Туроператоры оценили новые меры поддержки отрасли

После обращения президента к гражданам 11 мая вместе с экспертами рынка составили краткий анализ основных применимых на данный момент к туризму мер поддержки. В отрасли возлагают надежды на ряд новых мер, а также на законопроект с «ваучерной» схемой возвратов. 

Президент России Владимир Путин в своем обращении от 11 мая анонсировал новые меры поддержки предприятиям из пострадавших от пандемии отраслей, к которым отнесена и туристическая отрасль.

Согласно вчерашнему заявлению главы государства, будут полностью списаны налоги и страховые взносы ИП, МСП и НКО за второй квартал 2020 года.

Кроме того, для компаний и НКО из пострадавших отраслей с 1 июня 2020 года будет запущена кредитная линия для поддержки занятости. Объем кредита будет рассчитан исходя из 1 МРОТ на 1 сотрудника. Конечная ставка по кредиту составит 2%, остальное субсидирует государство, проценты не надо платить ежемесячно. Срок погашения — 1 апреля 2021 года. Кредит можно будет использовать как на выплату сотрудникам зарплаты, так и на рефинансирование ранее взятого зарплатного кредита под 0%.

Важно, что если предприятие сохранит не менее 80% персонала, будет списана половина кредита и проценты, а если 90% персонала – то весь кредит и проценты будут полностью списаны.

Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин», как и большинство его опрошенных коллег по отрасли, считает, что предложенные президентом меры своевременные и могут реально помочь малому и среднему бизнесу.

Обнуление страховых  взносов для туркомпаний сейчас – наиболее действенная мера, ведь сейчас это вторая по «весу» статья затрат. Обнуление налогов на доходы менее существенно,  поскольку при нулевых оборотах – нулевые налоги

«Обнуление страховых  взносов для туркомпаний сейчас – наиболее действенная мера, ведь сейчас это вторая по «весу» статья затрат. Обнуление налогов на доходы менее существенно,  поскольку при нулевых оборотах – нулевые налоги. Что касается кредитной линии, то конечно, для Москвы 1 МРОТ – маловато, но для региональных компаний это хорошая поддержка. Кроме того, очень важно, что в этом пакете речь идет уже не об отсрочках, а о списании налогов и взносов и об отложенных субсидиях в виде кредитов, поскольку отсрочка ничего не дает», – говорит эксперт.

Тем не менее, на данный момент нет полной ясности – какие налоги за второй квартал можно не платить. В частности, будет ли включен в этот перечень НДФЛ. Очевидно, что необходимы разъяснения ФНС или распоряжение правительства.

Отметим, что АТОР, наряду с представителями других пострадавших отраслей, предлагал ввести именно отмену налогов (налоговые каникулы), а не отсрочку.

ОТСРОЧКИ НЕ ЗАРАБОТАЛИ В ТУРБИЗНЕСЕ...

Разворот от отсрочек к полноценным субсидиям на ФОТ и налоговым каникулам оценивается наблюдателями, как «хороший знак». Напомним, ранее правительство в рамках первого и второго пакета мер поддержки экономики предложило для компаний из пострадавших отраслей несколько способов поддержки занятости.

Это отсрочка налоговых платежей, за исключением НДС, на 6 месяцев (с последующей рассрочкой их погашения), отсрочка страховых взносов для микропредприятий и две кредитные программы (отсрочка платежей по кредитам на полгода и беспроцентные займы для выплат зарплат сотрудникам). Проверить, какая из мер применима к конкретной компании, туроператоры и турагенты могут на специальном портале Минэкономразвития.  

Также для компаний из пострадавших отраслей была предусмотрена возможность отсрочки арендных платежей.

Практически все меры, связанные с отсрочкой и рассрочкой платежей, оказались нерабочими для турбизнеса, в котором нет и не будет в ближайшее время доходов.

По словам опрошенных туроператоров и турагентов, практически все меры, связанные с отсрочкой и рассрочкой платежей, оказались нерабочими для турбизнеса, в котором нет и не будет в ближайшее время доходов.

«Долги накопятся не только за аренду помещения, но и по налоговым платежам, а также по займам для выплат зарплат сотрудникам. Расплачиваться в итоге будет все равно нечем, поэтому спрос на «отсрочки» в турбизнесе практически нулевой. Отсрочки не только не помогают турбизнесу, но, по сути, загоняют его в тупиковую ситуацию, выход из которой – закрытие бизнеса», – говорят опрошенные эксперты.

... КАК НЕ ПОМОГЛИ И КРЕДИТЫ НА ЗАРПЛАТЫ

«По факту, мера, которая была озвучена президентом как социальная, оказалась чисто коммерческой историей. Я не знаю ни одного туроператора, которому бы удалось такой кредит получить, не смогли это сделать и мы. Все банки отказываются кредитовать предприятия туротрасли без залогов и других обеспечительных мер, что, по сути, все обессмысливает», – рассказывает Артур Мурадян, генеральный директор туроператора Space Travel. Эти данные подтвердили редакции и другие опрошенные «Вестником АТОР» участники рынка.

Все банки отказываются кредитовать предприятия туротрасли без залогов и других обеспечительных мер, что, по сути, все обессмысливает.

Определенной, хотя и слабой, поддержкой для небольших и средних туроператоров в этой ситуации, как полагает г-н Мурадян, может стать субсидия в размере 1 МРОТ на сотрудника, оформляемая через сайт ФНС.

Напомним, выплаты в размере одного МРОТ (в 2020 году в России он установлен на уровне 12 130 рублей) предусмотрены для предприятий малого и среднего бизнеса из списка пострадавших от коронавируса отраслей. Важное условие: количество работников должно составлять не менее 90% по сравнению с 31 марта 2020 года.

В то же время, подчеркивают эксперты, так как данная мера касается только МСП, крупные туроператоры, не относящиеся к субъектам МСП, не имеют возможности ей воспользоваться.  

«ВАУЧЕРЫ» ОКАЗАЛИСЬ НЕ ХАЙПОМ

Участники рынка отмечают, что сегодня перед турбизнесом стоят три основные проблемы. Кроме проблемы выживания коллективов предприятий, нехватки оборотных средств и соответствующих проблем с заработной платой, главная из них – это проблема с «расшивкой» кризиса неплатежей по всей цепочке – от контрагентов до туристов.

В условиях продолжающейся неопределенности с закрытием границ и курортных регионов РФ каждый день прибавляет число туров, которые не смогут состояться, а туроператоры физически не могут вернуть туристам деньги за них, так как средства уже ушли по цепочке контрагентов (авиакомпании, отели), которые также прекратили возвраты и настаивают только на переносе сроков бронирования.

Из мер, которые в этой ситуации уже предложены государством для поддержки туроператоров и ожидают реализации, сегодня наиболее эффективной участники рынка называют внесенный в Госдуму правительством законопроект, которым предусматривается т.н. «ваучерная» схема возвратов туристам.

Сегодня наиболее эффективной мерой поддержки участники рынка называют внесенный в Госдуму правительством законопроект, которым предусматривается т.н. «ваучерная» схема возвратов туристам.

Напомним, что поправки, вносимые законом в 132-ФЗ, фактически призваны узаконить систему «депозитов», на которую де-факто перешли туроператоры в конце марта 2020 года, при этом упорядочивая порядок, форму и условия предоставления туристам обязательств» со стороны туроператоров.

Туроператорам постановлением правительства дается возможность выдавать туристу вместо полного возврата средств за несостоявшийся из-за пандемии тур «обязательство» (де факто – ваучер) о предоставлении в течении определенного срока равнозначного турпакета

Фактически, это и есть тот самый узаконенный государством «ваучер», внедрить которые впервые предложила АТОР в своем обращении в правительство от 6 апреля 2020 года. Примечательно, что в ряде СМИ некоторые анонимные «эксперты рынка и наблюдатели» предрекали этой инициативе «неудачу», однако очевидно, что правительство в этом случае прислушалось к голосу лидеров отрасли. Инициатива рассматривалась в Ростуризме и Минэкономразвития более чем внимательно и получила зримое воплощение в соответствующем законопроекте.

Главный вопрос теперь – сроки действия сертификатов. Участники рынка надеются, что правительством будет установлен срок, достаточный для того, чтобы туроператоры смогли исполнить все взятые обязательства перед потребителями, предоставив равнозначные турпакеты – то есть, например, могли поменять летние туры 2020 года на летние в 2021 году.

Для этого срок действия сертификатов не должен быть менее 15 месяцев, считают туроператоры. Напомним, Ассоциация туроператоров предлагала установить такой срок до 1 января 2022 года.

Для того, чтобы схема с «ваучерами» была рабочей и давала возможность предоставлять туристам аналогичные по условиям туры, у туроператоров должна быть возможность застраховать свою ответственность хотя бы до конца 2021 года.

По оценке участников рынка, для того, чтобы схема с «ваучерами» была рабочей и давала возможность предоставлять туристам аналогичные по условиям туры, у туроператоров должна быть возможность застраховать свою ответственность хотя бы до конца 2021 года.

«Проблема заключения новых договоров со страховыми компаниями остро встанет уже летом и в начале осени: по факту сейчас продлить свои фингарантии либо невозможно, либо очень сложно. И с этим надо уже что-то делать на государственном уровне», –  считает Артур Мурадян из Space Travel.

Напомним, что АТОР еще в марте обратилась в Центральный Банк РФ с просьбой рассмотреть возможность стимулирования страховщиков со стороны государства для того, чтобы обеспечить возможность перестрахования их финансовой ответственности перед потребителями на новый срок. С «ваучерной» же схемой такие стимулы и гарантии становятся приоритетной необходимостью для государства и потребителей, считают участники рынка.

ВЫПЛАТЫ ИЗ ФПО НЕ СРАБОТАЛИ

«Ваучерная схема», по сути, оказалась для организованного туризма безальтернативным выходом в условиях пандемии. Напомним, что изначально ставка правительством делалась на то, что туроператоры рассчитаются с туристами за несостоявшиеся туры, «распечатав» свои фонды персональной ответственности. Однако эта мера оказалась совсем не рабочей в масштабах рынка: ею воспользовались всего около 40 компаний, все – небольшие и нишевые игроки рынка.

Идея с выплатами из фондов персональной ответственности туроператоров оказалась совсем не рабочей в масштабах рынка: ею воспользовались всего около 40 компаний, все – небольшие и нишевые игроки.

«Расшить» проблему таким образом не удалось из-за условий, прописанных в постановлении правительства. Кроме того, сразу было очевидно, что совокупных объемов ФПО туроператоров хватит не всем – максимум трети туристов, при это с каждым днем объем несостоявшихся туров продолжал нарастать.

«Предложение воспользоваться средствами из ФПО не было воспринято позитивно игроками отрасли. Компаниям выгоднее получить отсрочку по новому платежу в фонд, минуя дополнительные бюрократические процедуры, и произвести оплату клиентам средств за аннулированные туры, не дожидаясь возврата средств от «Турпомощи» в течении 9 месяцев», – поясняет генеральный директор одного из крупных туроператоров.

НА ЧТО ПОЙДУТ 3,5 МЛРД РУБЛЕЙ

Для помощи туроператорам, которые осуществили возвраты туристам за туры, не состоявшиеся с 24 января до 30 марта 2020 года, а также тем, кто осуществлял экстренный вывоз туристов из-за рубежа, правительством предусмотрена субсидия в размере 3,5 млрд рублей.

Данная мера, вопреки трактовкам СМИ, также не относится к проблеме выплат туристам за весенние и летние туры: это - компенсация фактически понесенных затрат туроператорам за вывоз туристов и уже сделанные возвраты по турам с невозвратными авиабилетами, которые должны были состояться с 24 января по 30 марта.  Туров после 30 марта она не касается.

3,5 млрд рублей - это компенсация фактически понесенных затрат туроператорам за вывоз туристов и уже сделанные возвраты по турам с невозвратными авиабилетами, которые должны были состояться с 24 января по 30 марта.

Тем не менее, турбизнесу очевидно, что даже эта сумма не покроет всех расходов крупных массовых туроператоров на вывоз, подчеркнули в комментариях «Вестнику АТОР» несколько топ-менеджеров крупных туроператоров.

Они также отметили, что для получения субсидии за состоявшиеся возвраты сейчас компаниям приходится в непрерывном режиме проводить огромный объем бумажной работы для получения всех необходимых документов от контрагентов и туристов – что в условиях локдауна происходит крайне медленно.

РУБЛЕВЫЕ И МИЛЛИОННЫЕ ВЗНОСЫ

Довольно эффективной мерой поддержки туроператоры считают постановление правительства от 18 марта, которое  фактически освобождает туроператоров в сфере выездного туризма от уплаты взносов в резервный фонд Ассоциации «Турпомощь» в 2020 году. Взнос становится равным 1 рублю.

Тем не менее, и АТОР, и ряд крупных участников рынка отмечали, что логичным продолжением этой меры стала бы минимизация взносов на содержание дирекции «Турпомощи».

У крупных туроператоров такие взносы могут составить БОЛЕЕ  20 млн рублей, что, очевидно, является несоразмерным вкладом в поддержание деятельности организации, которая в нынешних условиях попросту потеряла большинство своего функционала и деятельность фактически не осуществляет. «Эти выплаты фактически нивелируют пользу от «рублевого» взноса», – высказались участники рынка.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР