Для гармоничного развития туристической сфере нужны, в первую очередь, стабильность госуправления, синхронизация с другими отраслями экономики, дифференцированный подход к развитию регионов и более четкий отраслевой закон. Не нужны отрасли лишние расходы на фоне кризиса. Видением стратегии поделился с «Вестником АТОР» заместитель гендиректора FUN&SUN Александр Сирченко.
Эксперт считает необходимым актуализировать действующую стратегию развития туризма на фоне изменившейся геополитической ситуации.
ТУРИЗМУ НЕОБХОДИМО БОЛЕЕ ЧЕТКОЕ ГОСУПРАВЛЕНИЕ
Первая потребность туристической отрасли, напрямую влияющая на ее стратегическое долгосрочное развитие – это определенность в вопросе госуправления, полагает заместитель гендиректора FUN&SUN Александр Сирченко,
«На первое место я бы поставил необходимость обеспечения в самой стратегии механизмов государственного управления отраслью. Ростуризм за многие годы был подчинен то разным министерствам, то был самостоятельным. И теперь туризм снова вернулся в ведение Минэкономразвития, где отрасль будет курировать отдельный департамент. Периодическое переподчинение мешает устойчивости, потому что любая такая передача приводит к замедлению темпов развития отрасли», – говорит специалист.
При этом г-н Сирченко отмечает, что за последние три года Ростуризмом под руководством Зарины Догузовой было сделано действительно многое для поддержки отрасли: это и эффективно организованное участие государства, и грамотно сформированные механизмы поддержки (кэшбек, субсидии за чартерные рейсы авиакомпаниям, и так далее). И эти меры нужно сохранять.
Теперь же сложилась ситуация, когда, например, из-за стратегической и тактической неопределенности государство задолжало туроператорам выплаты за летнюю чартерную программу.
«Эта нестабильность мешает – нужна определенность. Даже насчет того, к какой отрасли мы относим туризм: это экономика, культура или самостоятельная отрасль. Без стратегического понимания развития не будет», – подытожил собеседник издания.
ГОСПОДДЕРЖКА СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СИНХРОНИЗИРОВАНА
Также нужно синхронизировать механизмы господдержки туристической и смежных отраслей.
Например, наращивать взаимодействие стоит с авиацией.
Если авиакомпании открывают субсидированные рейсы, то помощь со стороны государства будет использована максимально эффективно, если к делу подключить туроператоров, которые помогут загрузить самолеты.
В частности, туроператорам необходимо заранее знать, по каким именно направлениям планируются субсидированные рейсы. В качестве примера – рейсы на Итуруп, которые одинаково востребованы как пассажирами, летящими с личными целями, так и турбизнесом.
Второй очевидный момент – рассинхронизация налогообложения. Тогда как авиакомпании и объекты индустрии гостеприимства сейчас используют налоговые льготы в части уплаты НДС, у туроператоров их нет.
«Чтобы внутренний турпродукт мог конкурировать с выездным туризмом, надо, чтобы туроператоры тоже не платили НДС», – говорит г-н Сирченко, ссылаясь на инициативы Президента РФ, направленные на снижение налоговой нагрузки на бизнес.
С другой стороны, поддерживая в этом дискурсе коллег, эксперт выступает против инициатив, которые «усложняют жизнь турбизнесу» и приводят к дополнительным расходам. Таким, например, как внедрение электронной путевки в нынешний сложный период.
На фоне сложившейся экономической ситуации бизнесу важно аккумулировать усилия и синхронизировать деятельность со смежными отраслями, а не тратиться на дополнительные механизмы регулирования.
ПЕРЕСМОТРЕТЬ ПРИОРИТЕТЫ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ РЕГИОНЫ
Нуждается в более пристальном внимании и вопрос приоритетных видов туризма. Этот перечень надо пересмотреть, считает представитель FUN&SUN.
«Считаю, что, например, этнотуризм заслуживает большего внимания и должен быть признан приоритетным. В нашей многонациональной стране особенно важно сохранение национальных традиций и культуры, быта, образа жизни, гастрономии разных народов, чему способствует этнотуризм. Эта тематика может стать привлекательной, а такой турпродукт – конкурентоспособным», – говорит собеседник издания.
Более четко должны быть обозначены механизмы поддержки этих видов туризма, нужна понятная схема, в чем именно выражается помощь от государства.
И одновременно с этим необходим более дифференцированный подход к развитию территорий.
«Где-то регион еще не готов к чартерной программе, но это не значит, что с ним не нужно работать. Где-то нужна оценка туристического потенциала и новые пути развития. Это нужно делать в тесном единении власти и турбизнеса на федеральном и региональном уровнях», – говорит г-н Сирченко.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ДОЛЖНО РАЗДЕЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТУРИСТОВ И КЛИЕНТОВ ТО
Для более эффективной работы всего механизма, уже на уровне стратегии должно быть прописано совершенствование законодательства. По мнению специалиста, у того варианта проекта закона о туристской деятельности, который сейчас рассматривается, есть существенный минус – он содержит пункты, относящиеся и к самостоятельному туризму.
«Должен быть или закон о туризме и туристской деятельности, которые регулирует оба блока, либо два самостоятельных закона. Потому что это две разных сферы правового регулирования. Не могут одни и те же механизмы регулирования распространяться и на ТО, и на самостоятельного туриста», – предлагает эксперт, ставя в приоритет все же комплексный документ, покрывающий сразу два вопроса.
Трансформацию стратегии развития туризма в России накануне обсудили на заседании экспертного совета Комитета Государственной Думы.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР, piqsels.com