Выездной организованный турпоток вырос в 2023 году на 16,4% по сравнению с 2022 годом, туроператоры отправили за рубеж почти 8,1 млн туристов. В 2024 году ожидается прирост выездного турпотока еще на 10%. Вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян подвел итоги прошлого года в выездном туризме и дал прогнозы на этот год.
Россияне, по предварительным данным, совершили около 26 млн. поездок за рубеж по итогам 2023 года. Такую оценку, озвучил на пресс-брифинге АТОР в Ситуационном центре г. Москвы Артур Мурадян, исходя из текущих продаж и данных Погранслужбы за 9 месяцев 2023 года, (21 млн поездок за рубеж со всеми целями).
КТО ВОШЕЛ В ТОП-20 ПО ОБЪЕМАМ ВЫЕЗДНОГО ПОТОКА В 2023 ГОДУ
Напомним, что за весь 2022 год россияне совершили 23,2 млн поездок за рубеж а до пандемии, в 2019 году – 48 млн поездок. Таким образом, общий выездной поток (не только с туристическими целями) в 2023 году вырос за год, по предварительным данным, на 13%, но по сравнению с 2019 годом он все еще меньше на 46%.
«Несмотря о риторику о постоянном расширении зарубежной маршрутной сети росте турпотока за рубеж, у выездного туризма все еще есть серьезные проблемы. До результатов 2019 года еще далеко», – констатировал вице-президент АТОР.
В 2023 году, напомнил генеральный директор Space Travel, количество стран с прямым авиасообщением увеличилось с 32 до 40, из них в той или иной степени интересных для туризма – 28 стран.
При этом наибольшая динамика за год, выше общерыночной, наблюдалась в 2023 году по ТОП-20 основным туристическим направлениям. По предварительным оценкам, в эти страны в прошлом году поехали 14,4 млн. человек (в 2022 году по ТОП-20 направлениям ездили 10,2 млн человек). Рост составил +41,2% год к году. Основной прирост дали направления Азии – Таиланд, Китай, Шри-Ланка, Индия, Индонезия, Вьетнам и др. Ближневосточные направления и Турция, предварительно, показали прирост выездного потока на уровне 20-25%.
Туроператоры в 2023 году отправили по ТОП-20 основным зарубежным направлениям, по имеющимся на данный момент оценкам, не менее 8,1 млн туристов (в 2022 году – 6,9 млн. туристов). Таким образом, количество туристов в организованном выездном сегменте по сравнению с 2022 годом выросло на +16,4%.
При этом от допандемийных показателей 2019 года (тогда российские туроператоры обслужили 12 млн туристов на зарубежных направлениях) организованный выездной поток все еще отстает на треть (-32,5%).
Таким образом, в сегменте организованного туризма отставание от допандемийного периода сокращается значительно быстрее, чем в целом по рынку.
|
Направление |
Выезд 2022 г. поездок |
Выезд 2023 г. поездок |
Прирост за год, % |
Поездок клиентов туроператоров: |
1 |
Турция |
5 232 611 |
≈ 6 300 000 |
20,40% |
4 000 000 |
2 |
ОАЭ |
1 208 518 |
≈1 500 000 |
24,10% |
550 000 |
3 |
Таиланд |
435 008 |
1 482 000 |
240% |
900 000 |
4 |
Абхазия |
1 150 000 |
1 300 000 |
13% |
500 000 |
5 |
Египет |
947 122 |
≈1 200 000 |
26,70% |
1 200 000 |
6 |
Китай |
185 275 |
≈1 000 000 |
439% |
250 000 |
7 |
Мальдивы |
201 954 |
209 146 |
3,60% |
150 000 |
8 |
Шри-Ланка |
91 272 |
197 000 |
116,40% |
135 000 |
9 |
Куба |
54 383 |
185 000 |
240% |
185 000 |
10 |
Сербия |
123 425 |
≈160 000 |
30% |
10 000 |
11 |
Израиль |
160 000 |
158 000 |
-3% |
5 000 |
12 |
Индонезия |
74 143 |
155 000 |
106% |
40 000 |
13 |
Вьетнам |
39 921 |
126 610 |
217% |
40000 |
14 |
Малайзия |
33 000 |
≈100 000 |
203% |
20 000 |
15 |
Индия |
50 000 |
≈90 000 |
100% |
50 000 |
16 |
Катар |
63 165 |
≈84 000 |
33% |
20 000 |
17 |
Мексика |
90 270 |
≈60 000 |
-33% |
5 000 |
18 |
Сейшелы |
30573 |
38 000 |
24,80% |
28 000 |
19 |
Венесуэла |
13 400 |
≈33 000 |
146% |
33 000 |
20 |
Маврикий |
8 831 |
≈14 500 |
58,50% |
10 000 |
|
Итого |
10 192 871 |
14 392 256 |
41,2% |
8 081 000 |
Источники: данные национальной статистики зарубежных государств, предварительный прогноз Аналитической службы АТОР, основанный на данных Погранслужбы РФ за 9 месяцев 2023 года.
В 2024 ГОДУ ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ ВЫРАСТЕТ НА 10% ПО СРАВНЕНИЮ С 2023 ГОДОМ
Как подчеркнул Артур Мурадян, консервативный прогноз аналитиков АТОР предполагает рост выездного организованного турпотока в 2024 году в целом по рынку на 10% к 2023 году. Такой же прирост будет, скорее всего, наблюдаться и в общем выездном потоке по ТОП-20 турнаправлениям.
Среди сдерживающих рост факторов глава Space Travel назвал высокий курс расчетных валют по отношению к рублю, а также все еще ограниченную авиаперевозка по ряду ключевых направлений. При этом новых действительно массовых направлений на рынке не появится даже с открытием прямых рейсов в новые страны – имеющиеся варианты ограничены отельной базой и емкостью номерного фонда, и, как правило, предполагают длительный перелет.
По прогнозам вице-президента АТОР, на рынок выездного туризма могут повлиять два фактора.
«В конце прошлого года перевозчикам удалось завершить реестровую очистку большого парка судов. Если все они смогут встать на международные маршруты, это сможет «охладить» цены. В этом случае турпоток по ТОП-20 выездным туристическим направлениям сможет вырасти до 20% к 2023 году», – отметил г-н Мурадян.
Второй фактор – негативный. Скачки курса валют могут повлиять на стоимость туров в рублях уже во втором квартале, и это может нивелировать имеющее место отдельных зарубежных направлениях снижение валютных цен на отели и перелеты.
КАКИЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ БУДУТ НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫМИ У ТУРИСТОВ В 2024 ГОДУ
В целом, по прогнозам АТОР, ТОП-5 самых массовых зарубежных туристических направлений 2024 года будет выглядеть так же, как и в 2023 году. Это, в порядке убывания объемов турпотока:
- Турция
- ОАЭ
- Таиланд
- Египет
- Абхазия
По мнению Артура Мурадяна, точками наибольшего роста на рынке выездного туризма в 2023 году станут страны ЮВА и бассейна Индийского океана.
«Материковый Китай также сможет быстро восстановить свою долю рынка, если позволят провозные емкости» – отметил он.
«Хедлайнером» в Юго-Восточном направлении могла бы стать Индонезия в случае открытия прямого авиасообщения с Бали, считает Артур Мурадян.
Среди пляжных направлений, которые могут вырасти выше рынка (более 40-50%), эксперт отметил Хайнань и Вьетнам. Эти направления способны удовлетворить значительную часть спроса в среднебюджетном сегменте. Из нишевых экзотических направлений в АТОР предвидят дальнейший рост турпотока на Сейшелы и Маврикий.
Влиять на принятие решений о поездке будет курсовая стабильность, наличие стабильных полетных программ и «усталость» потребителей от «приевшихся» открытых направлений.
Также г-н Мурадян ожидает усиления конкуренции между авиаперевозчиками к лету 2024 году, что приведет к определенному снижению цен на туры за рубеж. Билетная составляющая в турпакете на турецком, напрмерир, направлении, может быть снижена на 25-30%. Кроме того, на направления выйдет больше российских авиакомпаний. Тренд снижения стоимости авиаперевозки сохранится.
КОГДА СТОИТ БРОНИРОВАТЬ ТУРЫ НА ЛЕТО
«Учитывая, что курс валют во втором квартале может пойти вверх, стоит воспользоваться ранним бронированием, особенно туров в популярные летние страны» – отмечает вице-президент АТОР по выездному туризму.
Артур Мурадян напомнил, что акции раннего бронирования в целом действуют до конца февраля (возможны вариации в зависимости от направления), по Турции – до конца марта. Главное же правило состоит в том, что чем ближе к сезону, тем дороже (скидка меньше).
Кроме того, вице-президент АТОР отметил и такой фактор, как конкуренция с туристами из других стран на популярных пляжных курортах.
«Рекомендуем туристам воспользоваться ранним бронированием на лето уже сейчас, чтобы защитить себя от курсовых колебаний. Как показала ситуация с курсами валют в конце 2023 года, в выигрыше по зимним турам в итоге оказались те туристы, которые оплачивали туры заранее. Выгода составила от 15% до 25%», – заключил г-н Мурадян.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР