Аналитическая служба АТОР начинает публикацию аналитических сравнительных срезов предпочтений туристов и реального спроса в организованном туризме, базирующуюся на данных «Слетать.ру». В этом обзоре – полная картина спроса на май 2023 года – ТОП направлений, города вылета, курорты, состав туристов, категории отелей, выбор питания.
Группа компаний «Слетать.ру» по просьбе Аналитической службы АТОР предоставила данные по предпочтениям туристов по отдыху в мае 2023 года (результаты поисковых запросов на сайте sletat.ru) и данные по фактическим продажам по всей клиентской сети группы. Период поиска и бронирования в исследовании – апрель, а период заездов — май (с 1 по 31 мая 2023 г.).
ТОП МАЙСКИХ СТРАН ДЛЯ ОТДЫХА: ЧТО ИСКАЛИ И ЧТО КУПИЛИ
Согласно данным «Слетать.ру», в ТОП-5 стран, которыми интересовались пользователи при поиске туров на май 2023 года сайта, вошли Турция (54% запросов), Египет (13%), ОАЭ (8.8%), Россия (7,5%) и Таиланд (3,8%).
Картина реальных продаж на май 2023 года в целом совпадает с этим данными, за некоторыми исключениями. В ТОП-5 наиболее востребованных направлений на май по количеству совершенных покупок туров вошли Турция (46,2% продаж), Россия (18,4%), Египет (14,9%), ОАЭ (7,3%) и Абхазия 3,4%, у Таиланда 6 место (2,9%).
Как видим, многие туристы, искавшие туры за рубеж, в итоге выбрали Россию. А место Таиланда в ТОП-5 заняла Абхазия (которая по поиску на май была только на 9 строчке). Вероятно, большинство туристов принимают решение о покупке тура в Россию и в Абхазию уже непосредственно в агентстве после переориентации с какого-либо другого направления.
Средняя длительность отдыха россиян в мае по реальным продажам составляет 8 ночей. При поиске туристы в основном указывают диапазон (например, 7-8 или 7-14 ночей)
90% ПОИСКОВ И ПРОДАЖ ТУРПАКЕТОВ ПРИХОДЯТСЯ НА ВЫЛЕТЫ ВСЕГО ИЗ 5 ГОРОДОВ РОССИИ
Интересно, что 89,6% запросов на поиск тура поступают на туры с вылетом из 5 городов России. Это столицы и административные центры-миллионники.
Чаще всего туристы искали вылеты к месту отдыха в мае из Москвы (65,6%), Санкт-Петербурга (11,2%), Екатеринбурга (5,2%), Казань (4,6%), Самара (3%). Как видим, почти две трети всех запросов на туры в мае приходятся на Московский регион (заметим, что вылеты из Москвы ищут и региональные туристы).
Картина реальных бронирований почти идентична картине запросов: 88,8% всех туров на май забронировано из этих же пяти мегаполисов, на всю остальную Россию приходится всего 11,2% продаж. Так, 59,5% туристов, купивших турпакеты с вылетом в мае, полетят на отдых из Москвы, 15,6% – из Санкт-Петербурга, 8,4% – из Екатеринбурга, 2,8% – из Казани и 2,5% – из Самары.
ТУРИСТЫ ЧАЩЕ БРОНИРУЮТ ОТПУСК С ДЕТЬМИ, ЧЕМ ИЩУТ ЕГО
Согласно статистике «Слетать.ру», турпакеты и отели на май подбирали на следующий состав туристов: двое взрослых – 55.6%, два взрослых и один ребенок – 16,2%, два взрослых и два ребенка – 8,3%, один взрослый – 8%, один взрослый + один ребенок – 4,6%. Доля подборов туров с детьми, т.о., составляла 29,1%
В реальности же доля покупок турпакетов, где в составе туристов есть дети в общей структуре продаж составила 38,5%: вероятно, это означает, что сначала почти треть туристов просто ориентировались по ценам, ставя фильтр «на двоих», и лишь затем, сочтя ее приемлемой, уже принимали решение ехать с детьми.
В итоге на отдых в мае вдвоем поедет 53,2% туристов (меньше, чем искали), втроем – 22,9% (больше, чем искали), а в одиночку – 13,9% (больше, чем искали, здесь играют роль спонтанные покупки в агентствах).
КАКИЕ КУРОРТЫ, ОТЕЛИ И ПИТАНИЕ ИЩУТ, И КАКИЕ ТУРЫ ПОКУПАЮТ ТУРИСТЫ
Предпочтения российских туристов в Турции на май 2023 года и реальные продажи
При подборе тура в Турцию россияне чаще всего ищут туры в Аланью (28,4%), Сиде (21,7%) и Белек (19,1%). Тройка реальных продаж немного другая: Аланья – 25,7%, Кемер – 24,9%, Сиде – 21,3%.
Таким образом, более дорогой Белек, который часто смотрят при выборе тура, покупают на деле реже: при принятии решения в агентстве туристы его часто заменяют более дешевым Кемером (туры в который изначально ищут мало).
Средняя длительность туров в Турцию в мае 2023 года – 8-9 ночей.
При выборе отпуска в мае 2023 года в Турции туристы чаще всего ищут отели категории 5* (56,8% всех просмотров), 4* (23,6%), виллы в отелях 5* (5,6%).
В реальных продажах турпакетов в Турцию доля отелей 5* оказывается существенно больше, чем в поисках – 70,2%. На долю «четверок» приходится 19,6% реальных продаж и 8,8% – на отели 3*.
По мнению аналитиков АТОР, разница в картине выбора отельных «звезд» при поиске и при покупке туров в Турцию объяснима преимущественно тем, что большая часть туристов лишь сравнивает цены в изначально желаемые отели 5* с ценами на 3* и 4*. Не найдя существенных отличий в цене (разница и правда не очень значительна), многие уверенно выбирают именно 5*, но часть все же останавливается на отелях 3*.
На отели Турции с системой «все включено» (AI и UAI поровну) приходится 84% поисков, на систему питания полный пансион (FB и FB+) – 6,7%, остальные не ставят фильтр питания для Турции. В реальных продажах туры в отели с питанием «все включено» выбрали 88,8% туристов (UAI – 57,6%, AI – 31,2%), а еще 5,2% выбирают завтраки (BB).
Предпочтения туристов на отдыхе в России на май 2023 года и реальные продажи
Выбирая тур внутри России на май 2023 года, больше всего туристов искали туры в Краснодарский край (51,1%), в Крым (11,5%) и в Санкт-Петербург (8,1%). Однако в тройку реальных продаж Крыму войти не удалось.
В итоге среди приобретенных туров на май ожидаемо лидирует Краснодарский край (56%), Санкт-Петербург – на втором месте с долей 14,3%, а на третьем – Кавказские Минеральные Воды (8,5%). Одним из наиболее популярных регионов у тех, кто ищет туры по РФ, является Крым, однако реальных продаж туров сюда в «Слетать.ру» фиксируют менее 5% от всего объема заявок по РФ.
Средняя длительность туров по России в мае составила 5-6 ночей.
Чаще всего, выбирая туры по России на май, туристы смотрят отели 4* (32,4%) и 5* (30,9%). Доля просмотров отелей 3* составила 19,5%.
Реальные покупки туров говорят об ином распределении спроса по звездности. Среди приобретенных майских туров по России самая большая доля как раз у отелей 3* (52,7%), далее идут 4* (23,5%), затем отели, пансионаты и гостевые дома категории 2* (8,4%),а «пятерки» вообще в тройку лидеров продаж не попали.
То же смещение в более дешевый сегмент от желаемого туристами видно и в питании. В реальных продажах туров по России «полный пансион» (FB) замыкает тройку наиболее востребованных типов питания, в то время как при поиске он является для туристов наиболее часто желаемым вариантом.
Искали на май по типам питания: «полный пансион» – 25,8%, полупансион – 22,5%, завтраки – 18%. Купили же на май туры с питанием «полный пансион» всего 11.2%, туры с завтраками приобрели почти половина (45,5%) туристов и еще почти четверть (23,1%) купили туры по РФ вообще без питания (RO).
Предпочтения российских туристов в Египте на май 2023 года и реальные продажи
При выборе курорта в Египте туристы искали отели в Шарм-эль-Шейхе (54,9%) и , Хургаде (44,8%). В реальных бронированиях видна рука агента, перенаправившего часть туристов в Дахаб. Тройка состоявшихся продаж на май такая: Шарм-эль-Шейх – 58,3%, Хургада – 48,3%, Дахаб – 2,6%.
Средняя длительность туров в Египет в мае – 9 ночей.
При выборе туров в Египет с вылетом в мае более половины туристов сразу смотрят отели 5* (55,2%), еще 34,3% – 4*, а на долю 3* приходится всего 4,2%. В реальных покупках туров доля «пятерок», как и в Турции, существенно выше: на отели 5* в мае пришлось 65,7% продаж, на отели 4* – 31,9%, а на отели 3* – еще меньше, чем их доля в просмотрах, всего 2,4%.
При выборе тура в Египет питание «все включено» просматривали 87,4% пользователей (AI 48,4% и UAI 39%), смотрели также отели с «полным пансионом» (FB и FB+ – 7,4%). В реальных продажах Египта доля «все включено» еще выше, она составила 94,7% (AI – 90,6%, UAI – 4.1%), а еще 0,9% пришлись на полупансион (HB).
Предпочтения российских туристов в ОАЭ на май 2023 года и реальные продажи
Выбирая курорт в Эмиратах в мае, россияне искали туры преимущественно в Дубай (88,5% всех поисков). В тройке лидеров по запросам на май была также Шарджа (4,5%) и Рас-эль-Хайма (2,2%).
Реальные бронирования выглядят по-другому: очень многие туристы при выборе тура переориентировались (вероятно, из-за цен) на другие эмираты, нежели Дубай. В итоге на май купили в Дубай только 40,3% туристов, в Рас-эль-Хайму – 22,5%, и в Фуджейру – 12,3%.
Средняя длительность туров в ОАЭ в мае 2023 года составила 7-8 ночей
При выборе туров в ОАЭ на май туристы чаще всего искали отели 5* (48,2%), на втором месте просмотры отелей 4* (32,7%), на долю 3* пришлось 10,3%. Картина реальных бронирований очень похожа на поисковую: туры в отели 5* Эмиратов на май приобрели 47,5% туристов, в отели 4* – 38,3%, в отели 3* – 13,6%.
Что касается системы питания, то около половины туристов (48,1%) при просмотре туров в ОАЭ на май начинали с «все включено» (AI – 26,5% и UAI – 21,6%). Питание полупансион (HB и HB+) смотрели 26,3% пользователей.
Картина же реальных покупок туров совсем другая: среди туров с вылетом в мае в Эмираты доля пакетов с полупансионом самая высокая (32, 9%), «все включено» только на втором месте (27%), и еще 24,6% туристов в итоге остановились на турах в ОАЭ только с завтраками (BB).
Предпочтения туристов на отдыхе в Абхазии в мае 2023 года и реальные продажи
Картина состоявшихся продаж туров в Абхазию в целом идентична поисковым запросам. На май 2023 года в Абхазии более половины туристов покупают туры в Гагру (54,8%). Затем идут Пицунда (12,7%) и Новый Афон (10,8%).
Средняя длительность туров в Абхазию в мае – 7-8 ночей.
Реальные продажи туров в Абхазию показывают огромное превосходство отелей 3* (63,5% всех туров), еще 22,8% выбрали размещение в объектах 1*, а на отели 4* пришлось только 8,1% продаж. При этом в реальных продажах на май преобладают туры с питанием «полный пансион (FB) – 44,2%, далее следуют «завтраки» (14,3%) и полупансион (HB) – тоже 14,3%.
Предпочтения туристов на отдыхе в Таиланде на май 2023 года и реальные продажи
Большинство туристов, которые искали отдых в Таиланде в мае, искали туры на Пхукет (76,7%). Затем идут Паттайя (15,1% поисков) и Самуи (6%). Распределение состоявшихся покупок показывает перенаправление части туристов в более демократичную по ценам Паттайю, ибо ТОП-3 по реальных продаж Таиланда на май выглядит так: Пхукет – 55% туристов, Паттайя – 40,7%, Самуи – только 1,4%.
Средняя длительность туров в Таиланд в мае 2023 года – 10-11 ночей.
Выбирая туры в Таиланд на май, туристы преимущественно сначала смотрели туры в отели 5* (36,5% просмотров) и 4* (33,2%). На долю отелей 3* пришлось 17,7% всех поисков.
Реальная картина продаж свидетельствует о том, что туристам приходится пересматривать свои аппетиты, сообразуясь с ценами. Туры в отели 4* Таиланд на май 2023 года составляют 48,4% всех продаж с заездами в этом месяце, далее идут отели 3* с долей 31,3%, а отели 5* лишь на третьем месте – 18,6%.
Интересно, что российские туристы при подборе тура в Таиланд очень часто ищут системы питания «все включено» (20,2% всех запросов) и «полупансион» (16,5%). На долю туров с завтраками для туров в мае приходится только 32,3% всех поисков.
Реальность не такая, как ожидания: в итоге на май 2023 года 81,8% туристов, выбравших Таиланд, купили туры с завтраками, еще 10,6% – без питания, на долю полупансиона пришлось всего 4,6% покупок туров, а «все включено» составило мизерный процент (редко и дорого).
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР