Президент поручил сделать российские дороги удобными для туристов. Что улучшится?

Улучшение дорог и придорожной инфраструктуры в России пойдет на пользу всем туристам – и организованным, и самостоятельным. Такое мнение выразили туроператоры, комментируя последние поручения президента относительно развития автотуризма в России. Рассказываем, что должно измениться после их выполнения.

Согласно поручениям президента РФ Владимира Путина, адресованным главе правительства Михаилу Мишустину, уже в 2024 году должно быть решено значительное количество задач, направленных на улучшение в России дорожной сети и развитие придорожной инфраструктуры.

Импульсом для этого, как и для развития других видов транспорта, стал туризм: в приоритетном порядке обновления коснутся тех дорог, которыми чаще пользуются туристы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРАССЫ ПОЛУЧАТ УЛУЧШЕННУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ

Много внимания в документе уделяется трассам М-4 «Дон», М-8 «Холмогоры», М-11 «Нева», М-12 «Восток»:

  • к 15 августа правительству поручено представить предложения, как увеличить там количество многофункциональных зон дорожного сервиса 

  • к 15 декабря само понятие «многофункциональная зона дорожного сервиса» и требования к нему должны быть закреплены законодательно

  • эти трассы должны быть задействованы в формировании туристических маршрутов, о чем правительству поручено докладывать с регулярностью раз в полгода

  • к 1 декабря должны ускориться работы по расширению М-8 «Холмогоры» в районе 115-202 км. Это участки примерно между Переславлем-Залесским и Даниловым, то есть востребованные не только туристами, которые путешествуют по «Золотому Кольцу», но и московскими дачникам.

Федеральные автодороги, включая новые скоростные платные трассы, действительно нуждаются в развитии придорожных сервисов, отметил в разговоре с «Вестником АТОР» руководитель Atelica Hotel Group (развивает отельные бренды «Ателика», «Дивный Мир» и «Санвиль») Алексей Высоканов.

«Сейчас не хватает даже заправок, а путешественников на автомобилях все больше, поэтому новая инфраструктура крайне необходима», – сказал он.

ДОРОГИ НУЖНО ОБОРУДОВАТЬ НА ВСЕМ ПРОТЯЖЕНИИ. ЭТО ПОЛЕЗНО И ТУРИСТАМ, И РЕГИОНАМ

Президент федерации экстремальных и технических видов спорта, блогер-путешественник Алексей Меньшенин, со своей стороны, подчеркнул необходимость улучшения инфраструктуры не только на территории Центрального федерального округа, но также на всем протяжении трасс, приводя в пример М-8 «Холмогоры».

«На трассе М-8 до Ярославля вполне обустроенный придорожный сервис: много приличных кафе, хороших сетевых АЗС, есть стоянки для машин. Но после Ярославля инфраструктура развита очагово. Преимущественно – вокруг Вологды и Вельска. На протяжении остальной тысячи километров – тайга и редкие «вымирающие» поселения. Туалеты зачастую представляют собой «дырку в полу», кафе, столовые и стоянки рассчитаны преимущественно на фуры дальнобойщиков. При этом само полотно дороги очень приличное. Я бы поставил ему даже твердую российскую «пятерку»: редкие ямы и выбоины заботливо обозначены дорожными знакам», – рассказал эксперт.

Генеральный директор туроператора «СканТур» Роман Цветков отметил, что с целью создания такого рода придорожной инфраструктуры следовало бы рассмотреть возможность сдавать земельные участки бизнесу в аренду по упрощенной схеме.

«На примере Карелии и Северо-Запада, у нас такой инфраструктуры не хватает», – отметил Роман Цветков.

Также ранее мы писали, что при должном уровне взаимодействия между региональными властями и бизнесом развитие территории вдоль дорог будет крайне благотворно сказываться на имидже всего субъекта и иметь большое маркетинговое значение.

ВДОЛЬ ТРАСС ПОЯВЯТСЯ МОДУЛЬНЫЕ ГОСТИНИЦЫ

Помимо многофункциональных зон, вблизи трасс также должны появиться и новые гостиницы. С этой целью правительству поручено уже в этом году провести отбор инвестпроектов, которым в 2025-2027 годах предоставят субсидии на создание модульных некапитальных отелей. На эти цели будет выделяться не менее 5 млрд руб. ежегодно.

Улучшение сервиса стимулировало бы увеличение количества «семейных» поездок. В частности, для того, чтобы спокойно и безопасно путешествовать на машинах с детьми, должны быть предусмотрены комфортные места для промежуточных ночевок.

«Путь длиной даже в 13 часов без ночевки дети просто не выдержат», – отмечает г-н Меньшенин.

Тем более, как показал недавний опрос ВЦИОМ, российские автолюбители и сами хотят путешествовать комфортно и многие готовы платить за качественный сервис. Характерно, что высокий интерес к поездкам на автомобиле проявляет и женская часть аудитории. А в целом россияне готовы увеличивать среднюю дальность поездок на машинах до 2,2 тыс. км. То есть длинные автомобильные маршруты с высокой долей вероятности будут востребованы не только единичными искателями приключений, но и семьями.

По словам Романа Цветкова, придорожная отельная инфраструктура, в первую очередь, нужна индивидуальным путешественникам. Однако если отели будут возводиться не непосредственно вдоль дорог, а на отдалении хотя бы в 1 км, спрос на них может быть выше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«В Архангельской области туристическая отрасль развивается динамично, местные туристические власти хорошо работают. Но все равно на огромных расстояниях банально негде переночевать. Кроме Архангельска, Северодвинска, Каргополя, Вельска и Котласа в типичных небольших городках (например, в очень интересном Красноборске) емкость единственной гостиницы – четыре номера. То есть даже большой компанией не приедешь, не говоря уж о тургруппе на автобусе. Поэтому предложения президента по развитию гостиниц, придорожного сервиса и обустройству дорог надо приветствовать. А вот как они будут реализованы на практике, мы увидим своими глазами в ближайшие годы», – говорит Алексей Меньшенин.

ТУРИЗМ ПОМОЖЕТ ПОЧИНИТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Третье немаловажное направление развития, о котором сказано в поручениях – это ремонт и модернизация региональных дорог, которыми пользуются туристы. Так, в документе значится необходимость:

  • обратить внимание на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, связывающих вышеуказанные трассы с объектами туристского показа;

  • рассмотреть возможность отнести дороги, входящие в состав туристских маршрутов, к опорной сети автомобильных дорог;

  • обустроить входящие в состав автомобильных туристских маршрутов дороги площадками для отдыха с санитарными модулями, в том числе, для обслуживания экскурсионных групп, перевозимых автобусами;

  • обеспечить «туристические» автодороги устойчивой мобильной связью и интернетом;

  • обеспечить на таких дорогах придорожную инфраструктуру с доступом к водопроводу и электрической сети.

Дорожное покрытие в регионах оставляет желать лучшего. Фото: АТОР

Острую необходимость привести в порядок дороги, ведущие к достопримечательностям, отмечает и Роман Цветков из «СканТур».

«Крупные трассы более-менее нормальные, но небольшие региональные дороги, которые ведут непосредственно к достопримечательностям, действительно зачастую находятся в плачевном состоянии. Иногда это просто грунтовые дороги, что делает вообще невозможным посещение объектов показа большими туристическими группами. А поскольку погода у нас переменчива и может быть дождливой, «грунтовка» становится небезопасной даже для индивидуальных путешественников», – говорит эксперт.

Один из примеров – это подъезд к Сомолве в Псковской области. Несмотря на то, что объекты, расположенные на территории муниципалитета, включены в национальный туристический маршрут «Александр Невский – имя России», ведет к ним грунтовая дорога.

Тяжелее ситуация в Архангельской области: включенная в национальный туристический маршрут «Архангельск – здесь начинается Арктика» судоверфь «Поморский коч» не имеет даже ровного отсыпанного грунтового подъезда. Дорога находится в критическом состоянии и затрудняет посещение важного туристического объекта.

На Урале также явно нуждаются в ремонте и должном обслуживании дороги, по которым проходят национальные турмаршруты «Императорский маршрут» и «Демидовский маршрут». Не только в части подъездов к достопримечательностям, но на большом протяжении. Состояние дорожного полотна делает перемещение между объектами некомфортным.

Развитие региональной сети дорог помогло бы «вдохнуть жизнь» во множество небольших, но очень интересных городов на территории России, считает вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Поскольку их посещение в принципе возможно только на автомобиле – другого транспорта там нет.

РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НУЖНО И ОРГАНИЗОВАННЫМ, И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТУРИСТАМ

По словам г-на Ромашкина, развитие дорог и придорожных сервисов нужно всем группам путешественников: как организованным, так и индивидуальным туристам.

«Придорожной инфраструктурой пользуются все. Наши гиды говорят, что «где туалет?» и «где можно поесть?», – это два из трех самых распространенных у туристов вопросов. Пока с этим на наших дорогах непросто. Точки питания часто привязаны к заправкам, но должна быть и другая инфраструктура», – говорит вице-президент АТОР.

Финансироваться инициативы президента будут, в частности, в рамках единой субсидии регионам. Для этого правительству поручено в 2024 году провести отбор субъектов РФ, которым в 2025-2027 годах будут предоставлять в совокупности не менее 9 млрд руб. ежегодно. Не менее 1 млрд руб. пойдет на развитие автомобильных туристских маршрутов. Второй механизм – это списание двух третей задолженности субъектов по бюджетным кредитам.

Екатерина Тропова

Фото: АТОР

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР