«Москва в пролете»: российская авиация все больше зависит от туристов из регионов

Минтранс озвучил планы развития авиаотрасли на 2023 год. В их числе – развитие туристических направлений и перевозок в облет Москвы. Статистика 2022 года подтверждает, что рост показали преимущественно востребованные у туристов региональные аэропорты.

МИНТРАНС ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ НА ТУРИСТОВ

Минтранс в развитии авиаперевозок делает ставку на работу с туристическими регионами – это довольно очевидно дал понять министр транспорта Виталий Савельев на совещании с президентом Владимиром Путиным 24 января 2023 года. В его заявлении относительно готовности отрасли к предстоящему высокому сезону также фигурировала именно перевозка туристов.

«Под изменившиеся потребности туристов транспортный комплекс переориентирует маршруты и провозные мощности. Это позволит удовлетворить спрос индивидуальных путешественников и организованных групп», – сказал Виталий Савельев.

Характерной особенностью 2022 года стал рост доли туристов среди авиационных пассажиров. В частности, на фоне общего снижения авиаперевозок отдельные аэропорты демонстрировали довольно значительный рост.

Характерно, что максимальный прирост объема пассажиропотока (относительные значения) в 2022 году фиксируется именно на рейсах вне Московского авиаузла. Разумеется, все это не значит, что Москва перестала быть интересным направлением. Но сказывается «эффект низкой базы» – растут региональные направления со слабо используемым ранее потенциалом.

Услугами аэропорта Сочи в 2022 году воспользовались около 13 млн пассажиров (рост на 17% в сравнении с прошлым годом). В 2023 году в Сочи ожидают 14 млн туристов.

Более чем на четверть увеличился спрос и на услуги аэропорта Минеральных вод. Пассажиропоток его вырос до 4 млн человек. В 2023 году аэропорт планирует обслужить 4,4 млн пассажиров, что едва ли не в два раза превышает результаты доковидного 2019 года.

Аналогичная ситуация в Махачкале – рост на 23,6% по сравнению с 2021 годом. Воздушная гавань впервые в своей истории приняла 2,5 миллиона пассажиров.

Пассажиропоток в Грозном вырос на 8,9% по сравнению с 2021 годом – до 777,3 тыс. человек.

Существенно больше пассажиров стали летать на Алтай через Барнаул. В 2022 году аэропорт увеличил пассажиропоток на 20,5% до 627,6 тыс. пассажиров.

Значительное увеличение продемонстрировал также и аэропорт Казани: за 2022 год через него 4 млн пассажиров, что стало историческим рекордом для столицы Татарстана. Это на 3,7% больше результата 2021 года.

Интересен рост в Салехарде, но он обусловлен не только притоком путешественников, но и тем, что местные туристы активнее открывали для себя новые российские курорты. Аэропорт Салехарда в 2022 году увеличил пассажиропоток на 6% благодаря наличию таких направлений как Сочи, Минеральные Воды, Горно-Алтайск, и открытию рейсов в Казань.

Отличился в прошлом году и аэропорт такого далекого восточного города, как Петропавловск-Камчатский: по итогам 2022 года он обслужил более 832,1 тыс. пассажиров, что на 7,7% больше, чем в 2021 году и на 10% больше, чем в 2019 году.

«Не повезло» в этом смысле только Калининграду, который хоть и на слуху у туристов, но его аэропорт потерял за 2022 год 4,3% пассажиров, обслужив 3,7 млн туристов. Виной тому – кружной маршрут из-за закрытого неба стран Прибалтики.

ТУРИСТЫ СТРЕМЯТСЯ ОБЛЕТАТЬ МОСКВУ

Еще одна особенность, которую подтвердила статистика – это перераспределение пассажиров «вокруг Москвы».

Так, например, впервые в истории аэропорт Санкт-Петербурга Пулково вышел на второе место в стране по количеству пассажиров внутренних линий, обслужив всего около 18 млн туристов и обогнав по этому показателю московские Внуково и Домодедово.

Не имея более цели лететь в столицу (как минимум 30% пассажиров прилетали туда, чтобы пересесть на международный рейс), туристы выбирают иные маршруты. И оснований, что этот тренд в ближайшем будущем изменится, сегодня нет.

Особенно заметны такие подвижки в Сибири и на Дальнем Востоке. Так, бьет собственные рекорды аэропорт Владивостока, который обслужил 2,18 млн пассажиров в 2022 году, что на 17% больше, чем было в 2021 г.

Авиаузлы Новосибирска, Красноярска и Иркутска выросли на 12%, 13% и 25% по количеству обслуженных пассажиров. В Новосибирском Толмачево планируют в 2023 году планируют принять дополнительно 10% пассажиров. И этот оптимизм разделяется соседними регионами.

В то же время аэропорты центральной части России, Поволжья и даже Урала (за исключением Челябинска) такой динамикой похвастаться не могут – они в 2022 году потеряли своих пассажиров.

Антирекорд поставил аэропорт Нижнего Новгорода, который по итогам работы 2022 года обслужил 1,2 миллиона пассажиров, недосчитавшись 19% туристов. 13% пассажиров не долетели до Кемерово и 15% – до Кургана. Кольцово в Екатеринбурге обслужил 5,84 млн пассажиров, что на 3,6% меньше, чем годом ранее.

По словам министра транспорта «в облет Москвы» в 2023 году будет летать почти половина всех пассажиров внутренних рейсов: доля кресел на межрегиональных рейсах в облет столицы должна вырасти с нынешних с 41% до 47%.

ПРИВЛЕЧЬ ПАССАЖИРА МАЛО, ЕГО НУЖНО СОХРАНИТЬ

Эксперты авиаотрасли отмечают две основные тенденции, присущие рынку в 2022 году.

Первый трендэто очевидный акцент на растущей значимости туризма для развития внутрироссийских авиаперевозок – как видим, пассажиропоток увеличивается либо у аэропортов-реципиентов туристического потока (Сочи, Петербург, Минводы и пр.), либо у «аэропортов-доноров» турпотока (Салехард – яркий пример).

Туроператоры, со своей стороны, неоднократно подчеркивали, что для более гармоничного взаимодействия туристической и авиационной отраслей необходимы туроператорские тарифы как у зарубежных коллег и субсидии на туристическую перевозку.

Если сейчас речь идет о госпомощи для организации чартерных рейсов, то такая же схема, настаивают эксперт ы туротрасли, должна применяться и для блоков мест, что поможет привлекать путешественников на те направления, куда нет экономического смысла ставить чартер.

Второй тренд – это очень яркая положительная динамика роста пассажиропотока в аэропортах Сибири и Дальнего Востока.

Некогда «отдаленные», они рискуют совсем скоро стать намного «ближе» к центру страны, чем стремительно теряющие пассажиров коллеги из центральной части России, за счет налаженного, постоянного (а значит и более дешевого) авиасообщения. В частности, даже министр транспорта отметил, что в будущем сезоне туристы из Петербурга смогут напрямую летать в Хабаровск – раньше рейсы из Северной столицы на Дальний Восток были скорее исключением, чем правилом.

Между тем, эксперты всё же призывают более критично относиться к любым статистическим данным в нынешнее время. Например, «беспрецедентный» рост объемов аэропорта Сочи достигнут только благодаря тому, что остальные аэропорты региона были закрыты почти весь год. Суммарно же Краснодарский край недосчитался более трети пассажиров.

Поэтому одновременно с задачей «как привлечь туриста и пассажира в регион» следует решать и еще одну – как его сохранить.

Екатерина Тропова

Фото rawpixel.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР