В эти выходные туристы «Капитал тур» никуда не полетели. Об этом в прошедшую пятницу на пресс-конференции предупреждала гендиректор компании Инна Бельтюкова. Руководство «Капитала» надеется, что туристы согласятся заменить купленные туры на другие даты, так как, несмотря на ожидаемые инвестиции, вернуть деньги из собственных средств «Капитал тур» все равно не в состоянии.
По словам Инны Бельтюковой, под угрозой срыва отдых 8323 туристов. «Уже $400 тысяч было направлено на погашение проблем туристов в Египте, значительная сумма идет на урегулирование текущих проблем, с которыми сталкивается туроператор последние несколько дней. Однако возместить все деньги за нереализованные путевки из собственных средств «Капитал тур» пока физически не может», - рассказала Инна Бельтюкова.
Вместе с тем, вопрос - сумеет ли «Капитал-тур» с честью выйти из столь щекотливой финансовой ситуации все еще остается открытым. Так, сама гендиректор компании отметила, что репутация оператора сильно пострадала за последнюю неделю. По ее словам, ранее бренд «Капитал тур» оценивался в $25 млн. долларов, сейчас эта цифра значительно меньше. Главные надежды руководство компании сегодня связывает с обещанными пулом банков во главе с МФК инвестициями в размере $15 млн.
Правда, аналитики рынка склонны полагать, что данные финансовые вложения скорее походят на гуманитарную помощь застрявшим туристам, нежели на серьезные инвестиции, способные оздоровить компанию. Правда, сама Инна Бельтюкова настроена более оптимистично: «Наша задача сделать все, чтобы туристы продолжали летать с «Капитал тур».
Как бы то ни было, сегодня в подвешенном состоянии оказались как туристы, которые все еще не начали получать возмещение по своим страховым полисам, оформленным на случай банкротство компании, так и турагентства, уже получившие от туристов часть стоимости путевки и теряющиеся в догадках, стоит ли требовать оставшуюся сумму.
«Агентствам надо дождаться понедельника или вторника (22- 23 ноября). Тогда мы сможем четко сказать о договоренности, к которой мы придем с банками. И в случае позитивного урегулирования, агентства смогут брать с клиентов полную оплату, а туристы будут оплачивать страховой полис на случай банкротства туроператора, что даст им дополнительную гарантию на возмещение понесенных расходов», - комментирует Инна Бельтюкова.
Однако вопрос страхового возмещения также остается открытым. Напомним, что если все туристы, купившие туры «Капитала», обратятся в СК «Инногарант», предоставившую «Капитал туру» фингарантию в размере 100 млн. рублей, этой суммы для полной оплаты всем пострадавшим клиентам все равно не хватит.
Более того, похоже, что ждать и надеяться на воскрешение тонущего туроператора большинство туристов не собираются. Так, уже сейчас в адрес страховщика поступило около 60 письменных обращений, и еще более 600 звонков с просьбой дать консультацию по порядку оформления компенсации. Учитывая, что в прошедшие выходные не вылетели еще около тысячи туристов, текущая неделя у сотрудников страховой компании обещает быть не менее оживленной.
В то время пока руководство «Капитал тура» спасает свой бизнес, российские власти пытаются вызволить туристов из Таиланда и Доминиканы. В Таиланде, например, российскому консулу туристов приходилось вывозить из отеля буквально тайно. Сейчас же МИД РФ рекомендует туристам, оказавшимся в заточении в чужой стране оплачивать требования хотельеров из собственного кармана, а по возвращению в Россию уже подавать документы на возмещение понесенных расходов. «К сожалению, переговоры с владельцами и администрацией таиландских гостиниц, в которых проживают российские туристы, идут крайне сложно. Они ссылаются на значительные финансовые потери и настаивают на оплате возникшего по вине «Капитал-тур» долга за проживание. С учетом этого посольство вынуждено рекомендовать нашим гражданам оплачивать гостиницы за свой счет, чтобы затем предъявить претензии компании «Капитал-тур» и возместить затраты с помощью страховок», - говорится в официальном сообщении МИД.
Вместе с тем, ситуация с заточением наших туристов в отелях вооруженными людьми выглядит по меньшей мере странно. Как отмечают участники рынка, отдыхающие не должны отвечать за действия коммерсантов, перед которыми они выполнили свои обязательства в полном объеме. Напомним, что АТОР направил письмо партнерам оператора с требованием не делать российских граждан заложниками собственных коммерческих рисков.