В 2023 году туроператоры обеспечили около 50% внутренних путешествий по стране. По прогнозам АТОР, в 2024 году количество организованных поездок по России с целью отдыха увеличится на 10-15% и составит 44-46 млн. Об этом сообщил в ходе пресс-брифинга в Ситуационном центре Москвы вице-президент АТОР, глава туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
В 2023 году внутренний туризм продолжил долгосрочный рост. Россияне совершили по стране более 80 млн поездок с целью отдыха. Около 50% этих поездок – около 40 млн – обеспечили туроператоры и агрегаторы. Это на 20% больше, чем в 2022 году.
По оценкам АТОР, по итогам 2023 года в ТОП-5 направлений по динамике продаж у туроператоров вошли:
- Москва (+25% к 2022 году)
- Санкт-Петербург (+25%)
- Дагестан (+22%)
- Кавказские Минеральные воды (+20%)
- Краснодарский край (+5-7%)
«В течение 2023 года внутренние направления показывали разный рост. Выиграли регионы, которые смогли обеспечить более длинный сезон и «добрать» туристов в новогодние праздники. В первую очередь, это Москва и Санкт-Петербург, которые в новогодние праздники прибавили около 33%. Краснодарский край, у которого огромная база, поставил исторический рекорд – свыше 18 млн туристов за год», – сообщил на брифинге по итогам ежегодного съезда Ассоциации туроператоров России (АТОР) вице-президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
В 2024 ГОДУ 50% ПРОДАЖ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ПРИДЕТСЯ НА ПЛЯЖНЫЙ ТУРИЗМ
По прогнозам АТОР, в 2024 году турпоток по России вырастет на 10-15%, что подтверждает и хорошая динамика продаж по раннему бронированию (+50% год к году). Количество внутренних поездок с целью отдыха на организованном рынке составит 44-46 млн.
«Спрос очень хороший. Январь, наверное, будет лучшим месяцем в году. Если в прошлые годы мы выходили на максимумы продаж в середине июня-начале июля, то 2024 год складывается так, что скорее всего, уже в январе мы покажем максимальные объемы. Рост по раннему бронированию к 2023 году составляет 50%», – отметил глава «Дельфина».
По его словам, такая динамика не может сохраняться весь год, поскольку ограничен номерной фонд. В России нет регионов, отельная база которых технически может принять в 2024 году на 50% больше туристов, чем в 2023 году.
Как полагает Сергей Ромашкин, структура спроса на внутреннем рынке не изменится: пляжный туризм составит около 50% турпотока, 30% – экскурсионный туризм, 10%–санаторно-курортное лечение, 10% –активный туризм и другие виды.
Одним из драйверов развития туризма в России является реализация новых крупных проектов: Новая Анапа, Каспийский прибрежный кластер. Как полагает Сергей Ромашкин, эти проекты – будущее внутреннего туризма, которые зададут и новый уровень архитектурных решений, и уровень сервиса на отечественных курортах.
«Это важные кейсы, которые показывают, что правительство видит долгосрочные перспективы внутреннего туризма, готово инвестировать в отраслевые мегапроекты, привлекает инвесторов» – отметил вице-президент АТОР.
КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Сергей Ромашкин назвал основные факторы, влияющие на спрос на внутреннем рынке.
В частности, он обратил внимание на изменения в логистике путешествий. В прошлом году около 50% туристов добирались до мест отдыха на автомобилях.
«Это рекордный результат. Это касается не только регионов с закрытыми аэропортами, но и «летающих» направлений. Автомобиль снижает стоимость поездки для семьи, обеспечивает большую мобильность на месте. Тем не менее, возобновление рейсов в закрытые аэропорты станет существенным драйвером для роста турпотока на южные курорты страны», – подчеркнул вице-президент АТОР.
Достигнуты пределы номерной емкости в Кавказских Минеральных Водах, Дагестане и ряде других регионов. В последние годы спрос на этих направлениях увеличивался на 15-20% ежегодно, в то время как темпы нового строительства туристических объектов существенно отстали от этой динамики. Спрос существенно превышает предложение, как следствие, на популярных направлениях наблюдается дефицит мест размещения.
Как поясняет Сергей Ромашкин, в этой ситуации туристы стремятся бронировать туры как можно раньше, за 4-6 месяцев до даты поездки, иначе есть риск остаться летом без размещения.
«Главная задача – это быстрое наращивание отельного строительства в тех регионах, которые уже столкнулись с ограничением номерного фонда», – отметил он.
По словам вице-президента АТОР, за последние годы у россиян выросла удовлетворенность отдыхом внутри России. Процент претензий у туроператора – около 0,1% и продолжает устойчиво снижаться.
Туризм является частью экономики, и поэтому основные процессы, такие как рост цен на энергоресурсы, продукты, инфляция, также влияют и на стоимость туристических услуг. В этом году они подорожают на 12-15%.
«Замедлится инфляция в стране – замедлится и рост цен в туризме», – резюмировал Сергей Ромашкин.
Елена Мягкова
Фото: АТОР