«Вытопчут или не вытопчут»? Что тормозит турпоток в Долину гейзеров

Поговорили с руководителем одного из крупнейших туроператоров по внутреннему туризму о том, что же в реальности сдерживает турпоток в Долину гейзеров и на другие «особо охраняемые природные территории», и в том ли направлении идет общественная дискуссия.

ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ РУКОВОДСТВА СТРАНЫ

20 мая премьер Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Дмитрию Чернышенко вылететь на Камчатку для решения вопросов, связанных с туризмом в Камчатском крае.

«Поручаю вице-премьеру Дмитрию Чернышенко после того, как на проблему обратил внимание президент, лично разобраться с вопросом развития туристического потенциала Долины гейзеров.... Необходимо продумать и организовать беспрепятственное посещение туристами этого уникального объекта, с учетом его статуса особо охраняемой природной территории. В дальнейшем нужно разработать концепцию развития туризма в Кроноцком государственном биосферном заповеднике в соответствии с экологическим законодательством и масштабировать этот опыт на другие подобные территории, которых немало на карте России», – отметил Михаил Мишустин.

На Камчатке, как сообщается в правительственном пресс-релизе, Дмитрий Чернышенко проведет встречу с экологами, инвесторами, представителями туриндустрии, а также руководством Камчатского края.

Напомним, и без того знаменитая на весь мир Долина гейзеров на Камчатке в среду, 19 мая, оказалась в фокусе внимания главы государства: президент Путин поспорил с вице-премьером Чернышенко. Владимира Путина задели слова из доклада зампреда правительства о том, что «нельзя пустить в 10 раз больше народа, они просто там вытопчут все».

«Если как следует организовать там работу, в Долине гейзеров, то ничего не вытопчут», – возразил президент. Он также привел в пример зарубежные аналоги Долины гейзеров на Камчатке, которые посещают значительно больше людей.

СКОЛЬКО ТУРИСТОВ «ТОПЧУТ» ДОЛИНУ ГЕЙЗЕРОВ

В обращении к зарубежным аналогам президент прав, считает Сергей Ромашкин, глава «Дельфина», одного из крупнейших туроператоров по внутреннему туризму в России.

Бесстрастная статистика действительно сообщает нам, например, такие цифры: гейзеры в Йеллоустонском национальном парке, в котором около 500 гейзеров, ежегодно осматривают 4,1 млн посетителей (11,2 тысячи в день).

Даже если сделать скидку на большую, чем на Камчатке, территориальную разбросанность гейзеров в Йеллоустоне и их количество (на Камчатке порядка 200 гейзеров), все равно факт остается фактом: каждое извержение одного только гейзера гейзера Old Faithful собирает около 2000 туристов. А таких извержений на протяжении светового дня бывает до 10.

Сколько же туристов «вытаптывают» сейчас камчатскую Долину гейзеров?

«Я нашел статистику по Долине гейзеров на Камчатке за 2017 год. Камчатские гейзеры за тот год удалось посмотреть всего 5000 туристам: около 3500 из них были россиянами, а 1500 – иностранцами. Не думаю, что цифры за два следующих года как-то кардинально отличаются. 5000 туристов в год, что вы можете сами проверить на калькуляторе – это 13 человек в день», – рассказывает Сергей Ромашкин.

Так что дискурс про «вытопчут или не вытопчут» – здесь в корне неправильный, отмечает он.

«Всякий, кто был в Долине гейзеров на Камчатке, прекрасно знает, что туристы там в принципе ничего не вытаптывают. И не могут. Все передвижение проходит по специально оборудованной тропе с деревянным настилом и смотровыми площадками. За пределы тропы туристы не выходят. Что на ней можно вытоптать? Сам настил?», – недоумевает Сергей Ромашкин.

По оценке генерального директора «Дельфина», и в нынешнем состоянии туристическая тропа в Долине гейзеров уже сейчас технически способна принимать в разы больше туристов – ничего переоборудовать для этого не нужно (конечно, если хотим йеллоустонские цифры, то придется расширить сеть троп и площадок).

«По факту, тропа в Долине гейзеров и сейчас спокойно выдержит и 10 тысяч посетителей в день», – считает г-н Ромашкин.

Почему же в итоге в Долине гейзеров получается печальная цифра 13 человек в день? Эксперт резонно указывает на то, что основной фактор, определяющий столь малую посещаемость Долины гейзеров – это высокая цена самой экскурсии в долину. Именно она позволяет «сохранять в пустоте и чистоте» эту территорию.

«Дело не в цене тура на Камчатку. С авиаперелетом из Москвы хороший недельный тур на Камчатку сейчас можно приобрести за 90 тысяч рублей на человека. Во-первых, 180 тысяч на двоих – не такая уж и высокая цена для москвичей (за неделю в качественном турецком отеле можно заплатить и больше). Во-вторых, за такие уникальные впечатления, какие дает Камчатка, это вполне оправданные суммы», – рассуждает гендиректор «Дельфина».

«Но вот вертолетная экскурсия в саму Долину гейзеров – а доставляют туристов туда сейчас только так – стоит от 45 тысяч рублей на 1 человека. На двоих – 90 тысяч. Ее надо купить на месте, в туры она, естественно, не включена. А это уже половина стоимости всего тура с перелетом. Стоит ли удивляться, что мало кто согласен на месте выкладывать такие деньги за возможность «потоптаться» в Долине гейзеров около часа с небольшим?», – раскладывает по полочкам ценовую ситуацию с экскурсией в Долину гейзеров Сергей Ромашкин.

Одним из вариантов может быть создание, пусть дорогостоящей и долго окупающейся, но эффективной альтернативы вертолетному трансферу в виде качественной автомобильной дороги к Долине гейзеров (она и сейчас проходима на «вахтовках», 180 км, но ехать очень долго и напряженно для туристов). Хорошая дорога, обустройство стоянок, подъемников и другой инфраструктуры – все это может существенно повысить доступность Долины гейзеров как  уникальной достопримечательности для туристов, считает он.

ПОСМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ ТУРИСТОВ И ЗАПОВЕДНИКОВ ШИРЕ

Г-н Ромашкин призывает не ограничиваться одной Долиной гейзеров, которая, по его словам, все же частный и уж точно не самый плохой случай.

А попытаться донести до журналистов федеральных СМИ и правительственных чиновников общую плачевную ситуацию, сложившуюся с туризмом в нацпарки и заповедники России, объединенные в официальных документах аббревиатурой ООПТ – то есть «особо охраняемые природные территории».

По его словам, одним из наиболее популярных у туристов является Кавказский государственный заповедник, кстати – самый крупный горно-лесной заповедник Европы. Показатели посещаемости у него, разумеется, куда лучше, чем у Долины гейзеров – хотя бы в силу своего географического расположения вблизи от массовых курортов юга России.

Но и этот заповедник посещают сейчас, по данным ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела», около 680 человек в день (250 тыс. в год). Для сравнения – гораздо меньший по площади национальный парк Плитвицкие озера в Хорватии посещают более 4900 туристов в день (1,8 млн в год).

И здесь проблема уже не в ценах на экскурсии, а в необходимости срочно модернизировать экологическое и природоохранное законодательство и нормативную базу, а также в том, чтобы правильно организовать доступ туристов, считает Сергей Ромашкин.

«Мне лично в одном из российских горных заповедников юга России рассказывали, что за лето им позволено пускать на один экомаршрут только 5000 человек. То есть за летний сезон, с мая по сентябрь, получится 33 человека в день на очень протяженной многокилометровой тропе. Почему, чем и кем это обосновано, откуда взялись такие цифры, никто сказать не может. Все тычут в небо пальцем и поминают некие «научные разработки», созданные еще в 70-х годах прошлого века, то есть в совершенно иной реальности», – рассказывает глава «Дельфина».

По мнению эксперта, президент в своем выступлении 19 мая был совершенно прав в том, что «нужно все правильно организовать».

«Да, многие заповедники сейчас стали обустраивать хотя бы стоянки для авто, вывозить мусор. Это уже хорошо. Но даже просто с организацией доступа туристов все пока у наших национальных парков и заповедников слабо. Возьмем тот же Кавказский заповедник, у которого несколько входов для туристов, но самая популярная точка входа находится в Красной Поляне. Турист в 2021 году не может купить билеты онлайн. Ему нужно идти в кассы (которые работают до 17:00-18:00), покупать бумажный билет (пропуск). И ведь онлайн-продажа билетов не требует каких-то сумасшедших инвестиций», – говорит Сергей Ромашкин.

ТРИ ЛИНИИ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ

По его мнению, сейчас самое время и правительству, и Минприроды, и Ростуризму, задуматься о комплексном подходе к привлечению туристов в российские национальные парки и заповедники. И здесь есть три линии, три направления, по которым нужно работать.

Первое – это улучшение транспортной доступности. Нужно строить дороги, стоянки, кемпинги, отели при заповедниках. Отлаженная логистика даст массовый поток и позволит снизить цены даже на самые труднодоступные природные достопримечательности.

Второе – изменение природоохранной нормативной базы, которой пора уйти от «высокой науки образца семидесятых» и наконец примириться с таким явлением, как массовый туризм. Во всем мире такой баланс находят, можно найти его и у нас.

Третье направление – это изменение отношения самих работников российских национальных парков и заповедников к туристам. Как правильно выразился президент, «это наши люди». А поэтому нацпаркам и заповедникам следовало бы задумываться не о том, как «защитить» от этих самых людей территорию, а как правильно, удобно и комфортно для россиян организовать туристический поток на ней.

«В музеях России руководство и рядовые сотрудники тоже долгое время упорно считали, что они – хранители национального достояния и научные работники, а туризм – это некая побочная, не имеющая к ним отношения, деятельность. Однако массовый туризм и современная экономика эти представления уже, слава богу, меняют: сдвиги мы уже видим, музеи повернулись к туристу лицом. Пора таким же переменам происходить и в заповедниках России», – резюмирует Сергей Ромашкин.

Редакция "Вестника АТОР"

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР