Проект строительства новой воздушной гавани столицы Эфиопии Аддис-Аббебы обсуждается на этой неделе всеми ведущими СМИ о путешествиях. Крупнейшая африканская авиакомпания Ethiopian Airways должна обрести новый дом к концу 2029 года. Несмотря на то, что в ближайшие годы открытие нового хаба вряд ли окажет значительное влияние на географию поездок россиян, в среднесрочной перспективе это событие может расширить горизонты путешествий едва ли не для всего континента.
Новый аэропорт стоимостью 6 млрд долларов, будет расположен в Бишофту, примерно в 45 км от Аддис-Абебы и должен значительно улучшить авиационную инфраструктуру Эфиопии.
НОВЫЙ АЭРОПОРТ В АФРИКЕ БУДЕТ ПРИНИМАТЬ ДО 100 МЛН ПАССАЖИРОВ В ГОД
Менеджмент крупнейшей африканской авиакомпании – Ethiopian Airlines – уверен, что развитие компании на данный момент лимитировано именно ограниченными возможностями действующего аэропорта. Международный аэропорт Боле достигает предела своей пропускной способности.
«Проект будет завершен в 2029 году. Первая фаза включает строительство аэропорта с пропускной способностью 60 млн пассажиров в год, а завершение второй фазы проекта увеличит пропускную способность до более чем 100 млн пассажиров в год», – сказал генеральный директор Ethiopian Airlines Group Месфин Тасев Бекеле.
Такая пропускная способность сделает хаб не только крупнейшим в Африке, но и одним из самых значимых в мире. 100 млн пассажиров – это совокупный пассажиропоток пяти крупнейших аэропортов России, примерно столько обслуживает аэропорт Дубая. Реализация проекта может «иметь далеко идущие последствия», считают международные эксперты. Открытие хаба может способствовать значительному изменению схем авиаперевозок за пределами континента.
КУДА СЕЙЧАС ЛЕТАЮТ РОССИЯНЕ ЧЕРЕЗ АДДИС-АББЕБУ
На данный момент спрос на услуги Ethiopian Airways и, соответственно, аэропорта Аддис-Абебы со стороны россиян ограничен: авиакомпания сейчас летает только в Москву и всего четыре раза в неделю, но определенный интерес к рейсам в столицу Эфиопии есть.
Туроператоры объясняют, что спрос есть не на саму Эфиопию, а скорее на весь африканский материк, где туристы хотят попробовать сафари, посетить заповедники и так далее.
«Ценность Ethiopian Airways заключается в наличии очень хороших полетных программ и максимально удобных стыковочных рейсов», – говорит управляющий директор туроператора Let`s Fly и руководитель международных проектов «Слетать.ру» Любовь Воронина.
В ITM Group отмечают, что приемлемые цены и качественный сервис на борту также повышают интерес к авиакомпании.
«Существующий аэропорт достаточно комфортный для коротких стыковок Ethiopian Airways. Сама по себе Эфиопия только набирает обороты в развитии туризма и привлечении туристов из РФ. Но на данный момент можно комбинировать пребывание в Эфиопии с такими странами как ЮАР, Танзания, Кения, Мадагаскар и Бразилия», – рассказывает руководитель департамента продаж и разработки продукта ITM Group Юлия Соколова.
ИНТЕРЕС К ETHIOPIAN AIRWAYS БЫЛ БЫ ВЫШЕ, ЕСЛИ БЫ АВИАКОМПАНИЯ ЧАЩЕ ЛЕТАЛА В РФ
В Space Travel, со своей стороны, отмечают, что из-за низкой частоты полетов в Россию Ethiopian Airways все еще значительно уступает в популярности любимой россиянами Emirates.
«Если стыковка примерно одинаковая, то летят, конечно через Дубай. У Emirates три рейса в Москву в день, а у «Эфиопских авиалиний» перелеты даже не ежедневные. Но, конечно, расширение перевозки стало бы хорошим фактором для снижения цен и появления новых удобных пересадок, а следовательно и для увеличение спроса», – уверены в компании.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Но Ethiopian Airways интересна россиянам и с точки зрения перелетов в Латинскую Америку, отмечают в «Русском Экспрессе».
«В FIT-запросах часто просят предложить билеты именно этой авиакомпании. Часто туристы даже готовы сдвигать даты тура, чтобы полететь через Аддис-Аббебу. Было бы отлично, если бы рейсы на Москву были бы ежедневными, особенно в осенне-зимнем сезоне, когда востребованы Африка и Южная Америка», – оценили ситуацию эксперты туроператора.
Таким образом, на данный момент можно сказать, что российские туристы только «присматриваются» к этому направлению, но потенциал для роста – есть.
РАЗВИТИЕ АФРИКАНСКОЙ АВИАЦИИ ИЗМЕНИТ ГЕОГРАФИЮ ПУТЕШЕСТВИЙ МЕЖДУ АЗИЕЙ И ДВУМЯ АМЕРИКАМИ
Но все это – о текущей ситуации. Даже в среднесрочной перспективе рынок может сильно измениться. В том числе, и для россиян. Нужно понимать, что географическое положение хаба в Аддис-Аббебе в совокупности с опытом работы авиакомпании – старейшего на континенте эксплуатанта реактивных самолетов – создают фактически уникальные условия для организации активных авиаперевозок между Азией (и Россией в данном контексте), Южной Африкой и Южной Америкой – то есть между активно развивающимися рынками.
Чтобы осознать всю серьезность происходящего, следует вспомнить историю той же Emirates – безусловного лидера в своем сегменте. Буквально 20 лет назад объемы перевозок авиакомпании были ниже, чем у «Уральских Авиалиний» сейчас. Но политика властей эмирата, их настрой на развитие собственного масштабного авиаперевозчика и поддержка, ставка на сервис, готовность возобновить прямые рейсы между Дубаем и городами США, а также выгодное географическое положение сделали свое дело. И авиакомпания, и аэропорт сегодня относятся к числу крупнейших в мире.
Количество удобных рейсов в страны Южной Америки из России и даже из Юго-Восточной Азии сейчас сильно ограничено. Более того, лимитировано уже и авиасообщение с Северной Америкой из-за взаимных запретов на использование воздушного пространства со стороны России, США и Европейских стран. А значит направления между восточным и западным полушариями имеют большой потенциал для роста – в конце-концов, это просто очень густонаселенные регионы.
Развитие авиаперевозок, в свою очередь, тянет за собой и рост потока классических туристов – как поехали вслед за деловыми путешественниками туристы на Ближний Восток. А это и «мягкая дипломатия», и развитие новых культурных и экономических связей, и обмен опытом и просто взаимное повышение интереса друг к другу. В этом смысле нельзя недооценивать важность удобной авиаперевозки: туристы в массе своей летали и будут летать туда, куда им проще добраться.
Тем более активно развивающиеся страны Африки, очевидно, всерьез готовятся занять свое место на авиационной карте земного шара. Например, уже в 2026 году должно завершиться строительство крупного аэропорта в Руанде. А два больших хаба – это уже конкуренция. А конкуренция – это развитие и постоянное улучшение. На фоне расширения БРИКС в перспективе ближайших десятилетий развитие африканской авиации может открыть туристам несколько десятков совершенно новых направлений для путешествий.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР