16 февраля на сайте Росавиации появилось информационное сообщение «Об отдельных договоренностях авиационных властей России и Турции». В нем говорится о том, что российские авиакомпании согласны летать в аэропорт Невшехир (Каппадокия). Полетят ли туда на самом деле прямые рейсы, и о чем еще говорится в документе Росавиации?
Опубликованный Росавиацией документ – это письмо Росавиации главному управлению гражданской авиации Турции. В нем говорится, что «в соответствии с конфиденциальным меморандумом о взаимопонимании, подписанного между авиавластями Российской Федерации и Турецкой Республики 10 ноября 2022 года», российская сторона выбрала аэропорт Невшехир (Каппадокия) а качестве «одного из 8 дополнительных пунктов на территории Турции, в которые могут выполнять рейсы назначенные российские авиаперевозчики»
Что это значит? Первое – в дальнейшем российские авиакомпании смогут открыть прямые рейсы из России в Невшехир, куда сейчас прилетает большинство туристов, следующих в Каппадокию, знаменитый регион природного и исторического туризма Турции. Расстояние от аэропорта Невшехир до поселка Гёреме, который считается туристическим центром Каппадокии — всего 35 км. Это примерно 30 минут езды на автомобиле.
Сейчас большинство российских туристов, которые едут в Каппадокию, как правило, попадают в Невшехир через Стамбул, комбинируя в турах два этих направления, или (реже) через Анталью (авиа- и автобусные экскурсии). Официальной статистики о количестве россиян, прибывающих в Каппадокию, нет. Но есть допандемийные оценки - примерно 50 тысяч в год.
Второе: Росавиации предстоит выбрать назначенного перевозчика на направлении, исходя из заявок российских авиакомпаний. Кто это может быть, пока неясно.
ЧТО ДУМАЮТ НА РЫНКЕ О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРЯМЫХ РЕЙСОВ В КАППАДОКИЮ
Источник в одной из российских авиакомпаний, занимающихся туристическими перевозками, полагает, что в ближайшем сезоне, скорее всего, активного чартерного прямого сообщения с Каппадокией не возникнет, летом основной объем перевозок будет ограничен Антальей, Аланьей, Бодрумом, Даламаном, Стамбулом.
«Далее возможны какие-то разовые рейсы. Думаю, ясность относительно регулярных рейсов или чартеров придет только ближе к осени, когда в Каппадокии высокий сезон. Но сам по себе сигнал положительный – письмо свидетельствует о том, что между авиавластями России и Турции идет плотный диалог по расширению авиаперевозки», – говорит он.
В туристической среде мнения разные. Ряд туроператоров и сетей турагентств осторожно полагают, что если цены будут приемлемые – интереснее чем стыковочные или на уровне, то прямые рейсы в Каппадокию, скорее всего, будут востребованы.
Так, в «Слетать.ру» фиксируют нарастающий интерес к путешествиям в Каппадокию.
«Сегодня это весьма популярная и модная локация, посещение которой клиенты компании зачастую объединяют с поездкой в Стамбул. Такого уровня спроса к отдыху в Невшехире не наблюдается, однако в случае выставления прямых и доступных по цене авиарейсов из России туры с прилетом в Невшехир и посещением Каппадокии у наших соотечественников могут оказаться достаточно востребованными», – сообщили в компании.
«Спрос на Каппадокию увеличивается, но там не так много отелей. С другой стороны количество мест в самолете небольшое, поэтому скорее всего рейсы будут заполняться туристами, которые хотят в экскурсионные туры по Каппадокии. Полагаем, что также скорее всего будут пользоваться спросом комбинированные туры Каппадокия+Стамбул с внутренним перелетом», – полагают в «Русском Экспрессе».
Ряд экспертов считает, что застолбить за собой столь «вкусное» туристическое направление в условиях тотального дефицита зарубежной «экскурсионки» захочет группа «Аэрофлот», а на направление (в перспективе, не обязательно в этом году) может выйти «Победа», склонная к смелым решениям.
В то же время другие эксперты более пессимистичны. Они высказывают мнение, что прямые рейсы в Каппадокию, скорее всего, будут «виртуальной возможностью»: осенью самолеты российским авиакомпаниям будут нужны на других направлениях, и даже будет самолёт, в большом спросе есть сомнения – «логичнее людям летать в Стамбул смотреть этот город и затем Каппадокию». Третьи говорят, что было бы лучше, если бы сначала прямой маршрут «попробовал», например, тот же Pegasus Airlines – у турецких авиакомпаний самолетов сейчас больше.
Кто из специалистов прав, мы, возможно, увидим в ближайшее время: весна – тоже высокий сезон для Каппадокии, и если Росавиация, принимая такое решение, уже имела в виду какую-то конкретную авиакомпанию, то вскоре стоит ожидать и информации о назначенном на направление перевозчике.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕМОРАНДУМ: ЧТО ОН ОБЕЩАЕТ НАМ В ДАЛЬНЕЙШЕМ
Еще одна интересная тема, которая возникает из внимательного прочтения документа Росавиации (и на что обращают внимание сами авиаторы), касается дальнейшего расширения географии полетов в Турцию российских авиакомпаний. Так, российским регулятором упоминается «конфиденциальный меморандум о взаимопонимании, подписанный между авиавластями Российской Федерации и Турецкой Республики 10 ноября 2022 года». В нем, исходя из контекста, стороны договорились о неких «дополнительных» (к уже существующим) пунктах прилета в Турции, в которые могут совершать рейсы российские авиакомпании. И пока из этих восьми Росавиация выбрала только 1.
Сейчас российские авиакомпании могут официально совершать полеты в следующие пункты Турции: Анкара, Анталья, Газипаша, Бодрум, Даламан, Стамбул, Измир, Трабзон, Самсун. Реально полеты выполняются российскими авиакомпаниями только в Стамбул, Анталью, Газипашу (здесь программы ставятся, но затем снимаются), Даламан, Бодрум. А еще – в Адану (туда выполнялись в прошлом году прямые нерегулярные разовые рейсы по заказу одной из крупных российских корпораций).
Куда еще могут (в теории) полететь российские перевозчики, кроме Невшехира? Что касается Черноморского региона Турции, то в Самсун в 2023 собирался поставить чартеры ANEX Group. Но неясно, на бортах какой из авиакомпаний.
В списке «дополнительных» в теории мог подразумеваться в ноябре 2022 года один из аэропортов турецкой Месопотамии, интересной для экскурсионных туров. Интерес к региону проявлял, в частности, такой крупный игрок, как PEGAS Touristik. Но в ближайшее время, по понятным причинам (регион сильно разрушен землетрясением), прямого авиасообщения не стоит ждать.
Однако есть шанс у региона Мерсин, которому в Турции регулярно предрекают будущее «второй Антальи» при выполнении ряда условий, одна из которых – прямая туристическая перевозка. Регион действительно интересен в плане пляжного морского туризма.
Сейчас немногочисленные самостоятельные туристы едут на курорты провинции со стыковками через аэропорт Аданы, но рядом с Мерсином уже много лет строится новый аэропорт Чукурова. Когда он откроется в этом году – пока неясно, но вполне возможно, что после Невшехира именно Чукурова будет еще одним новым пунктом назначения в Турции для российских рейсов.
Не в малой степени потому, что перевозки туда нужны не только туристам, но и многочисленному российскому персоналу, работающему на строительстве и эксплуатации АЭС «Аккую», которую возводит близ Мерсина «Росатом». Первый ее энергоблок должен быть запущен уже в этом году, остается еще три.
Наконец, «конфиденциальный меморандум» от 10 ноября», вероятно, сулит и расширение географии вылетов в Турцию из российских регионов.
Все что мы знаем о такого рода соглашениях и принципе паритетности, заставляет предполагать, что турецкие авиакомпании по этому документу также получили возможность летать в восемь «дополнительных» российских аэропортов. В какие именно аэропорты – узнаем ближе к середине марта. Все это, разумеется, тоже в теории хорошо: больше перевозки – больше конкуренции, ниже цены.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР