Какие ключевые моменты должны войти в новую стратегию развития туризма, зачем нужен новый отраслевой закон и когда ждать электронную путевку – об этих и других актуальных темах отрасли в ходе пресс-конференции 5 февраля рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
ДРУГОЙ УРОВЕНЬ ОТНОШЕНИЯ К ТУРИЗМУ
Как подчеркнула Майя Ломидзе, в последние недели в отрасли происходят «симптоматические изменения», которые указывают на то, туризм будет восприниматься и развиваться как полноценная отрасль экономики, а не как «сфера деятельности».
Во-первых, важен уже сам факт передачи туристического сектора в введение министерства экономического развития. И хотя подобный «эпизод», как напомнила г-жа Ломидзе, в истории российского туризма уже был, в этот раз все свидетельствует о том, что ситуация развивается уже на принципиально ином уровне.
Исполнительный директор АТОР отметила, что те подходы, которые сегодня демонстрирует министерство экономического развития, говорят о том, что для отрасли хотят создать условия для устойчивого развития.
«Настрой очень серьезный. Совещание по вопросам развития туризма в России, которое в январе с членами правительства провел президент Российской Федерации Владимир Путин, также показатель того, что отрасль выходит на другой уровень», - подчеркнула Майя Ломидзе. По ее словам, те вопросы, которые обсуждались на совещании у главы государства, полностью созвучны тем ощущениям и замыслам, которые есть у участников туристической отрасли.
Мы вместе говорим о поддержке въездного туризма в рамках стратегии развития несырьевого экспорта. Это тоже одна из важных задач, которая конкретными инструментами поддержит предпринимателей, работающих во въездном туризме
Среди вопросов, по которым совпадают позиции представителей туротрасли и Минэкономики, в частности, есть тема создания необходимых условий для малого и среднего предпринимательства в туризме. «Кроме того, мы вместе говорим о поддержке въездного туризма в рамках стратегии развития несырьевого экспорта. Это тоже одна из важных задач, которая не только популяризирует Россию как туристическое направление, но и конкретными инструментами поддержит предпринимателей, работающих во въездном туризме», - отметила Майя Ломидзе.
По ее мнению, в развитие этой темы необходимо более конкретно решать и визовый вопрос: те подвижки, которые были в этом направлении, пока не носили системного характера. Та работа, которую уже проводит по визовому вопросу Минэкономразвития, говорит о том, что в ведомстве хотят достигнуть четких целей в виде существенного облегчения визового режима.
«Основные векторы развития, о которых сегодня говорит туристический рынок, были озвучены и министром экономического развития. Мы считаем, что такое совпадение чаяний бизнеса и власти – это большой и важный знак», - резюмировала Майя Ломидзе.
ПРИОРИТЕТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Как считают в АТОР, стратегия развития туризма, которая была заявлена до 2020 года, уже утратила свою актуальность, очевидна необходимость в подготовке новой стратегии. По словам Майи Ломидзе, есть основание считать, что новая стратегия, которая будет формироваться Минэкомразвития с перспективой до 2035 года, будет крайне практичной и конкретной.
«В этом документе будут показатели, привязанные к «земле», к конкретным результатам работы отрасли, а не взятые с потолка», - отметила она. По оценке АТОР, среди таких ключевых показателей могут быть и количественные, и качественные показатели динамики въездного туристического потока. «Речь не только о количестве туристов, важно и то, сколько они оставят денег в стране. Поэтому мы сегодня говорим о приоритизации въездных рынков, интересных для России», - отмечает М.Ломидзе.
Кроме того, стоит отказаться и от единообразного подхода к турсектору в регионах: туризм на этих территориях находится на совершенно разных стадиях развития.
Регионы живут с разными проблемами в сфере туризма. И создавать единый инструментарий для решений проблем всех, ориентируясь на флагманские регионы, довольно странно для всей остальной России
«Регионы живут с разными проблемами в сфере туризма. И создавать единый инструментарий для решений проблем всех, ориентируясь на флагманские регионы, довольно странно для всей остальной России. Это просто не будет работать. Здесь возможна индивидуализация подходов к региональным вопросам, выстраивание рейтингов, присвоение разных категорий», - пояснила Майя Ломидзе.
Одним из самых острых вопросов развития отрасли в АТОР считают продвижение. Информации о туристическом продукте регионов очень мало, а на зарубежном рынке ее практически нет.
«Волга, Урал, Тюмень, Тамбов, Рязань и другие отдельные регионы, у которых есть возможности принимать иностранцев, за рубежом практически не известны», - говорит М.Ломидзе.
Кроме того, необходимо продумать и вопросы транспортной логистики. Туристу нужен простой способ добраться в тот же Тамбов или Тюмень. Без продуманной логистики и развитого транспортного сообщения о качественном развитии туризма говорить сложно, отмечают в АТОР.
РОССИИ НУЖЕН НОВЫЙ ЗАКОН О ТУРИЗМЕ
По оценке АТОР, действующий закон о туризме не отвечает сегодняшним реалиям: начиная от понятийного ряда и заканчивая ответственностью, которая возлагается на участников рынка перед потребителями.
«Наш закон о туризме серьезно отстал от жизни, его надо переписывать. На наш взгляд, латать то, что уже есть бессмысленно: слишком много «заплаток» уже. И это тоже один из моментов, который, на наш взгляд, должен быть отражен в новой стратегии развития туризма», - сказала она.
По ее мнению, в действующем законе очень слабо регулируется внутренний и въездной туризм. «Законодательство должно закладывать основы для бизнеса, мотивировать бизнес заниматься внутренним и въездным туризмом», - резюмировала она.
В действующем законе очень слабо регулируется внутренний и въездной туризм. Законодательство должно закладывать основы для бизнеса, мотивировать бизнес заниматься внутренним и въездным туризмом
Кроме того, как считает Майя Ломидзе, новый закон о туризме позволит туристам чувствовать себя более уверенно.
«Турист, приобретая тур, должен чувствовать себя спокойно в любой момент. Банкротство или закрытие компаний – это не преступление, это нормальная часть бизнеса и рынка. Вопрос в том, как после этого чувствуют себя потребители. Они не должны страдать от того, что предприниматель неправильно рассчитал риски. И этот вопрос также должен найти отражение в новой конструкции закона о туризме», - подчеркивает она.
КОГДА ЖДАТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКИ
По мнению исполнительного директора АТОР, несмотря на перемены в отрасли, вопрос о внедрении электронной путевки, которая предусмотрена действующим законом, так или иначе будет решаться.
Электронную путевку придется делать заново. Сегодня по факту ее нет, хотя на создание этой системы были потрачены бюджетные деньги – больше 500 млн. рублей. Продукта нет, и его надо делать снова, на этот раз с учетом опыта и мнения бизнеса
«Электронную путевку придется делать заново. Сегодня по факту ее нет, хотя на создание этой системы были потрачены бюджетные деньги – больше 500 млн. рублей. Продукта нет, и его надо делать снова, на этот раз с учетом опыта и мнения бизнеса», - говорит Майя Ломидзе.
По ее словам, в Минэкономразвития уже занимаются этой темой, причем делают это во взаимодействии с турбизнесом. Так что тема реализации электронной путевки через какое-то время снова возникнет, но на этот раз, как надеются в АТОР, мнения участников рынка будут важным фактором, определяющим свойства этого программного продукта.
Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.
.