С 14 января все авиакомпании должны предоставлять детям скидку 50% на авиабилеты. События развивались стремительно – это требование перевозчики начали экстренно исполнять сразу после «прямой линии» президента Владимира Путина, которая состоялась в декабре. Но кое-что все же пошло не так.
Короткая предыстория поспешного появления в России «настоящих» детских скидок на авиабилеты: применять их с 14 января поручил лично президент во время «прямой линии» в середине декабря 2024 года.
Глава государства посетовал, что, согласно Воздушному кодексу, детям и так положен дисконт в половину от стоимости взрослого билета. Но авиакомпании вводят свои собственные «детские тарифы», в которых скидка со стандартного тарифа сильно меньше, чем 50%.
Минтранс незамедлительно принялся исполнять. Через 10 дней после выступления г-на Путина «Аэрофлот» и другие авиакомпании рапортовали, что скидка 50% на детские билеты уже применяется. А уже 10 января министр транспорта Роман Старовойт на совещании у президента объявил, что инициативу с опережением на 4 дня поддержали все российские авиаперевозчики.
Мы проверили, действительно ли авиакомпании в точности последовали требованиям правительства.
КАК МЫ СЧИТАЛИ СТОИМОСТЬ «ДЕТСКИХ» БИЛЕТОВ У АВИАКОМПАНИЙ
Для этого проанализировали стоимость билетов у семи крупнейших российских авиаперевозчиков, выполняющих рейсы по России: компаний группы «Аэрофлот» (сам «Аэрофлот», «Россия» и «Победа»), S7, «Уральских Авиалиний», UTair и Nordwind. Преимущественно изучали вылеты из Москвы.
У компаний S7 и UTair легко выделить детский тариф в общей стоимости билета – эта информация отображается на сайте при покупке. Но так не у всех перевозчиков, поэтому мы брали стоимость двух взрослых билетов и сравнивали со стоимостью билета на взрослого и ребенка. Соответственно, если во втором случае билеты обходились на 25% дешевле, значит скидка на детский билет – действительно 50%.
Направления выбирали без учета абсолютного объема пассажиропотока, но ориентируясь на их актуальность для туристов зимой: Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Калининград, Минеральные Воды. Если у авиакомпании нет рейсов в эти города – меняли город прилета на базовый для перевозчика аэропорт.
Исключение – авиакомпания Nordwind: для нее анализировали стоимость перелетов в туристические города из Казани – одного из ее базовых (поскольку регулярность вылетов из столицы Татарстана по интересующим нас направлениям в зимнем сезоне выше, чем из Москвы).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Выбирали рейсы в середине февраля (11-15 число), поскольку не все из них летают ежедневно. Это не мешает сравнивать тарифы, поскольку соотношение стоимости перелета для двух взрослых и взрослого с ребенком в каждом случае измерялось для конкретного рейса.
Перелеты «в одну сторону».
Заметим, что по этим данным не стоит пытаться сравнивать между собой цены на билеты у разных авиакомпаний, потому что в одном случае в мониторинг мог попасть рейс, выполняемый в среду, а в другом – в субботу. Тарифы выбирали во всех случаях минимальные – все они без багажа, что важно.
НЕ ВСЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ СКИДКУ РОВНО 50% ОТ ФИНАЛЬНОЙ ЦЕНЫ «ВЗРОСЛОГО» БИЛЕТА
В результате проведенного мониторинга мы убедились, что в 70% случаев детский билет действительно обходится ровно в два раза дешевле, чем взрослый. Соответственно, стоимость перелета для взрослого и ребенка составляет ровно 75% от стоимости перелета для двоих взрослых.
Однако в 30% случаев «детский» билет все же отличается от взрослого менее чем в два раза и составляет от 60% до 70% его стоимости.
Дело в методологии реализации инициативы президента: если компании группы «Аэрофлот», а также S7 и Nordwind применяют 50% дисконт к финальной стоимости билета, то у «Уральских Авиалиний» и UTair он распространяется только на сам тариф (без сборов).
А сборы и детям придется оплатить в полном объеме, о чем прямо сказано на официальных сайтах перевозчиков.
«Обратите внимание, скидка не распространяется на топливные и другие сборы», – подчеркивается на сайте UTair.
Более того, UTair указывает, что скидка 50% предоставляется только в экономическом классе на внутренних рейсах по РФ, а в классе «Евробизнес», на всех международных, дотационных и субсидируемых рейсах она составляет только 25%.
НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ «ДЕТСКАЯ» СКИДКА НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
Кроме того, важно также обратить внимание на особенности оплаты дополнительных услуг: при выборе минимального тарифа стоимость дополнительного (к тарифу) багажа, выбора места и т.д. не меняется в зависимости от того, для кого они приобретаются.
Более того, у «Аэрофлота», например, выбор места для взрослого пассажира – участника бонусной программы – оказался в два раза дешевле, чем для ребенка в том же бронировании.
Однако если выбирать тариф с включенным багажом, то «детская» скидка будет применяться к нему в полном объеме.
Что в результате будет выгоднее: купить два билета с включенным багажом с учетом «детского» тарифа или докупить одно место багажа к билетам, приобретенным по минимальному тарифу, пассажиры в каждом случае должны решить сами.
Здесь общего правила нет. Но если детей и багажа много – точно стоит присмотреться к «багажным», а не к минимальным в линейке тарифам. Например, перелет S7 из Москвы в Новосибирск с двумя детьми и тремя чемоданами 6 февраля обойдется в 30 тыс. рублей по минимальному тарифу, если багаж – докупать. И в 32,5 тыс. рублей по «багажному» тарифу, который также предполагает и некоторые другие услуги.
Так что этот вопрос надо решать индивидуально, выгода зависит от даты и направления вылета, а также даты приобретения билета – ценообразование на провоз багажа у «Аэрофлота», например, тоже динамическое – ближе к рейсу багаж дорожает.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР