Российские туроператоры отмечают значительное увеличение доли бронирования туров GDS – то есть с авиабилетами «из открытой продажи». Существенно выросла по сравнению с доковидным временами и доля продаж наземного обслуживания (без перелета). Разбирались, почему так произошло и сохранится ли этот тренд.
ДОЛЯ БРОНИРОВАНИЙ GDS-ТУРОВ КРАТНО РАСТЕТ
Туроператор ANEX Tour отмечает почти семикратный рост бронирований GDS-пакетов в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Их становится больше и в сравнении с доковидным 2019.
«Если сравнить 2019 год и 2021 год, то количество продаж увеличилось на 47%. Сравнивая 2021 и 2022 год, наблюдается увеличение заявок на туры GDS на регулярных рейсах в 6,7 раз», – рассказали «Вестнику АТОР» в пресс-службе туроператора.
Почти в пять раз спрос на такие туры вырос и у PEGAS Touristik. По словам представителя компании, этот тренд наметился еще в прошлом году, когда количество туров на GDS по отношению к 2019 году увеличилось на 450%.
Но в этом 2022 году туроператор уже смог предложить туристам больше блоков мест по разным направлениям на чартерных и регулярных рейсах авиакомпаний-партнеров.
«Сегодня количество туров на GDS по отношению к аналогичному периоду 2021 года снова стало меньше, но только на 12%», – посчитали аналитики компании.
РОСТ GDS-БРОНИРОВАНИЙ ОБУСЛОВЛЕН НЕДОСТАТКОМ ЧАРТЕРНЫХ РЕЙСОВ
Доля продаж туров на GDS напрямую зависит от количества и ассортимента чартерной и блочной перевозки, которую туроператор может предложить путешественникам, объясняют в PEGAS Touristik.
Представители других компаний соглашаются с тем, что изменение рыночной конъюнктуры приводит к изменению структуры бронирования.
В FUN&SUN также отмечают, что доля бронирований туров на GDS «выросла существенно», что связано с воздействием внешних факторов. Кроме того, представители туроператора напоминают, что на сайте компании есть возможность приобретать авиабилеты на рейсы российских и зарубежных авиакомпаний.
Соответственно, чем меньше был объем чартерных перевозок у туроператора, тем менее значительны в процентном соотношении изменения. Однако тенденция очевидна для всех.
Например, в «Русском Экспрессе» рассказывают, что туры с GDS составляют сегодня 25% от общего объема бронирований. Еще 55% продаж туроператора – это блочные направления.
«Относительно 2019 года мы видим рост продаж туров на GDS на 30%, относительно 2021 года он минимальный, так как практически все направления были закрыты, тарифы на авиабилеты были высокие. И основная масса бронирований приходилась на блочные перелеты или групповые тарифы по открытым странам», – объясняет директор по PR и рекламе туроператора «Русский Экспресс» Анна Филатовская.
РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ МЕНЕЕ ОХОТНО СОТРУДНИЧАЮТ С ТУРБИЗНЕСОМ
При этом специалисты авиационного рынка со своей стороны также напоминают, что возможности российских авиакомпаний летать за рубеж сейчас значительно ограничены санкциями западных стран.
А международные перевозки, с точки зрения российских авиационных властей, должны выполняться на паритетных условиях: сколько наших рейсов летает за рубеж, столько и иностранных должно летать к нам.
Конечно, в первую очередь государственную поддержку в решении сложных вопросов получает национальный перевозчик «Аэрофлот». И сейчас, при наличии технической возможности, он активно расширяет маршрутную сеть.
Но известный факт – «Аэрофлот» достаточно неохотно сотрудничает с туристическим бизнесом. Особенно на фоне дефицита авиаперевозки, когда рейсы за рубеж и так очень востребованы. Большое количество туров на рейсах «Аэрофлота» продается именно на GDS.
Зарубежные авиаперевозчики, как ранее говорил «Вестнику АТОР» вице-президент АТОР, глава туроператора Space Travel Артур Мурадян, имеют более гибкий подход к сотрудничеству с туррынком, предлагая российским компаниям и блоки мест, и туроператорские тарифы.
Однако так как многие направления, например, в 2022 году только «переоткрываются» для россиян после пандемии, то зарубежным перевозчикам и российским туроператорам также еще нужно «привыкнуть друг к другу» – и сотрудничество начинается с продажи туров на GDS.
БРОНИРОВАНИЙ СТАЛО МЕНЬШЕ, А ПРОБЛЕМ У ТУРИСТОВ – БОЛЬШЕ
Вместе с тем важно понимать, что речь идет именно об изменении относительных показателей, но не о росте абсолютного количества бронирований в сравнении с докризисным 2019 годом.
«Объем бронирования туров в целом по компании ниже аналогичных показателей прошлых лет, что в первую очередь связано с колоссальным сокращением объемов перевозки в сезоне в силу событий в стране и мире», – напоминают представители туроператора TEZ Tour. То есть под «ростом» во всех случаях следует понимать «увеличение доли туров GDS в общей структуре продаж».
Под воздействием аналогичных факторов вырос и интерес к бронированию у туроператоров не только пакетных туров, но и наземного обслуживания.
Это довольно легко объяснимая тенденция: их бронируют у туроператоров бывшие «самотуристы». Так как в России не работают больше международные Visa и Masterсard, оплата любых сервисов за рубежом, включая отели, трансферы и экскурсии, становится для потребителя проблемой, решать которую помогают сейчас именно туроператоры.
Кроме того, туристы стараются, еще находясь в России, через туроператора и турагента оплатить максимальное количество сервисов за рубежом: забронировать машину, оставить депозит в отеле и так далее.
РОСТ ДОЛИ БРОНИРОВАНИЙ НАЗЕМНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДОСТИГАЕТ ПЯТИКРАТНОГО
Представители рынка наблюдают скачкообразный рост интереса к «наземке». Так, у ANEX Tour количество таких бронирований начало увеличиваться еще на фоне «ковидного» кризиса в 2020 и 2021. Сегодня по сравнению с 2019 годом их стало в 4 раза больше.
«Действительно, объем продаж наземного обслуживания достаточно серьезно вырос: в 2022 году их на 38% больше, чем за аналогичный период 2021 года и на 160% больше, чем в 2019 году», – подтверждают в PEGAS Touristik.
У «Русского Экспресса» доля туров только с наземным обслуживанием (отель без перелета) составляет сейчас 20% от общего числа бронирований. По сравнению с 2019 годом объем бронирования именно этих услуг увеличился на 30%.
Туроператоры предполагают, что имеющиеся сегодня результаты могут еще измениться до конца года. Также в пользу GDS и бронирований наземного обслуживания. Поскольку на новогодние праздники, как правило, наблюдается увеличение таких бронирований.
Таким образом, тенденции последних лет показывают, что на фоне кризисов меняются и бизнес-процессы на туристическом рынке, и отношения с потребителем. Ведь значительный рост GDS-бронирований означает не только перераспределение пассажиров с чартерных рейсов (за неимением таковых) на регулярные.
Повышенный интерес к покупке туров с билетами на регулярных рейсах из свободной продажи обзначают также и то, что ранее «самостоятельные» туристы теперь для приобретения даже отдельных, не пакетных, услуг, приходят к туроператорам.
В этой же связи увеличивается и доля бронирований наземного обслуживания.
А значит, снова меняется роль туроператоров и турагентов. Из бизнеса, способного предложить «пакетом» дешевле, чем турист сам «забронирует у букинга», туроперейтинг обратно превращается в бизнес, основанный на экспертном понимании рынка, владеющий недоступными частным лицам финансовыми технологиями проведения международных транзакций и почти эксклюзивным доступом к удобным системам онлайн-бронирований.
Екатерина Тропова
Фото: piqsels.com