15 февраля в Совете Федерации состоялось первое заседание рабочей группы по поводу поправок в туристское законодательство. О том, какие меры обсуждались в ходе заседания, рассказал Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
- Валерий Владимирович, расскажите, кто вошел в состав рабочей группы?
- 15 февраля мы встретились с представителями туриндустрии, страховщиками, перевозчиками, Ростуризмом, Минспорттуризмом. Стоит отметить, что желающих участвовать в работе группы было много. Сейчас в группе тридцать с лишним человек.
- Чему была посвящена первая встреча рабочей группы?
- Это была первая организационная встреча, в ходе которой мы хотели обсудить круг проблем, с которыми мы столкнемся в рамках обсуждаемого вопроса. В ходе обсуждения мы поняли, что концепция законопроекта, который сейчас находится на стадии второго чтения в Госдуме, не позволяет вместить в себя все те предложения, которые были высказаны участниками совещания.
В результате мы приняли компромиссное решение разделить все предложения на две категории. Первая из них включает в себя те оперативные меры усиления ответственности участников турбизнеса перед клиентами, которые можно внести оперативно через поправки ко второму чтению этого законопроекта. В таком случае, есть шанс, что этот законопроект пройдет второе и третье чтение и будет одобрен Советом Федерации. Если поддаться настроениям, а такие были, и попытаться втиснуть все остальные предложения и вернуть проект к первому чтению, это значит, что мы еще надолго отложим принятие любых поправок в закон.
- Какие именно поправки решено предлагать к принятию оперативно?
- Это, во-первых, усиление материальной ответственности компаний. То есть повышение суммы финансовой гарантии туроператоров в зависимости от оборота до 200 млн рублей, + 5, 10 или 15%, также в зависимости от оборота компании. Оперативно, скорее всего, будет решаться вопрос регистрации и учета путевок. В первую категорию поправок также попало усиление полномочий Ростуризма в плане контроля над компаниями. Речь идет об исключении из реестра туроператоров на год по решению суда. Это будет и мерой наказания, и сигналом туррынку о том, с какими компаниями не нужно иметь дело. Основания исключения операторов из реестра по решению суда будут разрабатываться Ростуризмом, т.к. они отвечают за эту отрасль.
Все также одобрили меры по усовершенствованию медицинского страхования. Страховое покрытие по такому полису предлагается довести до 1 млн рублей. Похоже, также будет одобрена поправка, связанная с возрождением регрессных требований страховых компаний к недобросовестным операторам.
- А идея электронной турпутевки тоже была одобрена всеми участниками рабочей группы?
- Это вопрос все еще спорный. Тем не менее, и Министерство, думаю, и клиенты, настаивало на том, чтобы была «светлая» система регистрации турпутевок в электронном виде. Таким образом, мы будем понимать, кто куда едет и какие у нас реальные объемы и глубина продаж. На сегодняшний день кроме расчетных ордеров турист на руках ничего не имеет.
- Какие поправки попали во вторую категорию?
- Мы будем дополнительно изучать весь комплекс вопросов, связанный с саморегулированием. Все-таки туризм – это отрасль, которая легко поддается саморегулированию. Это динамичный бизнес. Здесь же мы бы предложили рассмотрение инструментов ответственности в рамках СРО. Обсуждалось создание в рамках СРО определенного компенсационного фонда, за счет которого можно было бы оперативно решать проблемы связанные с предоставлением финансовых гарантий контрагентам за рубежом. Это поможет избежать тех проблем, которые произошли с туристами «Ланта-тур вояж». Компенсационный фонд может быть близок по своему характеру к тому, что осуществляет на данный момент агентство по страхованию вкладов граждан.
Обсуждается вопрос и по увеличению суммы уставного капитала. Эту идею высказал недавно Премьер-министр Владимир Путин. В ходе обсуждений в рабочей группе возникала тема взаимоотношений операторов с перевозчиками. Здесь также необходимо искать решения. Мы говорили о противодействии демпингу. Нужно наладить систему реагирования представительств МИД за рубежом, чтобы не было этих позорных фактов задержания или, наоборот, выталкивания из гостиниц наших граждан. Они должны быть защищены, как международными договорами, так и внутренним законодательством.
Я думаю, что здесь же было бы правильным вести разговор о страховании каждого тура. Это стало бы еще одной мерой повышения надежности взаимоотношений компании и туриста. Я думаю, что в ходе работы будут возникать и другие идеи.
Туризм – это бизнес, возможны и банкротства, и разорения. Как и в любой другой сфере экономической деятельности. Здесь трагедии нет. Важно только то, чтобы в случае действий туркомпании либо обманным путем, либо путем недобросовестной деятельности (допустим, доведением до банкротства), интересы туриста оставались защищенными. Чтобы в споре хозяйствующих субъектов не участвовал турист. Он может иметь отношения либо со страховой компанией, либо с компенсационным фондом. А все остальные споры должны переноситься в механизм споров хозяйствующих субъектов, где законодательство хорошо работает. Важно не забюрократизировать бизнес, а с другой стороны найти возможность дополнительной защиты клиентов.
- Находящийся сейчас в Госдуме на втором чтении законопроект содержит норму о работе агентства от имени и по поручению оператора.
- Действительно, в проекте все еще есть такая норма. И она вызывает пока большие споры. Поэтому здесь еще требуется нахождение «стыковки» между всеми участниками процесса. Не все однозначно поддерживают это нововведение, т.к. это действительно снижает степень свободы поведения турагентств. Но турист заинтересован в наиболее надежном предоставлении ему услуг.
- Есть ли вероятность, что Дума все-таки услышит голос рынка, и эта норма, также как и некоторые другие, например, касающиеся регистрации путевок, будут изъята из проекта?
- Не буду гадать. Нужно послушать все аргументы, т.к. я участвовал пока только в двух встречах: комитете по экономической политике в Госдуме и в своей рабочей группе в Совете Федерации. Пока точки зрения расходятся полярно, и в этой связи необходимо провести встречу за рабочим столом. У нас нет времени медлить, мы работаем интенсивно. 17 февраля у нас запланирован очередной раунд встреч с представителями комитета по экономической политике Госдумы по оформлению наших предложений в конкретные поправки. Параллельно происходят встречи других рабочих групп, но мы продолжаем работу с депутатским корпусом, т.к. именно там находится законопроект.