Девять из десяти туроператоров внутреннего туризма не готовы к «Электронной путевке»

Региональные туроператоры, по которым больнее всего ударит окончание отсрочки наступления ответственности за непередачу данных в ГИС «Электронная путевка», просят Минэкономразвития пересмотреть необходимость внедрения системы на внутреннем рынке. Помимо роста расходов, их беспокоят перспективы ухода ряда бизнесов в «тень» и вынужденное удорожание туров по России у законопослушных игроков рынка.

Тестовый период для настройки сервиса «Электронная путевка» для туроператоров по внутреннему туризму закончится 1 сентября 2024 года. С этого момента для игроков рынка будет наступать ответственность за непередачу данных в систему.

Плохая новость в том, что рынок не готов к этому событию. Хорошая – «Электронная путевка» понадобится далеко не всем.

«ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА» ОБХОДИТСЯ ОЧЕНЬ ДОРОГО ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРОПЕРАТОРОВ

Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры по внутреннему туризму, в том числе, из регионов, преимущественно не готовы к использованию «Электронной путевки», даже несмотря на то, что ответственность за непередачу данных в систему наступит уже с 1 сентября 2024 года.

Кроме того, почти все участники рынка неофициально отзываются о нововведении крайне отрицательно, характеризуя систему как «дорогую», «небезопасную» и даже «бесполезную».  

«Готовность к работе с «Электронной путевкой» на внутреннем рынке, по моим оценкам, крайне низкая – не более 10% туроператоров по всей России уже подключились», – рассказал «Вестнику АТОР» генеральный директор туроператора «Невские Сезоны» Кирилл Соколов.

Похожие выводы следуют и из комментариев множества компаний, которые не работают в сегменте выездного туризма – то есть не имели необходимости подключаться к системе раньше. Региональные, небольшие и нишевые туроператоры до сих пор не имели возможности выделить достаточно ресурсов даже на изучение системы, не говоря уже о получении опыта работы с ней.

Одна из главных проблем – хотя сама система и «бесплатная», но вот подключение к «Электронной путевке» очень дорого для небольших компаний. Затраты, по разным оценкам, составляют от 300 тыс. руб. до 1 млн руб. только за подключение одного автоматизированого рабочего места (АРМ). И еще как минимум 200-300 тыс. руб. в год каждой компании понадобится на обслуживание системы, оценили эксперты.

«Это «баснословная» сумма для небольших компаний с оборотом 20-30 млн руб. в год. То есть это, по сути, еще один обязательный «неналоговый» платеж для бизнеса», – констатирует Кирилл Соколов.

У НЕБОЛЬШИХ ТУРОПЕРАТОРОВ НЕТ НЕ ТОЛЬКО ДЕНЕГ, НО И ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДКЛЮЧАТЬСЯ К СИСТЕМЕ

Вторая – подключаться к системе сложно. Для компаний с небольшим штатом, без собственной IT-службы проблема даже найти специалиста, который разберется в особенностях взаимодействия с «Электронной путевкой». Тем более что оплата труда программистов, особенно профильных, становится все выше, а сейчас – самый разгар туристического сезона. Хотя этот фактор, как отметили некоторые участник рынка, все-таки нельзя однозначно причислять к негативным – законодатели все же давали время приступить к работе с системой ранее.   

«Это сложная история для малого и среднего бизнеса, почти недоступная, учитывая средний оклад «айтишников». У нас своя IT команда, мы вкладываем в разработку, поэтому нам чуть-чуть попроще, но и у нас много сложных моментов, которыми мы активно занимаемся», – рассказал «Вестнику АТОР» генеральный директор туроператора «СканТур» Роман Цветков.

Один из опрошенных региональных туроператоров северо-запада России также полагает, что сложность электронной путевки еще и в том, что нужно потратить время сотрудников на изучение, апробацию и введение системы в действие.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«В условиях бюджетной организации можно в это и «поиграться». Зарплата от этого не уменьшится. Но вот в условиях коммерческой фирмы, когда у сотрудников от этих «игр в путевку» становится меньше времени на зарабатывание денег – становится ниже доходность у всей компании», – сказал представитель компании.

ТУРОПЕРАТОРЫ ПРОСЯТ НЕ ВНЕДРЯТЬ «ЭЛЕКТРОННУЮ ПУТЕВКУ» НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

По просьбе «Вестника АТОР» в середине июля опрос оценки готовности туроператоров к работе с «Электронной путевкой» провела председатель общественного совета при Комитете по туризму Псковской области Изабелла Коваль.

Если систематизировать полученные ответы, то опасения у региональных туроператоров вызывают:

  • Большие затраты на внедрение и поддержание работоспособности системы
  • Необходимость выделять время сотрудников для работы с «Электронной путевкой» 
  • Безопасность хранения данных
  • Перспектива ухода ряда участников рынка, которые не захотят пользоваться системой, «в тень», и, как следствие – создание нездоровой конкурентной среды
  • Проблемы с аттестацией рабочих мест
  • Сохраняющиеся технические сложности и сбои в работе системы
  • Отсутствие четкого понимая, какие именно сведения должны передаваться в систему

С подобной оценкой довольно однозначно соглашаются и коллеги псковских туроператоров из других регионов.

Региональные туроператоры уже обратились к регулятору – Минэкономразвития – с просьбой пересмотреть решение о необходимости использования «Электронной путевки» на внутреннем рынке.

«ЭЛЕКТРОННУЮ ПУТЕВКУ» СЧИТАЮТ БЕСПОЛЕЗНОЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ

Еще одной проблемой остается непонимание целесообразности работы с «Электронной путевкой» на внутреннем рынке в принципе. Туроператоры откровенно говорят, что система бесполезна.

«Я не знаю ни одного туроператора, который бы видел какие-то плюсы от работы с «Электронной путевкой», – говорит Кирилл Соколов.

Сведения, которые аккумулирует система, не отвечают и запросу самих властей на систематизацию информации о внутреннем туристическом потоке в России.

«Сервис даст представление лишь об узком сегменте рынка, так как большая часть туристов ушла в онлайн и бронирует услуги самостоятельно. В свое время изначальной целью «Электронной путевки» был контроль над соответствием объема фонда персональной ответственности туроператора объемам его продаж. Но во внутреннем туризме нет ФПО, а страховой взнос одинаков для всех – 500 тыс. руб. Зачем тогда все это и для чего?», – недоумевает одна из собеседниц нашего издания.

ВНЕДРЕНИЕ «ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКИ» ПРИВЕДЕТ К УДОРОЖАНИЮ ТУРОВ ПО РОССИИ

Внедрение системы «Электронная путевка» в сегменте внутреннего туризма приведет к неизбежному удорожанию туров по России, полагают участники рынка. Хуже того – из-за отсутствия необходимости подобного рода дополнительных вложений у компаний, работающих по серым схемам либо вообще без юридического оформления, есть риск того, что туристы будут выбирать непроверенные компании и более дешевые туры, а не качественный продукт туроператоров.

«Совершенно предсказуем рост финансовой нагрузки на компании: заработная платы сотруднику, который будет заниматься вводом сведений в ЭП, защита персональных данных, стоимость подготовки аттестованного рабочего места, – все эти расходы будут распределены на стоимость туров, в том числе, и для детей», – предостерегает представитель одного из опрошенных туроператоров.

Другие замечают, что финансовая нагрузка будет несравнима для маленьких и крупных компаний – абсолютные значения схожи, но процентное соотношение с оборотом отличается в десятки раз. То есть основной «удар» придется как раз на небольшие компании, которые десятилетиями вкладывали силы и средства в развитие туризма на местах, и на нишевых туроператоров, создающих уникальные маршруты. А во внутреннем туризме именно они делают «основную кассу».

«Как и всегда, мы выступаем против любой дополнительной финансовой нагрузки на региональный турбизнес», – говорит глава архангельского туроператора «Помор-тур» Сергей Никулин.

НЕ ВСЕМ ТУРОПЕРАТОРАМ ПО ВНУТРЕННЕМУ ТУРИЗМУ ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ С «ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКОЙ»

Но есть, конечно, в этой «бочке дегтя» и своя «ложка меда». По оценкам вице-президента АТОР по внутреннему туризму, генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, из более 4 тыс. туроператоров, работающих на внутреннем рынке, меньше половины компаний формирует именно «турпродукт» в законодательном понимании этого слова.

Согласно разъяснениям Минэкономразвития, предоставление туристам размещения и экскурсионного обслуживания при проживании в одной и той же гостинице не будет являться турпродуктом и, соответственно, сведения о таком туре в «Электронную путевку» передавать не понадобится.

Однако, как поясняет руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова, если турист, например, докупит у туроператора авиабилеты до места начала проведения тура, то такой набор сведений уже должен попадать в систему. То же относится и к турам, предполагающим переезды между локациями, где туристы будут останавливаться на ночь. Пример – это «Демидовский маршрут», предполагающий размещение в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.

Вместе с тем, г-н Ромашкин подчеркивает, что в связи со значительным развитием автотуризма в России, подобные туры на внутреннем рынке встречаются все реже. 

«Путешественники просто «развезли» пакетные туры на собственных автомобилях», – говорит он.

Те же, кому заведомо придется работать с системой, например, круизный туроператор «Мостурфлот», активно готовятся к наступлению сентября и окончанию отсрочки наступления ответственности за непередачу данных в «Электронную путевку», рассказывает заместитель генерального директора компании Светлана Гончарова

Сейчас компании в меру своих возможностей и потребностей активно изучают вопросы внедрения в свои бизнес-процессы «Электронной путевки», но полагают, что система скорее навредит рынку, чем принесет видимую пользу.

Екатерина Тропова

Фото: piqsels.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР