Российский рейтинг авиакомпаний: полезный, если независимый

«Аэрофлот» выступил с инициативой создания «импортозамещенного» рейтинга пунктуальности перевозчиков, которые остались без этого инструмента оценки своей деятельности после отказа международных компаний работать с российским рынком. Эксперты отрасли уверены, что рейтинг может быть полезным для туристов, если будет независимым и «холоднокровным».

Авиакомпания «Аэрофлот» выступила с инициативой создания собственного российского рейтинга пунктуальности авиаперевозчиков. Согласно задумке, такой инструмент мог бы служить в маркетинговых целях, способствовать большей открытости перевозчиков для пассажиров, а также помогать самим игрокам рынка оценивать собственную эффективность.

РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ «ВЫЛЕТЕЛИ» ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАТИСТИКИ

До апреля 2022 года эти цели достигались за счет деятельности иностранных агентств – провайдеров авиационных данных OAG и Cirium. Они готовили международные рейтинги On-Time Performance. Но на фоне текущих геополитических событий российские авиаперевозчики и аэропорты были оттуда исключены.

Согласно инициативе нацперевозчика, Минтрансу, Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и АО «ТКП» предлагается, учитывая зарубежный опыт, внедрить в России систему «по образу и подобию» рейтингов OAG и Cirium.

Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты сходятся в том, что инициатива эта могла бы быть полезной рынку и, в любом случае, здравого зерна в ней больше, чем подводных камней.

Кроме того, она логично укладывается в общую тенденцию импортозамещения получаемых ранее из-за рубежа технологий.

РЕЙТИНГ БУДЕТ ПОЛЕЗНЫМ, ЕСЛИ БУДЕТ ПРОЗРАЧНЫМ

«Во-первых, наличие такого рейтинга – это неплохой маркетинговый повод для добросовестных перевозчиков. Во-вторых, его результаты могли бы быть дополнительным ориентиром для туристов при покупке авиабилетов и способствовать улучшению показателей пунктуальных авиакомпаний», – говорит Андрей Зеленкин исполнительный директор Nemo.Travel, компании-разработчика промышленных IT-решений для авиакомпаний.

Эксперт отмечает, что для того, чтобы механизм был работоспособным, рейтинг обязательно должен быть независимым, и обязательно с участием всех без исключения игроков рынка.

«Такой рейтинг будет полезен и для пассажиров, и для регуляторов, но только в том случае, если будет абсолютно прозрачен», – соглашается главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

В РОССИИ ЕСТЬ И ДАННЫЕ, И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕЙТИНГА ПУНКТУАЛЬНОСТИ

По мнению собеседников «Вестника АТОР», сегодня в России есть все необходимое для того, чтобы воплотить идею в жизнь.

С одной стороны, есть сами данные: ими, в любом случае, оперирует Госкорпорация по Организации воздушного движения (ГК ОрВД). На мировом уровне аналогичные сведения также собирались через регуляторов – сами перевозчики в сборе данных могли не участвовать и даже не знать, что они войдут в некий «рейтинг».

Есть и разработчики отечественного программного обеспечения, способные справиться с такой задачей. 

Более того, есть и сам предмет дискуссии – пунктуальность. По мнению одного из собеседников «Вестника АТОР», этот вопрос сейчас, в условиях переизбытка флота на внутренних направлениях, решается даже более эффективно, чем в прежние годы. То есть абсолютные цифры получались бы действительно полезными для маркетинга.

ОСТАЛОСЬ РЕШИТЬ, КТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА РЕЙТИНГ ПУНКТУАЛЬНОСТИ

Другой важный вопрос заключается в том, кто возьмет на себя ответственность и будет держателем самой системы.

Один из собеседников издания полагает, что с задачей, собственно, могло бы справляться Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Однако, по словам одного из знакомых с ходом обсуждения инициативы «Аэрофлота» источников, ведомство скорее готово снять с себя эту обязанность и передать ее заботам бизнеса.

Представители регулятора говорят, что вопрос сейчас находится в стадии обсуждения с представителями рынка. Такой рейтинг в России уже существовал, но до середины 2019 года. А потом данные перестали озвучивать публично по причине несовершенного законодательства и отсутствия единой методики подсчетов у перевозчиков, аэропортов и регуляторов. На данный момент статистика по-прежнему ведется, но она не публична.

Эксперты авиарынка расходятся в методологии оценки данных. С одной стороны, звучат инициативы о том, что рейс должен считаться задержанным при опоздании на 15 минут, с другой, что для реализации начинания нужна формальная нормативно-правовая база и «просто договориться между собой», что именно считать опозданием, будет недостаточно.

Хотя ряд экспертов и отмечают, что для достижения маркетинговых целей и повышения уровня комфорта для пассажиров можно было бы обойтись и без специальных федеральных законов.

НЕЗАВИСИМЫЙ РЕЙТИНГ ТРЕБУЕТ НЕЗАВИСИМОГО БЮДЖЕТА

А вот что должно присутствовать обязательно – это открытость данных и независимость оценок.

Газета «Известия», ссылаясь на представителя авиакомпании Red Wings, пишет, что в «импортозамещенном» российском начинании предусматривается возможность для авиакомпании не публиковать данные о себе, в то время как OAG и Cirium вообще не интересовались мнением перевозчиков на этот счет (и правильно делали).

И необходимость обеспечивать эту независимость неизбежно влечет за собой вопрос финансирования. Если обеспечивать процесс будет сторонняя компания, то кто, сколько и каким образом будет за это платить?

Эти вопросы остаются открытыми и при этом максимально важными, поскольку для достижения прозрачности рейтинга необходимо исключить любую возможность наличия в нем коррупционной составляющей, а также попыток прямо или косвенно платить за «хороший результат» или же, наоборот, сокрытие данных.

То же касается и сроков реализации, которые, в свою очередь, будут зависеть от методологии финансирования и бюджета проекта. Поэтому эксперты пока не берутся говорить о том, когда такая рейтинговая система в реальности может появиться в России, хотя в СМИ уже фигурирует срок «к октябрю».

В НОВОМ РЕЙТИНГЕ МОГЛИ БЫ УЧАСТВОВАТЬ ПЕРЕВОЗЧИКИ ИЗ СНГ

Для того же, чтобы рейтинг имел международный статус, а авиакомпании-участницы – больше стимулов оставаться пунктуальными, специалисты не исключают возможности распространения российского опыта и на перевозчиков из стран СНГ. Технически такая возможность есть.

Екатерина Тропова

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР