Роман Цветков: Карелия может поспорить за новогоднее первенство с Великим Устюгом

Осталась ли возможность провести новогодние праздники в Карелии, как меняется отношение к региону у туристов, что нового предлагают туроператоры и где будет самый вкусный банкет в Новогоднюю ночь, узнали у руководителя туроператора «СканТур» Романа Цветкова.

- В этом году у «СканТур» появились новые новогодние программы. Расскажите, пожалуйста, что из ваших планов реализуется впервые?

- Впервые в этом году есть возможность встретить новогоднюю ночь на Карельской вотчине Деда Мороза Талви Укко. Прежде он никогда не работал в саму новогоднюю ночь. Сама обстановка фееричная: Дед Мороз, например, выезжает на собачьих упряжках.

Будет шикарное застолье, поскольку там работают люди с огромным опытом в гастрономии и готовят невероятный банкет. Наверное, один из самых богатых среди нам известных. И ведущий – один из лучших организаторов мероприятий в Карелии, тоже с богатым опытом.

Новый год в Карелии. Фото туроператора "СканТур"

Мы искренне верим, что за несколько лет этот объект может стать достойной альтернативой Великому Устюгу, тем более что и вокруг много интересных локаций.

- Эта программа с шикарным столом относится к VIP-программам или более бюджетному сегменту?

Эта программа недорогая, стоимость от 18 тыс. руб. на человека. И это при размещении в хорошем отеле в центре города со своим бассейном.

Линейку карельских VIP программ мы тоже запустили в прошлом году на фоне пандемийных реалий. А в этом – расширили. Это индивидуальные туры с более персонализированным уровнем обслуживания для небольших групп. На них стабильный спрос. Всего 5 или 6 программ и половина уже продана.

Цена 60-70 тыс. рублей на человека за 4 дня, но группа едет на отдельном комфортном микроавтобусе со своим гидом. Проживание в VIP-турах – всегда в отдельных коттеджах.

Программа, в рамках разумного, может меняться по желанию туриста: хочу вот здесь остановиться и погулять – можем остановиться. В массовом групповом туре такое, конечно, невозможно.

- Есть ли новые для вас направления в этой новогодней линейке или все новые программы – в Карелии?

- Всего в Карелии у нас более 50 программ, а бесконечно придумывать что-то новое сложно. Поэтому мы обратили взор на другие регионы: узнали у наших туристов, куда им еще интересно было бы съездить. Оказалось, что они хотят посетить Золотое кольцо и Тулу.

Сейчас у нас два тура: в сторону Тулы и Ярославля. Ярославль очень красивый, родина Снегурочки там – это тоже новогодняя тематика. Но, как ни странно, пользуется меньшим спросом. Попасть в Тулу люди сейчас хотят больше. Тула за последние несколько лет изменилась и стала потрясающим городом.

Сейчас мы только «раскатываем» оба тура, но ежедневно люди спрашивают и бронируют. Мы считаем, что если новое, нехарактерное для нас направление, пусть медленно, но набирается, это достаточно хорошо. Регулярный спрос мы будем понимать только по итогам 2023 года, поскольку новогодние запросы отличаются.

В следующем сезоне планируем регулярные туры в Ярославль и Тулу и летом, и осенью.

- Как организована логистика ваших туров в Карелию? Какой транспорт вы предлагаете туристам?

- Используем все возможности. Если начинаем из Сортавалы, то программа подстроена под поезда из Москвы и Санкт-Петербурга. Из Петрозаводска запустили так называемые «смарт-туры» в этом году. Эта линейка – образец выстроенной логистики, благодаря которой мы на 30-40% смогли уменьшить стоимость путевок.

Паровоз из Сортавалы в горный парк "Рускеала". Фото туроператора "СканТур"

Есть туры, рассчитанные под чартеры FUN&SUN из Москвы в высокий сезон: новогодний и летний. В следующем году не исключаем и запуска собственных чартеров – задумываемся об этом.

- Но из Петербурга туры преимущественно автобусные?

- Да, из Северной столицы туристы едут в основном на автобусе. Это и понятно: сама дорога из Питера до Сортавалы – отдельное приключение. Много красивых мест: Приозерск, крепость Карела, «долина водопадов» замечательный объект, город Лахденпохья сам интересный.

Это серпантинная дорога, которую некоторые туристы тяжело переносят. Таким можно сесть на «Ласточку» и купить тур из Сортавалы. Но из поезда одна картинка всю дорогу: кустаник и деревья. И выезжает Ласточка слишком рано. Автобусы в этом смысле удобнее: старт чуть позже – метро уже открыто – и с Площади Восстания. Добираться проще. 

- Летом мы с вами обсуждали проблематику сотрудничества с РЖД в части выкупа блоков мест, организации чартерной перевозки. Есть ли подвижки?

Мы очень хотели бы сотрудничать с РЖД, но пока не знаем, как работать с их правилами. Понятного алгоритма квотирования мест для туроператоров по-прежнему нет. Есть групповые бронирования, но это не то: к моменту выкупа мест у нас нет еще самих туристов с именами и фамилиями. Нам нужно, условно, 30 гарантированных мест в Ласточке на каждую субботу, просто «наших» мест, без выписанных билетов с фамилиями. Наличие такого механизма  позволило бы расширить линейку продуктов и плотнее работать с регионами.

Самолет – это хорошо, но не всегда дешево, ограничено по расписанию, не из каждого города можно долететь. На железную дорогу мы знаем спрос, можем его прогнозировать. Могли бы формировать готовые пакеты с билетами: турист получал бы выгодную цену, а РЖД – пассажиров.

- Какова сейчас глубина бронирования новогодних туров в Карелию? Наблюдаете ли вы новые тренды в поведении клиента в части планирования новогоднего отдыха в России? Сейчас еще можно купить тур на Новый год?

- Мы везде слышим, что глубина бронирования упала в этом году, но обстановка меняется, сложно экстраполировать выводы, например, сделанные летом, на текущий сезон. Живем, как и все, в постоянном наблюдении за меняющимся рынком, пока без возможности выстроить долгосрочную стратегию.

Карелия предлагает разнообразные зимние развлечения для всей семьи. Фото туроператора "СканТур"

Сейчас места на Новый год в Карелии еще есть. Где-то совсем мало, где-то много. Но сразу скажу: остались, в основном, недешевые объекты и длинные туры, которые всегда продаются чуть медленнее. Но если гипотеза об уменьшении глубины бронирования работает, мы должны увидеть всплеск через неделю-полторы, в середине декабря. В прошлом году такой резкий пик новогоднего спроса был сразу после ноябрьских. В этом рост в ноябре тоже начался, но всплеска не было.

В этом году у нас большая новогодняя линейка – 15-16 программ. Карельская «классика» закрывается еще в октябре, как например, новогодняя ночь в Рускеале. Этот продукт раскручен и стабильно хорошо продается. Есть эксклюзивная программа с комплексом «Бастион» в Сортавале (очень интересный объект), она была полностью распродана к началу ноября. Программа в Киндасово тоже уже вся продана, но тут играет роль цена – она не очень дорогая. Усилилась тенденция, когда недорогое раскупается в первую очередь. А дорогое сложнее становится продавать.

- Что происходит со стоимостью новогодних туров в Карелию в этом году? Каковы тенденции?

- В этом году сильно повысилась стоимость некоторых объектов размещения. В многодневных турах это важно: каждый отель по отдельности вроде бы не сильно поднял цену, но когда считаешь все вместе, получается очень значительная разница.

Например, у нас есть эталонная для Карелии новогодняя программа – «Царский Новый Год»: тут предполагается качественное проживание в отелях 4*, максимальное обслуживание, более дорогие рестораны. Она дорожает на 4-5 тыс. каждый год. За несколько лет увеличилась в цене на 70% и теперь продается за 40 тыс. рублей на человека.

- Подорожание на 70% касается только дорогих программ или это средний рост по рынку? Что-то принципиально более дешевое в сравнении с прошлым годом появилось?

- Это только про эту программу. Некоторые и без того недешевые отели Карелии, на которые есть спрос у индивидуальных туристов, подорожали почти вдвое – 3-4 года назад номер стоил 4,5 тыс. рублей, а сейчас стоит 8 тысяч. Вотчина карельского Деда Мороза подорожала почти в три раза за несколько лет: стоила 500-600 рублей за классическую программу, а теперь в районе 1600-1700 рубле. Горный парк «Рускеала» когда-то стоил 500 рублей, сейчас – почти 1000.

Горный парк Рускеала в Карелии. Фото туроператора "СканТур"

Сейчас в ценообразовании туров много маркетинга, и агентам и туристам нужно понимать, где предлагается реально дешевый тур, а где – маркетинговые уловки. Можно найти туры, которые кажутся более дешевыми. Но при внимательном прочтении программы оказывается, что все билеты за дополнительную плату, экскурсий нет, а вместо них – свободное время и прогулка.

Действительно, можно сделать продукт максимально пустым – будет недорого. Играет роль и фактор размещения: есть большая разница, жить в центре Петрозаводска или на пустыре на выезде из города.

Турам в Карелию сейчас не из-за чего становиться дешевле: отели выросли в цене, билеты ж/д выросли, транспорт вырос. Чтобы сохранять штат хороших гидов, надо повышать их зарплаты. Какие-то продукты более низкого ценового сегмента могут появляться в отдельных случаях, при росте турпотока. Но в Карелию как ездили большими автобусами, так и сейчас ездят.

- Как вы оцениваете динамику туристического развития региона, если говорить о Карелии?

- В основном развиваются уже существующие объекты. Если говорить про новинки, что чаще всего в Карелии появляются экотропы и в целом объекты экотуризма, конечно, не такие, как «Рускеала».

В Карелии по-прежнему не хватает бюджетных средств размещения. Фото туроператора "СканТур"

Безусловно, мы по-прежнему испытываем недостаток объектов размещения в Карелии. Строящиеся гостиницы в основном рассчитаны не на наш ценовой сегмент. Та же сеть отелей «Точка на Карте»: прекрасные, шикарные отели. Но по 12 тыс. рублей за ночь – не массовые. Массовых средств размещения новых стоимостью до 5 тыс. рублей за ночь и со 100 номерами не хватает в Карелии особенно сильно: мы как работали с одними и теми же отелями три года назад, так с ними и работаем.

- Как меняется отношение к Карелии у туристов, как расширилась география за последние годы?

- Интерес растет, ежегодно увеличивается количество туристов из дальних от нас регионов. Меньше в этом году плохих отзывов, связанных с дорогами. Особенно много к нам, начиная с 2022 года, стали ехать из Москвы. Может кто-то приехать в Петербург и продолжить путешествие в Карелию, тогда мы не отслеживаем, из какого региона турист.

- Как вы видите следующий год? Есть ли планы долгосрочного развития или, как сейчас модно говорить, применяете agile-подход – «идет как идет»?

- Как любой бизнес, мы всегда готовимся. Но в этом году, правда, не понятно, к чему именно готовиться. Тем не менее, формируем сейчас планы и на 2023 год, и на 2025. В том числе, планы по развитию своих объектов.

Пока строим планы исходя их того, что все будет хорошо. Наблюдаем за трендами в поведении общества. Видим, что несмотря на кризисные пики, теперь у туристов очень быстро наступает адаптация и привыкание к любой новой ситуации. Будем надеяться, что, несмотря на экономические сложности, путешествия останутся тем, на что люди хотят тратить деньги.

Екатерина Тропова

Фото туроператора «СканТур»

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР