Как быстро восстановится российский рынок делового туризма

Как из-за пандемии COVID-19 изменился рынок Business Travel, как скоро восстановятся его объемы и к чему готовится корпоративным агентствам? Своими прогнозами поделился один из самых титулованных экспертов, учредитель холдинга «Випсервис» Александр Спирин.

КАК ПАНДЕМИЯ ПОВЛИЯЛА НА РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК...

В ходе онлайн-конференции 13 августа, посвященной постпандемическим технологиям в туристическом бизнесе, Александр Спирин, один из основателей холдинга «Випсервис», рассказал о том, как пандемия коронавируса повлияла на рынок пассажирских перевозок и деловых поездок.

По оценке эксперта, ситуация, которая случилась на российском рынке из-за пандемии, беспрецедентна. Фактически остановила работу сфера услуг, в которой занято 20 млн. человек. 

Деловой климат серьезно ухудшился, что подтверждает и статистика отечественных авиакомпаний: после хорошего старта в начале года, пассажиропоток в апреле упал до 7%.

В июне объемы восстановились до 50%, в июле этот тренд укрепился, чему помогли отложенный спрос и курортный сезон. Например, объемы перевозок на черноморские курорты в июле 2020 года даже оказались выше на 30-40%, чем годом ранее.

Как считает г-н Спирин, такое быстрое возрождение внутренних объемов перевозки связано преимущественно с закрытыми границами, тем более что речь идет о курортном сезоне.

«При закрытых границах альтернатив у туристов немного. Оттого огромный рост перевозки наблюдается в Калининград, Горно-Алтайск. Это направления были знакомы нам и раньше, но никогда прежде они не были так сильно востребованы», – отметил он.

По данным Росавиации, в конце июля общий пассажиропоток на внутренних линиях превзошел показатели прошлого года.

«Скорее всего, такой результат можно объяснить эффектом открытия курортных регионов, которое случилось в конце июня – начале июля. Но уже в августе мы вернемся к реалиям, и далее объемы перевозок по отношению к 2019 году упадут», – считает г-н Спирин.

Александр Спирин привел данные IATA, согласно которым мировой пассажиропоток восстановится до уровня 2019 года в течение ближайших трех лет. По итогам 2020 года ожидается снижение пассажиропотока в мире на 50-55%. Убытки перевозчиков сейчас оцениваются в 84 млрд долл. США. 

Больше всего потеряют авиакомпании Европы, так как у них фактически нет (или очень мало) «внутренних» (внутристрановых) перевозок, а международные направления, по которым они в основном и летали, стагнируют из-за закрытых границ.  В отличие от Европы, быстрее восстанавливается рынок Китая, где за счет активизации внутренних перевозок пассажиропоток достиг уже 40-45%.

...И НА КАНАЛЫ ПРОДАЖ

По информации эксперта, пандемия COVID-19 повлияла и на каналы продаж российских авиакомпаний. Так, по данным систем GDS, если доля онлайн-продаж в июне 2019 года была на уровне 33%, то в июне 2020 года она выросла уже до 70%.

Как отмечает г-н Спирин, такой скачок объясняется просто: компании, работающие офлайн, из-за карантина были вынуждены вести свою деятельность онлайн. При этом разные темпы демонстрирует восстановление продаж в регионах.

«Регионы восстанавливаются быстрее. В июле средний рост продаж авиабилетов в них составил 35-40%, в то время как в Москве и крупных мегаполисах – около 20-25%. Это связано с тем, что в крупных городах была высока доля продаж (50-55%) билетов именно по международным направлениям», - говорит эксперт.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК ВОССТАНОВИТСЯ БЫСТРЕЕ

По оценке г-на Спирина, российский рынок пассажирских авиаперевозок восстановится быстрее, чем, например, европейский. Это связано с несколькими факторами.

Во-первых, рынок РФ в последние годы показывал рост около 10%, в то время как международный рынок прибавлял 4-5% в год.

Во-вторых, в России большая внутренняя сеть, которая сейчас активно восстанавливается.

В-третьих, поможет более активному росту российского рынка и психология наших соотечественников. Люди готовы летать, невзирая на все «масочные режимы».

«Русский авось» даст нашему рынку еще 2-4% роста», - подчеркивает Александр Спирин.

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СТОЛКНУЛСЯ РЫНОК КОРПОРАТИВНОГО ТУРИЗМА

Эксперт подробно остановился и рынке поездок, связанных с командировками. Из-за карантина и самоизоляции ситуация здесь гораздо хуже, чем на рынке авиаперевозок.

«В апреле объем продаж был 2% от прошлого года, в мае – 5%, в июне – 15%. Три месяца отрасль стояла. Такого не было никогда. Только в июле началось движение, и снова налицо большой разброс по каналам сбыта. Региональные продажи восстановились до 45%, по Москве – на 30-35%. Однако фирмы, которые были заняты в обслуживании иностранных клиентов, восстановили продажи лишь на уровне 10-15%», - рассказал он.

По информации г-на Спирина, в апреле участники рынка Business Travel столкнулись с лавиной возвратов, а за возвратами последовали невозвраты со стороны авиакомпаний.

Среди проблем, которые накрыли отрасль, сокращение зарплат и персонала,  задолженности клиентов, кассовые разрывы и накопление убытков.

Как отмечает Александр Спирин,  эта ситуация коснулась всех участников рынка, но сильнее всего ударила по крупным игрокам. Их убытки исчисляются десятками миллионов рублей. Тем не менее, рынку удалось избежать громких банкротств: многие реструктуризировали свои кредиты до октября.

КОГДА БУДЕТ «СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ»

Как считает Александр Спирин, первый этап кризиса на рынке Business Travel закончен.

«На дне мы уже посидели. Начинаем восстановление. Однако этот процесс будет очень тяжелым и не быстрым. В этом году наша отрасль не сможет набрать больше 50% от прошлогоднего оборота», - отмечает он.

На такой тренд действует несколько факторов. Так, крупные корпорации еще сохраняют запрет на командировки.

Не скоро полностью откроются и границы. Как считает эксперт, раньше октября это не произойдет.

Затем возымеет «эффект переходного периода», когда многие люди просто будут выжидать.

Все эти факторы в совокупности, считает г-на Спирин, фактически подорвут осенний деловой сезон. Первый высокий сезон – весенний – был полностью потерян из-за карантина.

«Второй высокий сезон, который приходится на  сентябрь-октябрь, снова будет сильно смазан. Декабрь-февраль – не лучшее время для корпоративного бизнеса. Так что свет в конце туннеля отрасль увидит только в апреле 2021 года», – считает он.

КАК СОХРАНИТЬ БИЗНЕС

По мнению Александра Спирина, в ближайший год рынок Business Travel ждут оптимизация travel-политики клиентов и ужесточение выдачи кредитов, причем с последним агентства столкнутся уже в октябре-ноябре. Будут работать против рынка и ограничения, связанные с коронавирусом.

Как считает г-н Спирин, чтобы выжить, агентствам надо брать на работу специалистов, имеющих опыт работы с банками, отказаться от практики «нулевой маржи» и экспериментов с IT-решениями. По его мнению, уже готовые и проверенные технологии, которые есть на рынке, обойдутся дешевле.

«Надо быть готовым к тому, что люди и компании поменяют свои привычки. Больше будет процессов, завязанных на онлайн. Бизнес корпоративного агентства изменится. Агенты все больше будут выполнять роль консультантов. Будут развиваться технологии нейросетей, происходить консолидация агентств. Впрочем, мелкий и средний бизнес никуда не уйдет, но его общая доля в корпоративных продажах снизится», – резюмировал Александр Спирин.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР