Авиабилеты по России с высокой долей вероятности подорожают из-за инициатив Минтранса регулировать объем компенсаций пассажирам в случае расторжения договора авиаперевозки. С одной стороны, из-за новых решений может выиграть тот, кто решит сдать билеты, с другой – проиграют все остальные. Но для туристов есть и хорошая новость.
Приказом Минтранса утвержден список фактически понесенных авиакомпанией расходов, которые можно удержать с пассажира, который сдает билет.
- сбор за оформление билета
- сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования
- плата за операции и расчет сумм для аннулирования бронирования
- расходы, связанные с заказом пассажиром дополнительных услуг
В тексте приведены алгоритмы, согласно которым должен быть рассчитан объем средств, подлежащих возврату в разных ситуациях.
В документе также закрепляется право пассажира на сохранение обратного билета в случае неявки (no show) на первый рейс.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЛЕКУТ ЧРЕЗМЕРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ И ПОДОРОЖАНИЕ БИЛЕТОВ
Один из профильных юристов, с которыми пообщался «Вестник АТОР», отдельно отметил, что практика продажи невозвратных билетов сохраняется – такая возможность отдельно отражена в документе.
Но при этом эксперт отметил, что инициатива несет в себе излишнее регулирование.
Как отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, издержки авиакомпаний могут увеличиться из-за коррекции перечня фактических расходов минимум на 2-3% или более в зависимости от бизнес-модели.
С таким мнением соглашается авиационный экономист, председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев.
«Коммерческая стратегия любой авиакомпании нацелена на максимизацию объемов перевозок за счет дифференциации тарифов и гибких моделей продаж. Со стороны некоторые такие приемы могут выглядеть несправедливыми, но они всегда отражают структуру рынка и максимально удовлетворяют существующий спрос. Иначе авиакомпания просто проиграет своим конкурентам. Поэтому любое влезание государства в ценообразование авиакомпаний всегда и безусловно ущемляет интересы каких-то категорий пассажиров в угоду мифической «справедливости», – говорит эксперт.
Следствием подобного регулирования, по его словам, становится исчезновение самых дешевых тарифов, из-за чего страдают наименее обеспеченные пассажиры. Или же происходит общее удорожание авиаперевозок, из-за чего, соответственно, пострадают все.
Собеседник «Вестника АТОР» не исключает и падения объема авиаперевозок.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Надо принимать во внимание и тот факт, что в связи с введением подобных норм авиакомпании могут недополучать прибыль за счет продажи «в последний момент» по высокой цене билетов тех пассажиров, которые не явились на рейс.
Однако г-н Пантелеев, со своей стороны, подчеркивает, что напрямую увязывать рост издержек и рост тарифов нельзя. Авиакомпании всегда пытаются получить с пассажиров тот максимум, который клиенты готовы заплатить. И, соответственно, если из-за чрезмерного давления на отрасль спрос на авиаперевозки будет падать, то за нововведения заплатят уже акционеры авиакомпаний в формате недополученной прибыли или убытков.
НОВЫЕ НОРМЫ НЕ СКАЖУТСЯ НА ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ПАКЕТНЫХ ТУРОВ НА ЧАРТЕРАХ
Обещанная же «хорошая новость» для классических туристов заключается в том, что на чартерных перевозках приказ Минтранса не отразится.
«На ценообразование чартеров это вообще не повлияет, потому что блоки кресел продаются по конкретной стоимости, куда уже входят услуги по оформлению, переоформлению билетов и так далее», – объяснил представитель одной из авиакомпаний.
Тем более что все вопросы в отношении авиаперевозки в рамках пакетного тура пассажир, как и прежде, будет решать с туроператором.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР