Аналитическая служба АТОР изучила статистику онлайн-продаж турпродуктов 33 ведущих туроператоров в магазине пакетных туров Onlinetours.ru за Iполугодие 2017 года и выяснила картину туристического спроса в онлайн-сегменте.
ОТЛИЧИЯ ОНЛАЙН-СЕГМЕНТА
На фоне оживления туристического рынка в 2017 году растут и онлайн-продажи турпакетов, причем темпы роста продаж в этом сегменте явно выше, чем в целом по рынку. Так, согласно статистике Onlinetours.ru, в первом полугодии 2017 года объём продаж турпакетов через эту платформу-агрегатор вырос на 105%.
Такой рост, с одной стороны, является отражением «эффекта низкой базы» в онлайн-продажах турпакетов, с другой – отражением тренда на продолжающуюся «цифровизацию» покупательских привычек, особенно заметного в Москве и Санкт-Петербурге. Заметим, что картина продаж в онлайн-сегменте в основном и определяется сегодня именно предпочтениями жителей двух столиц.
Для понимания корреляции между данными онлайн-агрегатора пакетных туров и общей картины спроса, важно понимать, что онлайн-сегмент предоставляет и расширенные возможности для цифрового маркетинга, а это, в условиях относительно небольшой, в абсолютных цифрах, базы, позволяет точечно фокусировать спрос на отдельных направлениях.
Этот «маркетинговый» фактор также влияет на различие картин спроса в онлайне и в традиционных продажах. В частности, оказалось, что в интернете можно нарастить продажи пакетных туров по России – на фоне в целом сниженного в этом году спроса по ряду пляжных отечественных курортов. И это не нечто аномальное – повышенный интерес к турам по России в июне на фоне ослабления рубля фиксировали системы и другого онлайн-агрегатора туров (но там, в отличие от рассматриваемого случая, речь шла о запросах, а не о реальных продажах). В данном случае хорошо видно, как этот потенциал умело использован.
КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР – В ТУРЦИЮ
Рис. 1. Доли различных туристических направлений в состоявшихся онлайн продажах пакетных туров в I полугодии 2017 года на площадке OnlineTours.ru, в %
По итогам I полугодия Больше четверти (25,7%) всех продаж турпакетов в Onlinetours.ru пришлись на Турцию (отметим что в аналогичном периоде прошлого года путевки по данному направлению не реализовывались, поэтому считать прирост будет некорректным).
Россия (благодаря маркетинговой фокусировке компании на этом направлении и росту интереса к дешевым турам), оказалась на втором месте, а далее распределение оказывается вполне общерыночным. Отметим, что несмотря на рост Турции, все ТОП-15 популярных направлений в I полугодии в онлайн-продажах выросли в разной степени по отношению к уровню спроса I полугодия 2016 года.
Так, Греция в полугодии была третьей по популярности - ее выбирало 8,2% покупателей, а число проданных турпакетов увеличилось на 48%. Доля в 7,9% продаж пришлась на Таиланд, что на 89% больше чем годом ранее (в основном за счет хороших продаж зимой и весной). Кипр выбирали на 39% чаще чем в первом полугодии 2016 года - в итоге доля в продажах составила 7,5%.
Доля продаж туров в Тунис составила 3,8% (+42% к 2016 г.). Число проданных туров в Испанию выросло не сильно всего на 15%, в итоге ее выбирало 3,1% покупателей. Немного меньше онлайн-покупателей - 3% - выбирали для отдыха ОАЭ, что на 219% чаще чем годом ранее. По 2% продаж приходилось на Доминиканскую республику (+244%) и Индию (+79%). По остальным странам было менее 2% продаж.
Отметим что доля продажи туров в Европу (исключая Россию) составила 19,6%, к прошлому году она сократилась на 22,1%. Вероятно, это связано преимущественно с тем, что на европейских направлениях все больше туристов выбирают самостоятельную организацию отдыха.
ТРЕНД НА ЗАБЛАГОВРЕМЕННОЕ БРОНИРОВАНИЕ
Глубина онлайн-продаж пакетных туров в первом полугодии 2017 года по популярным направлениям в среднем увеличилась на 51%, рост наблюдается по всем популярным направлениям.
Рассмотрим изменение глубины бронирований по 10-ти ведущим направлениям. Хорошая глубина продаж была по безвизовой Турции, путевки в эту страну бронировались в среднем за 23 дня (сравнения с прошлым годом нет, поскольку продажи по направлению не осуществлялись).
По России глубина продаж выросла до 16 дней (в 2016 году туры бронировались в среднем за две недели). Туры в Грецию покупали за 45 дней, этот показатель по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличился на 87,5% (24 дня в 2016 г.). За три недели в среднем приобретали отдых в Таиланд, отметим что годом ранее этот показатель равен был 12-ти дням.
По Кипру глубина бронирований выросла не сильно с 18-ти прошлогодних до 19 дней в этом году. Серьезный рост глубины продаж наблюдался у Туниса – отдых в этой стране туристы стали бронировать в среднем за 37 дней до вылета, в то время как годом ранее путевки в эту страну покупали в среднем за 13 дней. Почти вдвое увеличилась средняя глубина бронирований турпутевок в Испанию - в первом полугодии пакеты реализовывались в среднем за 46 дней до вылета.
Однако не все направления демонстрировали увеличение глубины продаж. Сокращение этого показателя продемонстрировали Объединённые Арабские Эмираты (вероятно, из-за введения Эмиратами визы для россиян по прилету), Доминиканская Республика и Индия.
КАКИЕ ТУРОПЕРАТОРЫ АКТИВНО ПРОДАЮТ ЧЕРЕЗ ОНЛАЙН-АГРЕГАТОР
В анализируемом периоде через сайт осуществлялась продажа туров от 33 туроператоров.
Почти все компании за последние шесть месяцев продемонстрировали рост продаж, причем наиболее сильный наблюдался у туроператоров, активно занимающихся турецким направлением и Россией.
РОССИЯ ВЫРОСЛА В ОНЛАЙНЕ
Рис. 2. Динамика онлайн-продаж пакетных туров по ведущим направлениям (кроме Турции) за первые 6 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у Onlinetours.ru, в %
Россия, как уже говорилось, стала вторым по популярности направлением в продажах Onlinetours.ru: в первом полугодии 2017 года туры на отечественные курорты приобрели 21% клиентов интернет-магазина пакетных туров, и это на 16% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По мнению аналитиков АТОР, данный факт отражает специфику маркетинговой стратегии и структуры пула туроператоров в продажах компании, а также грамотное использование растущего интереса к дешевым предложениям на фоне падающего курса рубля в июне.
Что касается предпочтений туристов (еще раз отметим, что это преимущественно москвичи и жители Санкт Петербурга), то, выбирая отдых на территории России они отдавали явное предпочтение Адлеру и Красной поляне. По итогам первого полугодия на эти курорты приходилось 68,7% продаж всех российских курортов. Отметим что популярность Адлера к прошлому году выросла на 17,5%, а Красной поляны – на 47,4%. По данным Onlinetours.ru, средняя стоимость недельной путевки на Красную поляну составила 25 980 р., что на 36% меньше чем в 2016 году.
А вот курорты Большого Сочи (кроме Красной Поляны и Адлера) недосчитались к прошлому году 31,9% продаж, заняв долю в 6% по итогам полугодия. Продажи Крыма через Onlinetours.ru упали на 36,8% по сравнению с прошлым годом. Возможно, на это частично повлиял тот факт, что на этапе ранних продаж стоимость туров по данным направлениям по сравнению с прошлым годом была выше на 10-15%.
Показателен в этом плане пример Анапы, цены на которую практически не изменились, и которая выросла в по итогам первого полугодия на 50,6%. Средняя стоимость семидневных туров в Анапу была 12 900 р. на человека, что на 35% меньше чем годом ранее.
Рис.3. Доли различных российских курортов в состоявшихся онлайн продажах пакетных туров в I полугодии 2017 года на площадке OnlineTours.ru, в %
Реже чем в прошлом году на 11,3% жители Москвы и Санкт Петербурга выбирали подмосковный отдых. Отметим, что в целом на продажи туров по России у Onlinetours.ruсущественное влияние, кроме общих внешних факторов (открытие Турции, скачки курса рубля и неблагоприятные погодные условия) оказала структура туроператорского пула этой компании и маркетинговое продвижение.
В ТОП-3 на российском направлении по онлайн-продажам через Onlinetours.ru в I полугодии вошли туроператор «Библио Глобус» (он продемонстрировал рост продаж туров по России на 44,6% по сравнению с прошлым годом), туроператор «НТК Интурист» и Национальный туроператор АЛЕАН.
РАЗМЕЩЕНИЕ И ПИТАНИЕ: ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ТРЕНДЫ
Согласно данным Onlinetours.ru, по всем зарубежным направлениям из ТОП 10 в Iполугодии 2017 года отмечается явственное смещение спроса в сторону более комфортного размещения. Так объём проданных туров в отели 4* вырос на 113% в годовом выражении, а в отели 5* - на 178% (и это без Турции, где сравнение с прошлым годом сделать нет возможности, однако очевидно, что с ее учетом показатели будут в разы выше). Чаще в первом полугодии «выездные» клиенты отдавали предпочтение системе питания «все включено».
В то же время, на внутреннем рынке ситуация обратная. Клиенты компании на треть чаще, чем в Iполугодии прошлого года, стали приобретать туры с размещением в отелях 2* и на 38% чаще – в отелях 3*. Интерес к пятизвездочным гостиницам в России сократился на 35%.
Разнонаправленность трендов, вероятно, объяснима ценовой политикой объектов размещения, сказавшейся на стоимости туров.
Более подробно структуру предпочтений туристических аудиторий Турции и России «Вестник АТОР» анализировал ранее.
ПОДРОБНАЯ АНАЛИТИКА ПО I ПОЛУГОДИЮ
Информацию о распределении продаж по отдельным показателям продаж пакетных туров по десяти наиболее популярным направлениям в I полугодии: в каком составе туристы отправлялись на отдых, какую звездность отелей выбирали, долевое распределение продаж по типу питания, как распределялся объём реализованных туров по продолжительности пребывания в стране отдыха и многое другое – смотрите в подробном отчете, который публикует Аналитическая служба АТОР.