Авиатакси в России может заработать уже в этом году. А через 2-3 года рынок начнет наполняться новыми серийными самолетами, создаваемыми специально для этих целей. Соответствующие законопроекты разработаны в Госдуме. Авторы идеи рассчитывают, что они будут внесены уже в весеннюю сессию.
Два законопроекта, благодаря которым российские туристы смогут летать на авиатакси, разработаны в Госдуме.
Рабочая группа по развитию малой авиации предлагает, во-первых, ввести само определение этого вида услуг, во-вторых, изменить регулирование отрасли, чтобы облегчить и удешевить эксплуатацию «маленьких самолетов», не пренебрегая безопасностью.
В РОССИИ ПОЯВИТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АВИАТАКСИ
Поскольку в российском законодательстве сейчас нет самого определения «авиатакси», эксперты предлагают воспользоваться уже готовым, введенным ICAO: «Авиатакси – это нерегулярные рейсы по запросу и с коротким уведомлением для перевозки по воздуху пассажиров, грузов или почты <…> за вознаграждение, обычно выполняемые на небольших воздушных судах, включая вертолеты».
Эти «нерегулярные рейсы на небольших воздушных судах» должны выполняться эксплуатантами, действующими в составе саморегулируемых организаций (СРО).
По задумке авторов идеи, СРО позволит снять избыточное регулирование, но сохранить, и даже улучшить контроль за безопасностью. Существующие сейчас явно излишние нормы, во-первых, делают эту сферу коммерчески непривлекательной, во-вторых, как и всегда в подобных случаях, приводят к формированию серого рынка. Сокращение объемов последнего и будет благотворно влиять на безопасность полетов.
Поскольку сама инициатива существует не первый год, появление документов стало долгожданным событием для отрасли. «Первые ласточки» монетизации перспективных законодательных норм уже появлялись: о намерении развивать авиатакси заявлял губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
По словам председателя правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергея Детенышева, бизнес надеется, что законопроекты будут внесены в Госдуму и рассмотрены в самое ближайшее время – в рамках весенней сессии.
Поскольку документы решают проблемы не только туристов, но и грузоперевозчиков, совокупная емкость этого рынка достигает 150 млрд рублей в год. Эксперты отрасли называют новые нормы «системно значимыми» для экономики страны в непростое время.
РОССИЙСКИЕ САМОЛЕТЫ ДЛЯ АВИАТАКСИ СМОГУТ ПОСТРОИТЬ ЗА 2-3 ГОДА
Материально-техническая база для развития рынка «авиатакси», конечно, тоже нуждается в развитии. Но, по словам г-на Детенышева, сейчас в России уже есть порядка 3000 тыс. самолетов и вертолетов, которые можно использовать для этих целей.
В случае принятия законопроекта надо будет провести аудит техники, создать СРО. А приступить к работе можно будет уже до конца года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В течение последующих 2-3 лет также нужно наладить серийный выпуск отечественных самолетов, которые смогут работать в авиатакси. Их проекты уже существуют, но производство не целесообразно до тех пор, пока нет правовой базы, позволяющей его окупать.
То же с аэродромами для малой авиации: в стране есть локации, которые можно «привести в порядок», сертифицировать и начать эксплуатировать, как только это станет коммерчески привлекательным.
Для туризма новые законодательные нормы откроют выдающиеся перспективы: поскольку на данный момент объем легальных перевозок на «маленьких самолетах» минимален, рынок, как сказали бы акулы западного бизнеса, представляет собой «голубой океан». В развитии нуждается буквально все.
АВИАТУР ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ МОЖЕТ СТОИТЬ ОТ 5 ТЫС. РУБЛЕЙ
Интересной как для туристов, так и для профессионалов отрасли, будет, вероятно, стоимость услуг авиатакси. По расчетам авиационных экономистов снижение административной нагрузки на бизнес после введения механизма СРО повлечет уменьшение себестоимости организации полетов в пять раз.
Полет на Cessna 175 (один из самых распространенных четырехместных самолетов) на расстояние до 170 км обойдется от 1300 руб. на пассажира.
За эти деньги можно будет долететь от границ Москвы до Тулы, Калуги, Твери или Владимира.
Авиаэкскурсия между Москвой и Ярославлем с посещением Сергиева Посада, Переславля-Залесского и Ростова Великого обойдется примерно в 4000 руб. не считая, конечно, наземного обслуживания. За 5000 можно будет «захватить» и Кострому.
Полет над городами Золотого Кольца будет доступен также за 5-6 тыс рублей.
Если все сложится, то перелет из Санкт-Петербурга в Новгород также может стоить от 1500 рублей, а за 3000-4000 тыс. можно будет облететь Приладожье и побывать, например, в Старой и Новой Ладоге или даже в Лодейном Поле.
Конечно, максимум бенефитов при грамотном планировании получат труднодоступные локации, незаслуженно обделенные вниманием только из-за того, что туда долго ехать.
Легализация работы малой авиации поможет, в том числе, развитию туристических инициатив на Камчатке, на Байкале и Алтае. Новые горизонты откроются для Архангельской области, где уже есть и действуют аэродромы, в том числе, на берегу Белого моря. Но туристам туда сейчас добраться сложно: здесь местная авиация «заточена» под социальные цели.
Екатерина Тропова
Фото: изображение сгенерировано нейросетью "Шедеврум"