В АТОР подвели предварительные итоги летнего туристического сезона в 2021 году

Общий прирост российского турпотока на выездных направлениях в АТОР оценивают предварительно в +10-15% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Внутренний туризм, также по предварительной оценке, не дотянет до показателей 2019 года около 10% – прежде всего из-за беспрецедентных ограничений для туристов в Краснодарском крае.

В ТАСС 4 августа прошла прошла пресс-конференция исполнительного директора Ассоциации туроператоров (АТОР) Майи Ломидзе, в ходе которой были озвучены некоторые предварительные итоги летнего сезона 2021 года по внутренним и выездным направлениям. Основные тезисы – далее.

ДОСТИЖИМЫ ЛИ ДОПАНДЕМИЙНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ?

Предварительно можно считать сезон удавшимся. Спрос по большинству внутренних направлений превысил показатели 2020 года. По предварительной оценке АТОР, в этом году внутренний турпоток достигнет 90% от уровня 2019 года.

«Допандемийные показатели во внутреннем турпотоке могли бы быть достигнуты, если бы не ограничения в Краснодарском крае, которые «уронили» бронирования высокого сезона в самом популярном у туристов регионе Юга России», – отметили в АТОР.  

По выездному туризму прирост в АТОР предварительно оценивают +10-15% по отношению к 2020 году. В этом году открыто больше направлений, чем в прошлом. Прирост мог бы быть больше, если бы не закрытие Турции весной и в начале лета 2021 года и не существенные ограничения в перевозке (фактически чартеры могут летать только в Турцию и Албанию).

По оценке АТОР, средняя стоимость отдыха во всех сегментах (внутренний, выездной, внутренний туризм) выросла в 2021 году в районе 25% от  допандемийных показателей (хотя есть и исключения - например, ряд отелей Турции оставил цены на прежнем уровне). 

НИЗКАЯ ГЛУБИНА БРОНИРОВАНИЯ И КРЕН ПРОДАЖ В СТОРОНУ ЛЮКСА

У российских туристов – как в отношении внутренних, так и зарубежных направлений, сохраняется и закрепилась модель потребительского поведения, при которой глубина бронирования составляет 2-4 недели. Бронировать на несколько месяцев вперед, как до пандемии, они более не готовы.

По словам г-жи Ломидзе, такая тенденция сохранится вплоть до начала следующего года, даже если пандемийные риски исчезнут. «Страх, что что-то опять закроется или поменяют правила въезда, засел в голове туристов прочно и надолго», – резюмировала она.

Вторая яркая тенденция летнего сезона 2021 года – это явный крен продаж в сторону дорогого и премиального сегментов.

«На этом фоне понятно, почему покупают больше премиальных и люксовых туров. У массового туриста стало меньше денег из-за пандемии, он ограничен в выборе, тем более что такое явление, как «горящие туры» попросту исчезло. В то же время, обеспеченные граждане, чьи доходы сохранились или выросли, более свободно сейчас распоряжаются своими деньгами, их доля на рынке выросла», – пояснила исполнительный директор АТОР.

Наконец, третья тенденция – стремление туристов любым способом подстраховаться и минимизировать возможные потери (покупают возвратные билеты, берут страховки от невыезда и пр.).

НАДО ПЕРЕСТАТЬ ЖДАТЬ КОНЦА ПАНДЕМИИ – ЕГО НЕ ВИДНО

При всем росте стоимости отдыха, отметила Майя Ломидзе, доходность российской туриндустрии существенно ниже, чем до пандемии. Объясняется это тем, что спрос восстановлен далеко не полностью, не открыты множество массовых направлений, а турпоток по многим открытым ограничен.

Маржинальность внутреннего туризма низка, а въездного туризма в Россию также по-прежнему нет. Не урегулирован пока и вопрос с «вакцинными турами» в Россию: массово пока прививаться к нам не едут, возможно этот вопрос решится с выходом вакцинации внутри страны на плановые показатели.

«Как итог: туристическая отрасль все еще находится в состоянии выживания. Поэтому мы направили свои предложения  во Всемирную туристскую организацию при ООН, а также ряду туристических ассоциаций ведущих стран. Мы предлагаем принять вирус как данность, не ждать окончания пандемии и начать восстанавливать международный туризм уже сейчас. Принять единый подход к правилам въезда невакцинированных и переболевших туристов, взаимно признать все вакцины, независимо от страны их производства и освободить вакцинированных туристов от ограничений», - рассказала Майя Ломидзе

ОБ ОТКРЫТИИ РЕЙСОВ В ЕГИПЕТ

«Открытие прямых рейсов на курорты Египта стало одним из двух главных сюрпризов летнего туристического сезона 2021 года. И главное – сюрпризом приятным. Тем не менее, радость от него не столь велика, как ожидалась: из-за ограничения перевозки только регулярными рейсами и только из Москвы цены на Египет пока далеки от ожидаемых. Средняя стоимость путевки на двоих в отель 4* на все включено составляет около 80 тыс. рублей. Но и на разрешенные регулярные рейсы, как мы прогнозируем, будет высокий спрос – он был хорошим даже тогда, когда туристы ехали в Хургаду и Шарм-эль-Шейх через Каир», – отметила исполнительный директор АТОР.

При этом, полагают в АТОР, даже если в сентябре в Египет разрешат чартеры и расширится география разрешенных городов вылета, то даже при высоком спросе показатели 2015 года по российскому турпотоку в Египет (2,3 млн туристов) в 2021 году достигнуты не будут.

О СПРОСЕ НА ТУРЦИЮ

Турция по итогам года по-прежнему останется направлением номер 1, лидером в выездном туризме из России с большим отрывом от всех конкурентов. Сейчас, тем не менее, спрос на Турцию в целом ниже по сравнению с 2019 годом на 25%.

«Возможно динамика была бы гораздо лучше, если бы Турция не была закрыта в апреле – июне и не было бы фейковых вбросов о мнимом закрытии страны для россиян летом. Но сам факт, что самое дешевое, массовое и доступное выездное направление этим летом пока не показало колоссального прорыва по объемам турпотока, говорит о том, что кризис на туристическом рынке далеко не закончился». – подчеркнула Майя Ломидзе.

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

По данным АТОР, беспрецедентные ограничения для внутренних туристов в Краснодарском крае ситали вторым - и на этот раз неприятным, сюрпризом сезона. Они строже, чем для въезда в зарубежные страны. Это уже привело к тому, что объемы продаж туров на курорты региона в августе-сентябре упали в пять и более раз. Некоторые отели в августе в крае вообще закрываются и переселяют туристов в другие объекты. Отели пытаются как-то привлечь новых туристов, в итоге цены на курортах Кубани в среднем снизились на 10-20%, но это пока не помогает новым продажам.

«После всех «смягчений» условия в Краснодарском крае для заселения в отели взрослых туристов остались неподходящими для основной массы туристов. Приехать на отдых и первым делом бежать не на море, а искать пункт вакцинации? Как вы понимаете, таких фанатиков мало», – заключила исполнительный директор АТОР.

По ее словам, чтобы восстановить нормальный турпоток в Краснодарский край, необходимо, как это ранее просили губернатора и АТОР, и лично глава Ростуризма, дать туристам альтернативу в виде возможности приезжать с ПЦР-тестами.

КТО ЕЩЕ ИЗ РЕГИОНОВ БУДЕТ В СПИСКЕ ЛИДЕРОВ ПО ИТОГАМ ЛЕТА

Лидером по объему внутреннего турпотока останется Краснодарский край. Второе место займет Крым. На него частично сместился сместился спрос в результате ограничений в соседнем регионе и сезон 2021 года в Крыму будет рекордным, превышающим допандемийные показатели.

Кроме этого, высокий интерес туристы проявляют летом к Санкт-Петербургу и Ленобласти, курортам Калининградской области. Показатели турпотока на Сахалин и в Бурятию благодаря чартерным программам TUI Россия также обещают быть позитивными.

ЗАПИСЬ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ МАЙИ ЛОМИДЗЕ 4 АВГУСТА В ПРЕСС-ЦЕНТРЕ ТАСС

 

 

Редакция "Вестника АТОР"

Фотография на обложке предоставлена пресс-центром ТАСС

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР