Авиасалон МАКС может не состояться в 2023 году. Мероприятие привлекало определенный контингент туристов. Разбирались, какие последствия для рынка событийного туризма может иметь отмена знакового авиашоу в Подмосковье.
Международный авиакосмический салон (МАКС) в подмосковном Жуковском эксперты туротрасли неоднократно называли в ряду важнейших событийных и деловых мероприятий в Московском регионе.
По оценкам самих организаторов, МАКС входит в десятку крупнейших мировых авиа-форумов, таких как Le Bourget во Франции и Farnborough в Великобритании, ILA Berlin Air Show, Dubai Airshow, и так далее.
Официальными туроператорами МАКС в разные годы были TEZ Tour и «Интурист», что также свидетельствует об определенной значимости события в глазах турбизнеса.
В 2023 году, впервые за 30 лет, МАКС не будет проведен в срок. Об том со ссылкой на источники в правительстве и в среде организаторов пишут ведущие федеральные СМИ. Авиасалон был запланирован на 25-30 июля, анонсы мероприятия появились в марте 2023 года. Организаторы предпочитают использовать формулировку «перенос», а не «отмена», что не меняет сути. Оставив за рамками все остальные аспекты этой новости, рассмотрим, как такое решение может отразиться на туризме.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОДДЕРЖИВАЕТ СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ ФИНАНСОВО
С точки зрения туриндустрии, МАКС – это не только деловое мероприятие, но и событие, которое призвано привлекать внимание путешественников, увеличивать турпоток и активность в регионе, а также создавать имидж событийному туризму в принципе.
На финансирование событийного туризма правительством РФ в 2023 году выделено 638 млн рублей, которые перераспределяются между 36 регионами России. В том числе, 12,8 млн должна получить Московская область.
С одной стороны, это относительно небольшая сумма, а МАКС – не единственное мероприятие в регионе. С другой стороны, выделяя финансирование, правительство дает понять, что событийный туризм важен, и его будут поддерживать.
ВЛИЯЕТ ЛИ МАКС НА ТУРИЗМ
Генеральный директор туроператора «Дельфин», вице-президент АТОР Сергей Ромашкин отмечает, что внимание со стороны «массовых туристов» к МАКС было минимальным.
«Как правило, МАКС посещали туристы из ближайших регионов и редко оставались на ночевку хотя бы в силу отсутствия средств размещения. Организованные туристы почти не приезжают на такие мероприятия специально – разве что их проведения случайно совпадает с датой тура. Туристы все же едут за брендом, а МАКС, например, еще долго не станет таким сильным брендом, как «Красная площадь», – говорит эксперт.
Так что особых опасений относительно негативного влияния отмены МАКС на имидж событийного туризма как отрасли у эксперта нет.
С другой стороны, в дирекции самого МАКС никогда не считали, что мероприятие не влияет на туризм, ежегодно отчитываясь о растущем количестве посетителей и важности события для региона.
В 2019 году, по данным ГУ МВД России по Московской области, мероприятие в совокупности посетили около 600 тыс. человек. Для сравнения, авиасалон в Ле Бурже заявляет о 316,5 тыс. посетителей в 2019 году, а организаторы английского Фарнборо говорят о 80 тыс. гостей в 2022 году. То есть по статистике посещений московский авиасалон существенно крупнее.
Кроме того, по словам источника «Вестника АТОР» в авиационной отрасли, в 2020 году руководство авиасалона даже всерьез рассматривало идею создания собственного туроператора для нужд мероприятия во время его проведения, а также для организации досуга лояльных потребителей вне этих дат.
«Руководство исходило из того, что туристов на МАКС настолько много, что специализированный туроператор не повредит. Для того же, чтобы поддерживать деятельность компании в остальное время, была идея предлагать посетителям и потенциальным клиентам тематические программы, связанные с авиационной отраслью и промышленным туризмом. Поэтому нельзя говорить, что руководители авиасалона считали, что на туризм их детище никак не влияет», – рассказал собеседник издания.
КТО ПРИЕЗЖАЛ НА МАКС И КАКИЕ ПРЕДЛАГАЛИСЬ ТУРЫ
МАКС интересовал иностранцев и деловых путешественников.
«Партнерство с международным авиасалоном было взаимовыгодным. Спрос от корпоративных клиентов и зарубежных посетителей был очень высокий. В условиях пандемии мы смогли обеспечить четко выстроенную логистику и посещение салона для всех иногородних и международных гостей», – говорят в «Интуристе», который был официальным туроператором МАКС-2021.
Впрочем, в компании также отмечают, что для «простых туристов» отмена мероприятия не будет иметь высокой значимости.
«На развитии событийного туризма не сильно отразится. Но МАКС собирал всегда как большое число как бизнес-туристов – участников события, так и просто зрителей. Потому что мероприятие широко известно и дает возможность увидеть на одной площадке авиатехнику и авиашоу», – соглашается еще один собеседник «Вестника АТОР».
Однодневные и многодневные туры на МАКС предлагали туроператоры сопредельных областей. По опыту подготовки к авиасалону 2021 года участники рынка также отмечают, что от партнеров из дальних регионов, таких как Сибирь и Дальний Восток, заявки на организацию посещения мероприятия туристическими группами начинать поступать еще в феврале-марте.
Представлял МАКС интерес и для туристических компаний, работающих с ВИП-клиентами: силами авиасалона им предлагались специальные возможности: доступ в закрытые «простым смертным» зоны, отдельные трибуны для просмотра летной программы и знакомство с пилотажными группами.
У московских туроператоров одно из популярных предложений – это водная прогулка по Москве-реке до места проведения МАКС для того, чтобы туристы могли наблюдать за летной программой авиашоу с борта теплохода.
Стоимость присутствия на МАКС для туристов составляла от 3 тыс. рублей за однодневную экскурсию из Владимира до десятков тысяч долларов за VIP-обслуживание и участие в специализированных полетах во время мероприятия.
В этом году у авиасалона тоже есть официальный туроператор, но к моменту публикации материала его представители не ответили на вопросы «Вестника АТОР» о том, каков был спрос на туры на МАКС в этом году.
ТУРИСТЫ ДОЛЖНЫ ЛЕТАТЬ НА ТОМ, ЧТО НЕ ПРЕДСТАВЯТ НА МАКС-2023
Кроме того, есть и еще один фактор влияния на туризм, который следует принять во внимание. Так как туристическая отрасль тесно взаимосвязана с авиационной, то даже если путешественников не очень важен сам МАКС, им точно нужно то, что на нем демонстрируют, а именно – самолеты.
«Для государственной корпорации «Ростех» и ее организаций МАКС является ключевой площадкой, где демонстрируются самые передовые образцы авиационной техники гражданского и военного назначения. Здесь проходят премьерные показы, заключаются знаковые сделки, а намерения о сотрудничестве перерастают в твердые контракты», – ранее сказал глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Если выразить этот тезис более простым языком, то, по идее (и в теории это примерно так и должно работать) МАКС – это та площадка, где эксплуатанты посмотрят на новейшую российскую авиатехнику, и выберут себе то, на чем будут возить пассажиров десятки следующих лет.
Но в этом году все пошло не по плану. Так, например, газета «Ведомости», ссылаясь на источник, близкий к правительству, написала, что в условиях санкций иностранцев на МАКС вряд ли могло бы быть много, а «проекты по импортозамещению еще не доведены до конца». То есть, возвращаясь к простым описаниям, у экспертов есть опасения, что показывать на МАКС в этом году просто нечего.
ЗАМЕТЯТ ЛИ ТУРИСТЫ ОТСУТСТВИЕ МАКС, И КАКИЕ
Точки зрения специалистов на возможную отмену МАКС расходятся. Судя по риторике дирекции МАКС, там не считают, что мероприятие не имеет (имело?) большой значимости для развития туризма в Москве и области. Авиасалон собирал сотни тысяч человек, в числе которых и деловые посетители, и туристы.
Опрошенные же туроператоры при этом не опасаются, что непроведение мероприятия негативно скажется на туротрасли – так как в основном на авиасалоне были не их клиенты, а самостоятельные путешественники.
Однако даже если мероприятие не было выдающимся с точки зрения организованного туризма на федеральном уровне, оно, совершенно очевидно, как минимум создавало дополнительную активность для региональных и деловых туроператоров, а также их партнеров.
В этой связи один из опрошенных экспертов заметил, что если столь крупные события и впредь будут отменяться за два месяца до проведения, то шансы событийного туризма состояться как отдельной отрасли так и не будут расти.
И если МАКС не будет проведен, то туристы, по меньшей мере, не смогут увидеть, на чем им предлагается летать ближайшие десятилетия.
Екатерина Тропова
Фото АТОР