Аэропорты РФ могут попросить у государства дополнительные субсидии. Из-за закрытия аэропортов на Юге страны снижается пассажиропоток других регионов. Эксперты акцентируют внимание на том, что туристы сейчас составляют весьма значительную долю российских авиапассажиров. Какая помощь нужна региональным аэропортам и откуда предлагается брать деньги?
Российские региональные аэропорты могут обратиться за дополнительной финансовой помощью в правительство, об этом сообщили «Вестнику АТОР» два источника в аэропортовых кругах.
По словам собеседников издания, в связи с закрытием воздушных гаваней на Юге России, другие аэропорты страны также теряют пассажиропоток. Однако мнения экспертов относительно того, какого вида поддержка будет полезнее для бизнеса, расходятся.
ПАССАЖИРОВ ТЕРЯЮТ НЕ ТОЛЬКО АЭРОПОРТЫ ЮГА: МЕНЬШЕ ТУРИСТОВ ЛЕТЯТ НА ЮГ
Ранее мы писали, что отдельные аэропорты России недосчитались до трети пассажиров, и падение может только усугубиться, поскольку пассажиропоток летом во многом формировался благодаря рейсам на южные курорты. Если ориентироваться на статистику прошлого года, в совокупности закрытые аэропорты потеряют более 3,5 млн туристов, если не откроются хотя бы в конце мая.
Очевидно, что для того, чтобы пассажир мог прилететь на юг, он должен откуда-то вылететь. И в той связи, что теперь такой турист на юг не летит, клиентуру пропорционально теряют не только южные, но также и остальные российские аэропорты.
Причем особенно сильно отсутствие курортников ударит не по столичному авиаузлу, а по региональным аэропортам. Их потери достигают сейчас до 30% пассажиропотока, и ситуация там, скорее всего, будет только ухудшатся.
Потому представители аэропортового бизнеса в регионах намереваются обратиться в правительство с тем, чтобы их потребности также были учтены при распределении бюджетной помощи.
Эксперты подчеркивают, что российская авиационная отрасль крайне зависима от туризма. И «цепная реакция» вызывающая падение пассажиропотока в регионах только подчеркивает эту тенденцию.
В этой связи, поскольку интеграция туристической и авиационной отраслей в России очень глубока, при формировании пакетов поддержки важно не акцентироваться на точечных решениях, а выбирать меры, учитывающие системное взаимодействие двух рынков – транспортного и туристического.
СУБСИДИИ ЗАКРЫТЫМ ЮЖНЫМ АЭРОПОРТАМ ВЫДЕЛЯТ В ИЮНЕ
На данный момент государство выразило озабоченность только судьбой закрытых аэропортов Центра и Юга России. С понедельника, 16 мая, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) принимает заявки на получение субсидий с стороны аэропортов юга и центральной части России, деятельность которых временно приостановлена с 24 февраля 2022 года.
«В рамках государственной поддержки на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 года № 664 из федерального бюджета аэропортам будет предоставлено 1,5 млрд руб. Субсидии предоставляются с целью возмещения операционных расходов в период введения режима временного ограничения полетов, в первую очередь, на оплату труда персонала», – напоминают в ведомстве.
Выплаты субсидии по результатам отбора планируются осуществлять уже в июле 2022 года.
ПОТЕРИ КУРОРТНЫХ АЭРОПОРТОВ В СЕЗОН БУДУТ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЬШЕ
Однако и в отношении этого процесса есть вопросы. Сумма в 1,5 млрд. рублей подразумевает компенсацию за простой только в марте-апреле. Про выделение поддержки за апрель и май пока ничего не сказано. Между тем, на Юге России начался высокий туристический сезон – потери закрытых аэропортов в пассажиропотоке за один только май эквивалентны тому, который бизнес потерял совокупно за первые два месяца с момента закрытия.
«Роль южных аэропортов в данном случае настолько велика, что курортный сезон в России под угрозой срыва. Чем дальше откладывается решение вопроса с простаивающими аэропортами, тем больше копится проблем как у бизнеса, так и у туристов», – подчеркнул еще один собеседник «Вестника АТОР» из авиаотрасли.
АЭРОПОРТЫ ПРЕДЛАГАЮТ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ У АВИАКОМПАНИЙ
Взгляды на методологию возможной поддержки региональных аэропортов у самих представителей отрасли разнятся.
Например, один из представителей бизнеса считает, что государство могло бы перераспределить в пользу авиаузлов субсидии, выделенные на поддержку авиакомпаниям.
«Региональным аэропортам необходима поддержка. Сначала речь шла о том, что если выделить деньги для авиакомпаний, то они будут сохранять пассажиропоток на уровне 2021 года, а значит и аэропорты получат эквивалентный объем пассажиров, но система не работает, перевозчики не выбирают свои субсидии и аэропортам тоже ничего не достается», – сказал источник «Вестника АТОР».
АЭРОПОРТАМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ОТ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
Альтернативные способы поддержки предлагает руководитель профильной ассоциации «Аэропорт ГА» Виктор Горбачев. Соглашаясь с тем, что помощь бизнесу сейчас необходима, он предлагает отказаться от идеи прямого финансирования региональных аэропортов.
«У денег есть одно неприятное свойство – они быстро заканчиваются», – иронизирует собеседник издания. Вместо этого он предлагает ввести налоговые послабления.
По его словам, такой подход был бы более справедливым и имел бы положительное влияние не только на деятельность крупных аэропортов в региональных центрах, но стал бы существенным подспорьям аэропортам всех категорий.
«Только аэропорты Сибири и Дальнего Востока – это около 60 объектов – в бюджеты разных уровней платят до 700 млн налогов ежегодно», – говорит Виктор Горбачев.
При этом эксперт добавляет, что в случае с крупными авиаузлами одна аренда аэродромного имущества (оно в подавляющем большинстве случаев в РФ принадлежит государству – прим. Ред.) обходится в 150-200 млн р. в месяц. Поэтому можно было бы изыскать поддержку в снижении размеров арендной платы.
Практика поддержки авиаперевозчиков за счет налоговых льгот в России применяется. Так, например, в 2020 году на фоне пандемии коронавируса, по оценкам Счетной палаты, воздушный транспорт получил льгот на 577 млрд руб. Три четверти этой суммы – благодаря применению льготных ставок НДС для авиакомпаний, оставшуюся суммы – из-за освобождения от налогов и ввозных пошлин воздушных судов, двигателей и запчастей к ним.
Теперь же такая же полномасштабная поддержка нужна не только авиаперевозчикам.
АЭРОПОРТЫ ПРОСЯТ ПРОДЛИТЬ СРОК СЛУЖБЫ ДОСМОТРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
По словам Виктора Горбачева, многие российские аэропорты имеют также техническую проблему, связанную с использованием интроскопов и досмотрового оборудования иностранного производства. Ассоциация «Аэропорт» обратилась в Минтранс с тем, чтобы продлить установленный законом и производителем десятилетний срок эксплуатации этого оборудования, поскольку заместить его сейчас российскими аналогами не представляется возможным.
По словам руководителя ассоциации, импортным оборудованием оснащены 90% российских аэропортов, в ряде случаев у него подходит к концу срок службы, по истечению которого оборудование более не должно использоваться, несмотря на его реальную работоспособность.
Аналогичное импортному досмотровое оборудование, по сведениям Виктора Горбачева, в России производят две компании в объемах, отстающих от потребностей только одного московского аэропорта в 6-8 раз. Совокупная стоимость досмотрового оборудования в российских аэропортах собеседник издания оценивает в «сотни миллионов долларов».
Вместе с тем, эксперт отмечает, что в части других видов аэропортовой техники вопрос стоит не настолько остро – перронный транспорт, трапы и т.д. действительно можно производить в России в нужных количествах.
Екатерина Тропова
Фото: pxhere.com