На прошедшем в рамках форума-выставки «Отдых-2024» отраслевом конкурсе национальных туристических маршрутов «Гран-При» и звание «первого из лучших» туротрасль отдала маршруту Тюменской области «В Сибирь по своей воле». Побеседовали с Дмитрием Пуховым, руководителем «Агентства туризма и продвижения Тюменской области», которое разрабатывало и запускало этот интереснейший турпродукт.
– Дмитрий, когда возник в Тюменской области свой национальный туристический маршрут? Как долго шли к успеху, с кем вместе создавали турпродукт?
– Национальный туристический маршрут «В Сибирь по своей воле» возник в 2019 году. Именно тогда, на базе уже разработанных нами маркетинговых концепций продвижения региона возникла идея о создании маршрута, который мог бы принять участие в экспертной оценке для получения статуса национального.
В разработке маршрута участвовала целая группа людей – это и представители тюменских туроператоров, и краеведы, историки, и даже местные жители – лидеры общественного мнения. В таком составе мы разработали первичную структуру маршрута.
На нашу долю выпало, в том числе, модернизация и иногда создание с нуля удобной инфраструктуры по маршруту. Мы понимали, что для туристов на всем его протяжении должно было быть достаточно точек остановки – от туалетов до пунктов питания и фотоспотов. И, конечно, задача продвижения и координации бизнеса.
– Главная задача, которая ставилась вами при разработке и запуске национального маршрута?
– Маршрут должен был показать туристов все самое важное в Тюменской области и при этом не перегрузить, а развлечь туриста, подарить ему отдых, эмоции и новые знания одновременно.
Раскрою небольшую тайну: мы неофициально называем этот маршрут «кайфотуром». Потому что его логика в формате выходного дня – как раз дать туристам возможность «перезагрузиться», поплавать в термальных источниках и одновременно погрузиться в интересную историю региона. На выходе – набор ярких эмоций, все самое лучшее и сразу.
Кроме того, сегодня этот маршрут мы воспринимаем как флагманский для Тюмени, как первую точку контакта с нашим регионом и «точку разрушения стереотипов».
– О каких стереотипах речь?
– Многие считают, что Тюмень находится «далеко». Хотя от Москвы к нам лететь ближе, чем в Сочи – всего 2,5 часа. А кто-то считает, что у нас какие-то экстремально низкие температуры, которые ограничивают туризм.
Благодаря национальному маршруту мы успешно эти стереотипы снимаем, и все больше и больше людей приезжает в Тюменскую область с целью отдыха. Они понимают, что Сибирь – это на самом деле не «далеко», а «рядом», что здесь тепло и комфортно, легко и гостеприимно.
– Сам маршрут менялся или меняется? Если да, то каким образом?
– Глобальное изменение национального маршрута потребует его переаттестации, но таких запросов у нас и нет. В том виде, в котором маршрут есть сейчас – он работает и коммерчески успешен. Поэтому набор базовых объектов и локаций – величина постоянная. Но внутри них самих постоянно происходят изменения – что-то видоизменяется или дорабатывается сам продукт.
Ну, например, на базе включенного в маршрут «Кулига Парка» у нас появилась отдельная зона, которая позволяет туристам больше погрузиться в тему этники, узнать о быте проживающих в регионе народов.
В Тобольске происходят активные изменения буквально каждый месяц – создаются новые общественные пространства, реконструируются парки. Например, недавно реновировали Аптекарский сад, прошла и полная реновация Александровского сада в Нижнем посаде.
– То есть благодаря национальному маршруту «подтягивается» и сама инфраструктура?
– Все работает в комплексе, безусловно. Благодаря тому, что появился национальный турмаршрут, инфраструктура, разумеется, подтянулась. Кроме того, и это очень важно, оживился бизнес – все это дало хороший толчок многим улучшениям.
Когда мы вместе с экспертами туроператоров проходили сам маршрут ногами, выявилось некоторое количество моментов, которые работают не так, как должны бы. Где-то требовались усилия со стороны муниципалитетов по улучшению и поддержанию в порядке городского хозяйства.
Где-то мы расширяли пешеходные зоны специально для туристов, где-то ставили дополнительные урны, где-то реновировали памятники и так далее. Если говорить о глобальных улучшениях – то они сейчас идут параллельно с маршрутом.
– О каких глобальных переменах речь, если не секрет?
– Сейчас проходит большая реконструкция дороги из Тюмени в Тобольск. Планируется, что работы будут завершены в течение ближайших двух лет. В итоге получается, что мы станем частью большого федерального проекта создания скоростной трассы М12 – ее уже продлили до Тюмени, а сейчас мы, фактически, продлеваем ее до Тобольска.
Так что уже в ближайшее время мы увидим новую широкую прекрасную трассу от Москвы до Тобольска, первой столицы Сибири. И мы считаем, что национальный турмаршрут, в том числе, тоже повлиял на такое решение региона: ведь благодаря маршруту турпоток из Тюмени в Тобольск очень бурно растет.
– Сколько туристов в год принимает сейчас национальный маршрут Тюменской области?
– В среднем в год национальный туристический маршрут «В Сибирь по своей воле» принимает пять заездов по утвержденным датам для организованных групп. При этом в утвержденные даты собирается сразу несколько групп по 30-50 туристов в каждой.
Но это около 20% нашего турпотока, а 80% – это индивидуальные туристы. По сути, те элементы, которые положены в основу национального маршрута, стали ярким и понятным для каждого туриста «ядром», которое самостоятельные туристы охотно используют при планировании своей поездки в наш регион.
И можно с уверенностью говорить, что большая часть турпотока в Тюменскую область (а это, по данным Росстата, уже более 4 млн визитов в 2024 году) так или иначе соприкасается с основными точками притяжения на национальном маршруте «В Сибирь по своей воле» – например, Тобольск, термальные источники. Национальный маршрут позволяет нам, в том числе, эффективно популяризировать их, продвигать – и вместе с ними и весь наш регион в целом.
Поэтому наш национальный турмаршрут сегодня можно без преувеличения назвать «визитной карточкой» Тюменской области – той самой программой must have, которая даст туристу максимальное погружение и максимально полное представление о регионе.
– Какие планы у вас на будущее? Будет ли у Тюменской области второй национальный маршрут?
– Планов много. В том числе, действительно, сейчас в Тюменской области идет разработка отдельного туристического маршрута в сфере агротуризма, который мы в перспективе также собираемся подать на оценку в качестве национального маршрута.
Второе направление – это инклюзивный туризм. Мы активно занимаемся адаптацией нашего национального маршрута для туристов с особенностями здоровья. Так что в ближайшее время можно ждать двух новых турпродуктов – адаптированного «инклюзивного» варианта маршрута «В Сибирь по своей воле» и нового агротуристического продукта региона.
– Ну и в завершение: не можем не спросить, что вы чувствовали, получив высшую награду на отраслевом конкурсе национальных маршрутов?
– Некоторое время назад мы очень обрадовались, увидев себя в рейтинге ТОП-10 самых востребованных национальных турмаршрутов страны, составленных АТОР по данным продаж туроператоров. Когда мы участвовали в отраслевом конкурсе, признаться, я лично нервничал – мы были номинированы как один из лидеров по многим критериям оценки – инфраструктурным, гастрономическим и далее.
И для нас здесь было очень важно, что это не мы сами, не регион, выдвигали свой маршрут в той или иной номинации. А делали это именно сами представители туротрасли, оценивая нас «со стороны».
На «Гран При», если честно, не рассчитывали – но получилась «Победа побед», за которую мы испытываем огромную гордость. И за которую мы благодарны и нашим партнерам – туроператорам, которые продают маршрут «В Сибирь по своей воле». И экспертам АТОР, которые в свое время направили нас в нужное русло и помогли улучшить продукт. И, конечно, всем туристам, которые к нам едут.
Еще раз, пользуясь случаем, приглашаю всех в Тюменскую область. Наша мечта – чтобы каждый житель России побывал на нашем национальном туристическом маршруте и убедился, как у нас интересно, тепло, комфортно и гостеприимно.
Беседовала: редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР