аэропорт прибытия, даты перевозки);

·                    Услуги по размещению (наименование гостиницы, местонахождение, даты заезда);

·                    Сведения о прочих услугах (их перечень, описание);

·                    Иная информация о путешествии (заполняется при необходимости и включает контакты принимающей стороны, описание тура или маршрута, комментарии);

·                    Сведения о «Турпомощи», если тур за границу.

В целом, приказ содержит перечень всех пунктов, которые имелись в тестовой версии системы, что дает основание сделать вывод, что существенных изменений система «Электронная путевка» до сих пор не претерпела.

С одной стороны, отрадно, что туроператорам не придется столкнуться с чем-то новым, к чему они не были готовы, с другой стороны напрашивается вывод, что доработки системы, о которых многократного говорили в Правительстве и Минкультуры, разработчик и оператор системы попросту проигнорировали.

ВОПРОС ОБ ОБЩЕЙ ЦЕНЕ ТУРПРОДУКТА

Форма электронной путевки, в соответствии с Приказом, предусматривает внесение информации об общей цене туристского продукта по договору (п.2), но данный пункт не помечен как «необязательный». Таким образом, не исключено, что доводы турбизнеса о том, что по ряду причин указать общую стоимость конечного турпродукта будет невозможно, так и не были услышаны. Ранее в самой системе была предусмотрена опция «скрыть цену от туриста», проверить ее наличие сейчас нет возможности (об этом – далее).

Напомним, что туроператоры доказывали регуляторам, что владеют информацией только о стоимости собственного турпродукта, а сведениями о доп. услугах, которые турист может заказать в турагентстве, и которые также могут быть поименованы в договоре между агентом и туристом, туроператор не располагает.  

Тем не менее, и нынешняя формулировка приказа об общей цене турпродукта по-прежнему представляется практикам туризма размытой и неопределенной.

Неопределенность в формулировках, порядке, а главное, смысле действий в системе электронных путевок присутствует до настоящего времени ввиду отсутствия инструкций, досконально описывающих все процессы системы, ее возможности и сценарии использования всеми категориями пользователей, отмечают опрошенные «Вестником АТОР» эксперты турбизнеса, подчеркивая, что уже имеющиеся на сайте Ростуризма регламенты такими инструкциями не являются.

Соглашаются с ними и специалисты из области IT. «У «Электронной путевки» должен быть предусмотрен регламент, который описывал детали самого выпуска и обращения путевок в электронном виде: как происходит эмиссия электронных путевок, через какое время после заключения договора турист должен увидеть свою путевку, каким образом и в каком порядке в нее вносятся изменения и прочие важные особенности. Однако такой документ не был до сих пор разработан, хотя его наличие предусмотрено более ранними документами», - говорит Александр Белей, генеральный директор компании «Аэронавигатор», разработчика ядра системы «Электронная путевка» на начальных этапах проекта.

Казалось бы, самый верный путь в поисках ответа на все эти вопросы – свериться с самой системой «Электронная путевка», ведь она есть в открытом доступе с конца 2017 г.

Однако сделать более  не представляется возможным. Сайт системы, позволяющий осуществить доступ к тестовой версии (или, как говорят в Ростуризме, к системе, запущенной в промышленную эксплуатацию) не работает по меньшей мере с 1 июня. С сайта Ростуризма исчезли все ссылки, обеспечивающие вход в систему «Электронная путевка» (хотя описание и общие инструкции, написанные исполнителем системы, остались).

Как же так получилось, что система «пропала с радаров» сразу после выхода первого посвященного ей акта?

ПОЧЕМУ ВХОД В СИСТЕМУ «ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА» БОЛЕЕ НЕВОЗМОЖЕН. ВЕРСИИ

ВЕРСИЯ 1

Произведя нехитрые математические вычисления, можно заключить, что 31 мая завершился гарантийный шестимесячный срок, в течение которого систему должен был поддерживать и дорабатывать разработчик – компания «Астерос».

С одной стороны, понятно, что «Астеросу» сейчас не до путевки – у него началось судебное разбирательство по процедуре банкротства, заявленной им же самим (следующее заседание назначено на 11 июля). Об исках к «Астеросу» мы писали ранее, а на сегодняшний день сумма заявленных исков к компании уже перевалила 2-х миллиардную отметку. Среди истцов – такие компании как «Лужники», «Тинькофф Банк», «МТС-БАНК», «ЛОКО-БАНК» и другие.

Как сообщили «Вестнику АТОР» на условиях анонимности представители компаний, участвующие в судебных спорах с «Астеросом», персонала, способного поддерживать систему, в этой компании практически не осталось. Точная судьба и местонахождение самих серверов, на которых размещена система, также остается им неизвестной. Возможно, что систему по окончании гарантийного срока просто выключили?

ВЕРСИЯ 2

С другой стороны, грядущее банкротство «Астерос» не должно было повлиять на систему «Электронная путевка». По документам компания должна была передать всю документацию и права на путевку Ростуризму, о чем последний уже отчитался.

Не исключено, что так как «Астерос» получил необходимые лицензии на систему только на шестимесячный срок, а контракт с ним не продлили из-за банкротства, то, ввиду отсутствия дополнительного финансирования  на систему, Ростуризм не привлек других подрядчиков, способных исправить недочеты «Астероса» и получить новые разрешительные документы.

Тем более что, как говорят эксперты, получение таких документов даже в случае работы с новым подрядчиком, потребует времени. 

«В случае переноса серверов в новый дата-центр, или еще более сложной процедуры переноса самой системы на другие сервера, на всю систему «Электронная путевка» надо будет заново получать сертификат соответствия требованиям Закона о защите персональных данных», – считает г-н Белей из «Аэронавигатора».

ВЕРСИЯ 3

Также возможно, ответ на поставленные выше вопросы кроется еще в одном судебном иске – компании «Аэронавигатор» к «Астеросу» и Ростуризму. Напомним, «Аэронавигатор» был подрядчиком «Астероса», выполнил большую часть работ по созданию системы электронных путевок, но оплату своих услуг от «Астерос» не получил.  

Всего «Аэронавиатором» было подано 2 иска. Первый был к «Астеросу», по которому суд обязал последнего выплатить истцу около 50 млн рублей (которые получены им так и не были).

Второй иск был совместно к «Астеросу» и Ростуризму, в нем «Аэронавигатор» указывал, что не получив оплаты за проведенную работу он не передает права на использование системы и просил суд запретить обоим юрлицам пользование системой электронных путевок. На момент рассмотрения первого иска производство по второму иску было приостановлено, однако после победы над «Астеросом» «Аэронавигатор» инициировал и возобновление производства по второму иску. Следующее заседание по нему назначено на 13 июня

Возможно (хотя и маловероятно), что систему пока скрыли из общего доступа на время судебного разбирательства.

ВЕРСИЯ 4

Еще одной причиной «пропажи» электронной путевки эксперты называют передачу системы в «Ростех» и связанные с этим технические вопросы (перенос системы, ее новая отладка, новая сертификация, и пр.). Около года назад Ростуризм публично заявил о сотрудничестве с «Ростехом» в области развития системы. В июле прошлого года на эту тему было множество публикаций, однако дальше разговоров тогда дело не пошло.

Ряд экспертов не исключает, что руководством отрасли после ряда скандалов, связанных с системой,  и открытой критики турбизнесом сданной «Астеросом» работы, было принято решение сменить оператора системы, забрав ее у Ростуризма и передав ведомству, более грамотно разбирающемуся в технических вопросах.

Эта версия нуждается в дополнительной проверке, но если она подтвердится, то оператором системы вряд ли будет Ростуризм.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР