Авиакомпания «Трансаэро» обратилась к властям с просьбой о содействии в переговорах с кредиторами. Ранее Минэкономразвития предложил отказаться от адресной поддержки перевозчиков, жертвуя слабыми игроками авиарынка. Эксперты, опрошенные «Вестником АТОР», уверены: в ослабленном финансовом положении сейчас находятся все авиакомпании, несмотря на то, что «Аэрофлот» за последние годы укрепил позиции в общем объеме перевозки российских авиакомпаний.
В конце июля первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров написал письмо замминистра транспорта Валерию Окулову, как сообщили «Ведомости». Он попросил чиновника поддержать продление ковенантных каникул «государственными» банками – Сбербанком, ВТБ и ВБРР («дочка» «Роснефти»). Как сказано в письме, из списка «банков-кредиторов» именно эти банки не согласны реструктурировать просроченные с мая этого года долги авиакомпании, что влечет за собой «серьезную угрозу деятельности авиакомпании».
На конец марта чистый долг «Трансаэро» составлял 67,6 млрд руб.
Столяров предлагает «инициировать» реструктуризацию всеми госбанками долгов авиакомпании на семь лет.
В конце прошлой недели «Трансаэро» распространила пресс-релиз, в котором сообщалось об ускорении авиаперевозчиком темпов погашения долгов. «Несмотря на рост процентных ставок и снижение курса рубля, «Трансаэро» продолжает выполнять обязательства перед банками-кредиторами. Суммарные платежи банкам за семь месяцев 2015 года превысили 12,5 млрд руб. по сравнению с 4 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Хотя на банковские платежи ушел каждый шестой рубль выручки компании, «Трансаэро» полностью обслуживает процентные обязательства во всех банках», – говорится в сообщении.
В понедельник перевозчик распространил еще один пресс-релиз. В нем сообщается, что парк авиакомпании продолжает расти. 17 августа 2015 года в состав авиакомпании «Трансаэро» вошел второй самолет Airbus A321. Воздушное судно, в соответствии с соглашением, заключенным «Трансаэро» с китайской лизинговой компанией ICBC Leasing, поступило в авиакомпанию на условиях операционного лизинга.
В Минтрансе «Ведомостям» сообщили, что письмо «Трансаэро» рассматривается. Между тем, недавно Минэкономразвития выступил с инициативой отказаться от адресной поддержки авиакомпаний. От этом говорится в подготовленном Министерством анализе тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015-2016 годы. В МЭР пришли к выводу, что кризис 2008 года в отрасли не завершен, перевозчики продолжают накапливать долги и теряют кредитоспособность.
По данным Минэкономики, в 2014 году убытки пяти крупнейших авиакомпаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «ЮТэйр», «Россия») по РСБУ составили 25 млрд руб., а по итогам первого квартала 2015 года – уже 18 млрд руб. Анализ отчетности большинства перевозчиков показал, что по итогам 2014 года и в первой половине года текущего соотношение долг/EBITDA составляет более 6 (при допустимом максимуме 3,5), а долг перед банками только двух авиакомпаний, входящих в пятерку», выше 150 млрд руб. Исходя из отчетности по МСФО, это «Трансаэро» и «ЮТэйр».
Минэкономики говорит о многих проблемах, которые уже признавали в отрасли. Избыток провозных емкостей с мая 2015 года превысил показатели прошлого года на 400 тыс. кресел, а в июне 2015 года составил 800 тыс. кресел. В анализе Минэкономики говорится, что завышенные темпы роста провозных емкостей провоцировали облегченный доступ отдельных перевозчиков к кредитам.
Авиакомпании получали льготы на покупку новой российской авиатехники. В итоге это привело к «недопустимо высоким валютным рискам» – ставка за лизинг номинирована в валюте, а выручка авиакомпаний – рублевая, и компании в ответ начали снижать тарифы, чтобы загрузить суда, пишет «КоммерсантЪ». В первом квартале средний тариф на внутренних линиях упал до уровня 2008 года – 5699 руб., а в 2014 году убытки отрасли на этих маршрутах составили 637 руб. с пассажира.
В Минэкономики считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен, поскольку погашение долгов по кредитам маловероятно «без масштабных инвестиций собственников». В пример приводится кризис 2008 года, когда восстановлению помогло банкротство Air Union, занимавшего 15% рынка.
Несмотря на все более активно распространяющиеся слухи о возможном уходе «Трансаэро», эксперты авиарынка высказываются не столь однозначно. «В последнее время «Трансаэро» занимает все более значимые позиции на рынке внутренних перевозок. Авиакомпания увеличила количество рейсов на Дальний Восток. Кроме того, «Трансаэро» является значимым перевозчиком на крымском направлении. Таким образом, социальная значимость авиакомпании возросла», – рассуждает один из экспертов, пожелавший остаться неназванным.
По экспертной оценке, финансовые трудности сейчас испытывают все российские авиакомпании. На фоне сокращения ранее наиболее прибыльных международных направлений перевозчики терпят серьезные убытки, а аналитики говорят о кризисе в отрасли. Так, например, недавно авиакомпания «Аэрофлот» предложила туроператорам выбрать направления для установления на них «туроператорского тарифа». Этот, безусловно, позитивный шаг, эксперты также объяснили отчасти снижением загрузки на международных направлениях. «В связи с ослаблением стоимости рубля по отношению к основным иностранным валютам, спрос на зарубежные направления среди россиян значительно снизился, а ведь зарубежная перевозка традиционно являлась наиболее прибыльной для авиакомпаний. Проблемы испытывают все авиакомпании, но некоторые из них обращаются за господдержкой («Трансаэро» и «ЮТэйр»), а другие – нет», – говорит другой эксперт, также пожелавший сохранить анонимность. По оценкам аналитиков, в текущем сезоне доля внешних авиаперевозок в общем объеме сократилась по сравнению с летом прошлого года с 68% до 46 %.
О существовании проблем с загрузкой говорит и тот факт, что многие иностранные перевозчики спешно покидают российские маршруты. Полностью отказались от рейсов в нашу страну гонгконгская Cathay Pacific, тайская Thai Airways, французская Aigle Azur и австрийская бюджетная авиакомпания Niki. С 1 декабря прекращает полеты в Москву одна из крупнейших американских авиакомпаний Delta Air Lines. Другие перевозчики – Lufthansa, Germanwings – сокращают свои объемы. Число рейсов в Россию также сократили британский лоукостер Easyjet, чешская Czech Airlines, финская Finnair, израильская El Al.
Интересно, что обострение ситуации с «Трансаэро» проходит на фоне укрепления позиций группы «Аэрофлот» в общем объеме перевозки российских авиакомпаний. Еще несколько лет назад доля «Аэрофлота» составляла 28%. В 2011 году Ростехнологии передали перевозчику свои авиационные активы – это авиакомпании «Оренбургские авиалинии», «Россия», «Сахалинские авиатрассы», «Владивосток Авиа» и «Саратовские авиалинии». Кроме того, в прошлом году авиакомпания запустила собственного лоукостера – АК «Победа», который активно расширяет маршрутную сеть и наращивает мощности. В результате сейчас, по оценке самого «Аэрофлота», доля группы составляет 42%, а по экспертным оценкам – порядка 47% рынка авиаперевозок. В том случае, если доля группы превысит 50%, ситуацией должна заняться ФАС.