Ростуризм и Минэкономразвития высказались о руководстве «Турпомощи»

На состоявшемся в понедельник, 15 июля, внеочередном заседании наблюдательного совета регуляторы рынка обозначили свои претензии к нынешней дирекции «Турпомощи».Однако, похоже, руководство объединения предпочло путь затяжной войны с Минэком и Ростуризмом.  

Сегодня, 15 июля, состоялось внеочередное заседание наблюдательного совета «Турпомощи», на котором, как и сообщалось еще в среду, 10 июля, глава Ростуризма Зарина Догузова и заместитель министра экономического развития РФ, курирующий туризм – Сергей Галкин, поставили «вопрос о директоре».

На прошлой неделе ряд отраслевых порталов опубликовал несколько своих версий того, что будет обсуждаться на наблюдательном совете организации в понедельник, какие претензии есть к г-ну Осауленко у госорганов и т.п. Они были весьма различны: от почти анекдотичного «в «Турпомощи» все хорошо, все это «рейдерский захват» с целью отобрать деньги, которые Александр Осауленко бережно сохранял для туроператоров» до «в «Турпомощи» действуют отмывочные схемы, которыми недовольно государство».

Тем не менее, участникам рынка очевидно, что проблемы у нынешнего руководства «Турпомощи» возникли не вчера. Критика этой организации была вполне предметна на протяжении нескольких лет.  Источники редакции в Минэкономразвития (которое теперь осуществляет госнадзор за деятельностью «Турпомощи») говорят о том, что в ведомство уже с февраля стали поступать различные запросы от участников туроператорского сообщества касательно деятельности объединения. Именно они побудили Министерство пристальнее взглянуть на деятельность руководства ассоциации.

Регулятор пришел к выводу о том, что текущая деятельность руководства объединения «Турпомощь» не служит основной цели организации – оказанию экстренной помощи туристам. И именно это – основная претензия к нынешней дирекции «Турпомощи».

В итоге собственного анализа, рассказывают источники «Вестника АТОР», регулятор пришел к выводу о том, что текущая деятельность руководства объединения «Турпомощь» не только не слишком прозрачна, но, самое главное, далека от уставной – то есть не служит основной цели – оказанию экстренной помощи туристам. И именно это – основная претензия к нынешней дирекции «Турпомощи».

На сегодняшнем заседании глава наблюдательного совета «Турпомощи» руководитель Ростуризма Зарина Догузова еще раз подтвердила это, обобщив имеющиеся претензии к работе руководства объединением, подчеркнув, что это «еще не проверка», а результаты анализа. Полное согласие с позицией Ростуризма высказал и Сергей Галкин, зам.министра экономического развития России, присутствовавший на заседании Набсовета.

В ЧЕМ ПРЕТЕНЗИИ К ОСАУЛЕНКО

Напомним, что «Турпомощь» создавалась не «снизу», как «независимое объединение участников рынка», а «сверху», в условиях кризиса. Создана эта организация была для вполне определенных целей, как инструмент решения проблем туристов за счет туроператорских средств. При этом на Минэкономразвития (а ранее на Минкультуры) возложены функции государственного надзора за «Турпомощью».

Функционал «Турпомощи» прописан в отраслевом законе, а цели и задачи организации закреплены и в ее уставе, и в учредительном договоре. На самом сайте «Турпомощи» основной предмет и суть ее существования обозначены предельно ясно: «Цель Ассоциации – оказание экстренной помощи туристам в соответствии c Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Уставом Ассоциации».

Более подробно цели и задачи расписаны в уставе «Турпомощи»: она «действует в целях оказания экстренной помощи туристам и выплаты денежных средств, причитающихся туристам и (или) иным заказчикам в порядке возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта». В действующем учредительном договоре «Турпомощи» есть и важное уточнение: «в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению».

Какие же меры защиты туристов в экстренных ситуациях видел рынок и регуляторы за время работы г-на Осауленко в должности директора организации, призванной такие меры реализовывать и финансировать?

Во-первых, до декабря 2018-го (крах туроператора «Жемчужная река») резервный фонд «Турпомощи» не распечатывался, несмотря на многочисленные обращения туристов в ситуациях с громкими банкротствами – например, TEDTravel, «Авроры БГ», DSBW, «Натали Турс» и др. Во всех этих ситуациях руководство ассоциации максимально дистанцировалось от процессов организации вывоза туристов – вся работа, объективно, ложилась на плечи сотрудников Росавиации и Ростуризма.

Более того, уже отмечалось, что сама процедура обращения в «Турпомощь» для туристов максимально затруднена – так, чтобы всегда можно было отказать в рассмотрении. Например, порядок обращения на сайте предусматривает отправку по электронной почте договора с туроператором и турагентом – но кто возит их с собой в отпуск? Неоднократно фиксировались случаи грубого обращения к туристам и на горячей линии «Турпомощи».

Наконец, когда резервный фонд все же пришлось распечатать – в случае «Жемчужной реки» – действия по эвакуации вызвали еще больше вопросов.

Так, например, дирекция «Турпомощи» очень странно себя повела в отношении выбора эвакуационных рейсов: при наличии возможности заплатить за часть из них не 17, а 12 млн рублей, в «Турпомощь» выбрали именно большую сумму. При том, что более дешевый вариант предполагал эвакуацию бортами большей вместимости, вывоз туристов был бы не просто дешевле, но и закончился бы уже 19 декабря, а не 26-го, когда к нему пришлось привлекать дополнительные рейсы «Авроры».

Интересно, что и в этом варианте, когда эвакуация полутора тысяч туристов обошлась в 68 млн рублей (практически по цене их туров), «Турпомощь» осталась должна основному «эвакуатору» - компании «Ираэро» чуть менее 400 тысяч долларов, просто отказавшись платить за половину рейсов, несмотря на имеющуюся документацию – так, как будто никто никуда никого и не возил.

«Регулятор не рассматривает фонды «Турпомощи» как некие «инвестиционные инструменты туроператоров». Эти фонды создавались, чтобы оказывать помощь туристам в экстренной ситуации – и мы не видим, чтобы они так расходовались».

При этом, отмечали на рынке, на фоне отсутствия фактической работы по задачам, которые поставлены перед «Турпомощью» уставом, руководство объединения «Турпомощь» и лично ее директор активно и деятельно ездят по стране и за рубеж, выступая на различных форумах, слетах, организуя различные «встречи» и «собрания».

Вся эта деятельность вызывала и вызывает вопросы прежде всего у самих туроператоров, на чьи деньги эти поездки совершаются.

И, конечно, не могла не вызвать (мягко говоря) удивление регулятора – ибо обо всей этой кипучей «просветительской и агитационной работе» нет ни слова ни в целях и задачах объединения, ни в уставе, ни в учредительном договоре «Турпомощи». Зачем «Турпомощь», технический инструмент для реагирования в кризисных ситуациях, членство в котором обязательно для туроператоров по закону, рекламирует себя – непонятно никому.

На всем этом, довольно странном фоне рассуждения некоторых СМИ, что «футболить» туристов в кризисных ситуациях, отказывать им в эвакуации и выплатах, не платить за эвакуацию подрядчикам – даже «правилен», ибо это «защита туроператоров, добросовестных плательщиков в фонды» – выглядят просто издевательски.  

Именно это подчеркнул и представитель Ростуризма в ходе совещания 15 июля: «Регулятор не рассматривает фонды «Турпомощи» как некие «инвестиционные инструменты туроператоров». Эти фонды создавались, чтобы оказывать помощь туристам в экстренной ситуации – и мы не видим, чтобы они так расходовались».

ПРО БЮДЖЕТ «ТУРПОМОЩИ»

Мотив о «защите туроператорской кубышки», присутствующий в комментариях некоторых СМИ, довольно странен, учитывая, кто и как распоряжался этой самой «кубышкой». Несмотря на многочисленные уверения дирекции «Турпомощи» многие туроператоры свидетельствовали – обещанных процентов от размещения их средств они не видят.

Да и как их можно увидеть, если в личном кабинете опытные бухгалтеры туроператоров просто не могут разобраться? А ведь на модернизацию сайта объединения в этом году в бюджете «Турпомощи» заложено 6 миллионов рублей. За эти деньги на рынке можно сделать сайт дорогого и «крутого» СМИ, но что-то пошло не так…

Бюджет «Турпомощи» на этот год составляет 58 млн рублей, и порядка половины этой суммы составляет фонд оплаты труда. Только зарплата директора составляет вместе с регулярно выписываемыми «премиями» порядка 4 млн рублей в год.

В бюджете есть статья – дополнительные доходы. В этом году «Турпомощь» в качестве дополнительных доходов планировала собрать порядка 10 млн рублей за «участие турагентов в реестре».

В этом году «Турпомощь» в качестве дополнительных доходов планировала собрать порядка 10 млн рублей за «участие турагентов в реестре».

В том самом реестре, который с самого начала вызывал множество вопросов и нареканий, и куда турагентов руководство «Турпомощи» затягивало всеми правдами и неправдами: то под угрозой «отключения от системы «Электронная путевка», то угрожая чуть ли не объявлением их деятельности вне закона в будущем.

Последнее звучит по меньше мере странно – ведь уплатившие тысячу рублей мошенники успешно состояли в реестре г-на Осауленко целых два года, своим примером доказывая всем здравомыслящим людям, что платный ресстр «Турпомощи» не гарантирует ничего.

Но вернемся к бюджету. Отметим, что с учетом того, что реестр турагентов «Турпомощи» в самом лучшем случае охватывает порядка 2000-3000 агентств, то две трети суммы в 10 миллионов – это платежи «за своих агентов» от туроператоров и розничных сетей. Это, безусловно, удобно, в том числе и в случае, когда за одно агентство в реестре тысячу рублей платят сразу несколько юрлиц. По утверждению нынешней дирекции «Турпомощи», деньги идут на «администрирование самого реестра».

Нетрудно заметить, что такое определение противоречит Уставу объединения. Так, Положении о реестре говорится, что «плата за администрирование Реестра Турагентов… является имуществом Объединения», но по Уставу «Турпомощи» «имущество Объединения может использоваться исключительно в целях, ради достижения которых оно создано», а это никак не «администрирование реестра», а оказание помощи туристам. 

И, конечно, это противоречит здравому смыслу. Ведь администрирование любого реестра (работы в области IT) – всегда некая конечная и планируемая сумма, а здесь получается, что «сколько соберем, столько и потратим». Неудивительно, что никто, включая Ростуризм и членов наблюдательного совета «Турпомощи», и никогда не видел ни одной сметы со стоимостью работ по этому самому «администрированию».

Как бы то ни было, правдивого или хотя бы внятного ответа на вопрос, на что идут деньги, собранные с туроператоров, турагентов и сетей за «реестр», никто на рынке так и не получил. Как и ответов на многие другие вопросы о бюджете объединения, который непрозрачен для самих же членов «Турпомощи» - туроператоров, не говоря уже о регуляторах.

ВОПРОС ПЕРЕДАН В РАБОЧУЮ ГРУППУ

И все же на заседании Наблюдательного совета 15 июля, в результате жесткого сопротивления каким-либо изменениям членов нынешней дирекции и поддерживающей их группы, вопрос о созыве общего собрания «Турпомощи», которое полномочно рассматривать вопрос о новом директоре, по имеющимся на текущий момент данным, не был однозначно решен. Итоги голосования членов Набсовета будут подведены позже.

Согласно одному из предлагавшихся вариантов, претензии регулятора к дирекции «Турпомощи» будут, скорее всего, переданы на рассмотрение «рабочей группы», в которую, кроме членов Наблюдательного совета, войдут и приглашенные эксперты. По итогам ее работы вопрос об общем собрании, возможно, будет поднят опять. 

Руководство «Турпомощи» и поддерживающая его группа решила идти ва банк.И скорее всего, теперь туристический рынок станет свидетелем  холодной (и, возможно, затяжной), «войны» этой группы и регуляторов рынка

Тем не менее, после сегодняшнего заседания Набсовета «Турпомощи», где позиция двух регуляторов была выражена предельно ясно (нынешняя дирекция утратила их доверие совершенно однозначно), ясно одно: руководство «Турпомощи» и поддерживающая его группа попробовала идти ва банк.

И скорее всего, теперь туристический рынок станет свидетелем  холодной (и, возможно, затяжной), «войны» этой группы и регуляторов рынка. А это, безусловно, плохо: начавшийся конструктивный диалог власти и бизнеса явно не предусматривал такого развития событий.

 

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР