Станет ли Шерегеш российским Инсбруком благодаря своему аэропорту?

Совокупный объем инвестиций в развитие горнолыжного курорта Шерегеш может превысить 135 млрд рублей до 2035 года. Помимо модернизации и строительства гостиничной инфраструктуры, планируется и открытие на курорте отдельного аэропорта. Спросили у туроператоров, как они оценивают перспективы этого начинания.

На днях стало известно, что 21,6 млрд рублей в развитие горнолыжного курорта «Шерегеш» на Кузбассе намереваются инвестировать «Сбер» и «УГМК-Застройщик».

Пресс-служба банка сообщила о заключении соответствующего предварительного соглашения между сторонами. Совокупными усилиями компании планируют модернизировать многофункциональные туристические районы «Гора Зеленая» и «Панорама».

«Сбер» выступит не только в качестве финансового партнера, но и интегрирует в проект платежные сервисы и решения компаний своей экосистемы», – говорится в сообщении компании.

Уже в июне 2022 года планируется начать реализацию ранее подписанного соглашения между правительством региона и «УГМК-Застройщик». Согласно документу, при поддержке Кемеровской области компания займется развитием курорта в объеме 112 млрд рублей в течение 15 лет. Построят коммерческую и жилую недвижимость. В том числе (и в первую очередь) комплексы апартаментов с возможностью размещения на первых этажах фитнес-центра с бассейном, ресторанов, кафе, магазинов, SPA-комплекса.

О планах вложить в курорт дополнительно еще 10 млрд до 2032 года сообщил в интервью Forbes председатель совета директоров Azimut Hotels Александр Клячин. По информации издания, в планах бизнесмена строительство десятка гостиниц, комплекса шале, детского лагеря, конгресс-центра, а также дорожной и инженерной инфраструктуры.

Кроме того, ранее в 2021 году на открытии горнолыжного сезона в Шерегеше вновь были озвучены планы по строительству на курорте собственного аэропорта силами аэропортового холдинга «Новапорт» Романа Троценко (возведение терминальной инфраструктуры), региональных и федеральных властей (аэродромная инфраструктура). Предполагаемый объем инвестиций в этот объект – 14 млрд рублей.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ ИНСБРУК

Согласно данным из презентации «Новапорта» (есть в распоряжении «Вестника АТОР»), инвесторы стремятся к реализации амбициозных планов, сравнивая потенциал Шерегеша с австрийским горнолыжным курортом Инсбрук. По крайней мере, именно на него равняется статистика предполагаемого пассажиропотока.

Технические характеристики будущего аэропорта предполагают наличие взлетно-посадочной полосы длиной 2700 метров, что позволит принимать и обслуживать воздушные суда класса SSJ-100, Airbus 319/320, Boeing-737 и более легкие. По планам инвесторов, аэропорт сможет обслуживать не только рейсы из сопредельных сибирских регионов, но также из Москвы и Санкт-Петербурга.

По планам «Новапорта», аэропорт Шерегеша должен, самое позднее, к 2025 году принимать 173 тыс. авиапассажиров в год. При этом доля прибывающих по воздуху туристов может составить 21% от общего туристического потока на курорт. Через 10 лет – к 2035 году – планируется обслуживать уже 751 тыс. пассажиров (или 50% от общего туристического потока). Именно по этому показателю Шерегеш планирует «обойти» Инсбрук, куда по воздуху прибывает «только» треть туристов.

В презентации «Новапорта» оговаривается, что приведенные выше данные рассчитаны с учетом фактора сезонности, без него (то есть если найдется много желающих посетить Шерегеш не только зимой), эти цифры могут удвоиться.

Но делать ставку на всесезонность курорта было бы рискованно. Опрошенные редакцией «Вестника АТОР» туроператоры в большинстве своем не рассматривают летние программы на курорт. Только в PAC Group сообщили, что готовы разрабатывать подобные продукты по индивидуальным запросам.

«Шерегеш летом – это в основном экотуризм: сплавы по рекам, походы в горы. У нас это направление особым спросом не пользуется, но мы можем предлагать такие туры в индивидуальном порядке», – рассказали специалисты компании.

ТУРОПЕРАТОРЫ ОБСУДИЛИ ПОЛЕЗНОСТЬ АЭРОПОРТА В ШЕРЕГЕШЕ

Появление нового аэропорта, безусловно, положительно скажется на туристической привлекательности региона, согласны эксперты. Другой вопрос, насколько именно.

«Возможно, перелет в новый аэропорт будет интересен для туристов из центральной части России, так как сократит общие временные затраты на дорогу. Однако отметим, что нынешний двухчасовой трансфер «по горнолыжным меркам» – это не так и много, вполне сравнимо с трансферами на европейские горнолыжные регионы, где бывают и более долгие переезды», – оценили перспективность начинания в TUI Россия. Напомним, эта компания является одним из лидеров по объемам организованного турпотока на курорт из столичного региона.

Сейчас чартерные рейсы TUI принимает аэропорт Новокузнецка, что в 164 км по автотрассе от Шерегеша. По словам специалистов компании, стоимость группового трансфера на человека составляет чуть менее 2 000 р. в одну сторону. Каковы будут затраты на обслуживание в новом аэропорту, сейчас сказать сложно. Поэтому не исключено, что речь пойдет только об удобстве более короткого трансфера, а не о снижении цены пакетных туров.

Другие участники рынка в целом настроены более оптимистично.

«На Шерегеш в целом спрос высокий. Открытие аэропорта рядом с курортом упростит логистику и за счет отсутствия трансфера от Новокузнецка сократит стоимость туров», – считает PR-директор ANEX Tour Алёна Хитрова.

По словам специалистов PAC Group, именно нового транспортного узла курорту сейчас не хватает для того, чтобы выйти на новый виток развития.

«У отелей в Шерегеше неплохое соотношение цена/качество. Направление подходит и тем туристам, которые только начинают кататься, и опытным лыжникам. Но добраться от аэропорта до курорта сейчас достаточно трудно: ближайший находится в 180 км от Шерегеша. Если рядом построят аэропорт, можно с уверенностью сказать, что он будет очень востребован туристами», – говорят в PAC Group.

Но планируемый рост турпотока на курорт потребует пропорционального увеличения отельной базы.

«На данный момент в Шерегеше уже практически нет свободных мест, а в случае, если появится новый аэропорт, спрос на размещение еще больше увеличится», – отмечают в компании.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КУРОРТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Местные власти, инвесторы и руководители туристической отрасли страны, судя по риторике в СМИ, имеют твердое намерение сделать Шерегеш масштабным горнолыжным курортом федерального уровня.

Однако по оценке некоторых экспертов, на данный момент там для этого недостает, собственно, самой горнолыжной инфраструктуры. Сейчас кузбасский курорт высоко востребован в своем регионе и хорош «на своем уровне».

В данном контексте немаловажно обратить внимание на то, каким именно образом подсчитывать туристов и кого к таковым относить. Местные власти не без удовольствия рапортуют о миллионных потоках туристов.

Например, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев считает, что в течение прошлого сезона в Шерегеше отдохнули более 2 млн горнолыжников, что в два раза превышает показатели сезона 2019/20 гг. Это, однако, вступает в определенное противоречие с данными из презентации «Новапорта»: 173 тыс. туристов не могут составлять 21% от двух миллионов, и 751 тыс. – тоже не половина от этой цифры.

Генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин полагает, что такие разночтения могут быть связаны с методикой учета. Эксперт подчеркивает, что Шерегеш, несмотря на активное развитие, и сейчас остается горнолыжным курортом регионального уровня: лыжники часто приезжают сюда покататься из сопредельных регионов на машинах на один день и вообще не останавливаются в отелях (то есть в одной из методик могут не учитываться как туристы).

При этом г-н Ромашкин тоже уверен в полезности аэропорта для развития курорта. 

«Конечно, аэропорт нужен. Горнолыжники не хотят по нескольку часов добираться от Кемерово или Новокузнецка. Горнолыжники могут приезжать и на 1-2 дня, на выходные, и в этом случае долгий трансфер может быть критичным фактором. Напомню, что один из основных «козырей» Красной Поляны состоит как раз в том, что, прилетая в Адлер, вы через час уже можете встать на лыжи. Если бы в Шерегеше был аэропорт в радиусе 20 км от курорта, это увеличило бы поток туристов», – рассуждает глава «Дельфина».

Однако туристы эти, по его оценке, скорее всего, прилетать будут не из столичных регионов, а из сибирских.

«Мы все равно в ближайшей перспективе рассматриваем туристический поток в Шерегеш как региональный – до федерального уровня курорт пока не дорос. Там всего около 36 км трасс и в основном местная публика», – резюмирует г-н Ромашкин.

ПЛАНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО АЭРОПОРТА ОТМЕНИЛИ

Обслуживать региональный и местный туристический поток мог бы и меньший по размеру аэропорт. И такие планы даже озвучивались – намерение развивать уже имеющийся аэродром Таштагол (около 20 км от Шерегеша) ранее выражали представители компании «Сибирские аэропорты», относящейся к структурам Олега Дерипаски.

По расчетам потенциальных инвесторов, реконструкция Таштагола обошлась бы в 1 млрд рублей (вместо 6,8 млрд р. на аэродромной инфраструктуры нового аэропорта). При этом Таштагол смог бы обслуживать самолеты типа L-410 вместимостью до 20 пассажиров – для удовлетворения потребностей региональных туристов.

Однако, судя по риторике последних месяцев, проект не будет поддержан местными властями.

КАКИЕ АЭРОПОРТЫ НУЖНЫ РОССИЙСКОМУ ТУРИЗМУ В РЕГИОНАХ?

Надо заметить, что дискуссия вокруг строительства или реконструкции аэропорта в Шерегеше не стала исключительной. Рынок аэропортового бизнеса в регионах, много лет находившийся в упадке, снова стал привлекать внимание серьезных игроков – с ростом объемов внутренних перевозок и возросшим значением внутреннего туризма.

Крупнейшие аэропортовые холдинги страны соревнуются за возможность строить, реконструировать и обслуживать воздушные ворота Барнаула, Южно-Сахалинска, Благовещенска и других городов.

С точки зрения развития туризма в регионах наличие современных аэропортов – однозначное благо, сходятся во мнении эксперты. Например, у тобольского аэропорта Ремезов тоже есть определенные перспективы на организованном туристическом рынке при должном маркетинге.

Самое главное, чтобы на фоне многочисленных дискуссий о различных проектах в итоге в российских городах и на курортах реализовывались на деле хоть какие-то из них, подчеркивают туроператоры. Если у какой-либо рекреационной зоны, как, например, у Шерегеша, в принципе есть туристический потенциал, то там пригодится любой аэропорт и гостиницы всех уровней – современной инфраструктуры для туризма не хватает в России практически везде.

Екатерина Тропова

Иллюстрации из презентации аэропортового холдинга «Новапорт», скриншот Яндекс.Карты

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР