Росстат планирует актуализировать действующую методику подсчета въездного и выездного турпотока к октябрю 2019 года. Власти не исключают, что для этого будут использоваться данные сотовых операторов. Эксперты рынка высказывают мнение, что основным этот метод вряд ли может быть.
Росстат направил в Минэкономразвития план мероприятий, в котором, в том числе, упоминается необходимость изменить методику подсчета турпотока и доходов от туристической отрасли. Предполагается, что направленный на это комплекс мер будет проведен Минэкономразвития, Росстатом и Ростуризмом в период с 2019 по 2027 гг., сообщает «КоммерсантЪ». Ожидается, что Росстат выпустит приказ, актуализирующий методику оценки въездного и выездного турпотока уже в октябре 2019 года.
Среди мер указываются такие, как актуализация методики подсчета внутренних, выездных и въездных поездок, доли туризма в ВВП страны, внедрение в законодательство понятия «туристический поток», анализ деятельности домохозяйств, оказывающих туруслуги, и внедрение методики обследования туристов на транспортных узлах. Также предлагается внедрить в России вспомогательный счет (аккаунт) туризма – это инструмент оценки роли туризма в экономике на основании информации о всех аспектах спроса на товары и услуги в туротрасли. Проект находится в стадии разработки. Как пояснили в Минэкономразвития, вопрос прорабатывается в рамках специально созданной рабочей группы.
В качестве одного из возможных вариантов методики подсчета туристов рассматривается вариант использования данных сотовых операторов. С этой инициативой выступил Ростуризм, в Минэке сообщили, что вариант обсуждается. Представители большинства сотовых операторов сообщили «Коммерсанту», что опыт подобной работы у них уже есть.
ЭКСПЕРТЫ РЫНКА О «СОТОВОМ ПОДСЧЕТЕ»
Замдиректора компании «Интурист» Сергей Толчин считает вариант использования данных сотовых операторов действенным.
«Для анализа передвижения людей можно и нужно использовать разные способы. Такая информация, если её обезличенно собирать и анализировать, поможет во многих вопросах», - говорит эксперт. Но при этом очевидно, что далеко не все эти перемещения являются туристическими.
Напомним, что нынешняя методика подсчета туристов была принята в 2014 году. Она предполагает, что туристическими являются все прибытия за исключением тех, которые совершаются с целью длительного пребывания с целью работы или образования. Таким образом, все частные поездки вдруг стали «туристическими», а ключевым поставщиком «туристов» в Россию стала Украина.
Туроператоры не сомневаются в том, что данные операторов мобильной связи полезны, а анализ туристической Big Data несет много интересного. Проблема в том, что для действительно ценных выводов понадобится отдельный, сложный и дорогой анализ, по сути – отдельная государственная информационная система.
«Если станет возможным анализировать более точную геопозицию, анализировать места пребывания, длительность пребывания, локальные перемещения абонента и т.п., а затем «наложить» эти данные на транзакции по банковским картам, данные о проживании в коллективных средствах размещения и др., то можно выявить модели, типичные для туристической поездки и с определенным уровнем погрешности выявлять из общего потока перемещений те, что проходят именно с туристической целью. Да, это сложный и дорогой анализ, но он реален: подобные сложные анализы делает, например, Сбербанк, выявляя типичные модели поведения среди пользователей банковских карт», - рассуждает эксперт.
В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе отмечает, что данные сотовых операторов уже использовала Москва для оценки туристического потока – как иностранного, так и российского. Однако этот инструмент московские власти применяли в комплексе с другими методами оценки (статистикой транспорта, отелей и пр.).
«Анализ данных о перемещениях обладателей SIM-карт действительно может дать государству и отрасли дополнительный инструмент проверки официальной статистики и стать источником новых аналитических данных. Однако единственным или даже основным он, по моему мнению, не должен быть. Во-первых, данные сотовых операторов действительно не несут в себе прямой и однозначной информации о целях поездки. Во-вторых, метод имеет свои технические погрешности. Широко известны факты, когда и в России, и за рубежом в приграничных областях телефоны граждан «цепляют» вышки на соседней территории, и люди «оказываются», таким образом, в другой стране или регионе – для IT-систем оператора сотовой связи. Во время отдыха на границе Московской и Калужской областей телефон показывает пребывание то в одной, то в другой области. Во время отдыха в некоторых местах Краснодарского края - что находишься в Абхазии, и так далее. И это лишь то, что на поверхности», - говорит г-жа Ломидзе.
По ее мнению, вопрос построения в России корректной и релевантной системы учета туристов, особенно внутренних, важен сегодня как никогда, однако очевидно, что такая система должна быть многофакторной.
ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.