По подсчетам Евгения Даниловича, управляющего директора «Слетать.ру», сейчас уже около 60% пакетных туров так и или иначе продаются без посещения офиса турагента. С такими оценками в целом согласны и другие игроки онлайн-сегмента рынка пакетных туров. Они прогнозируют дальнейшее увеличение доли интернет-продаж, но у классических турагентств все равно будут клиенты.
Какая доля пакетных туров сейчас продается онлайн
«По нашим оценкам, сейчас на рынке 20% туров реализуется в 4 онлайн-системах крупных агрегаторов и туроператоров. Но из оставшихся 80% продаваемых агентами туров уже половина продаются без посещения офиса. Таким образом, порядка 60% туров на российском рынке уже продаются и оплачиваются без посещения офиса компании», – заключил, выступая на тренд-сессии выставки MITT-2025 Евгений Данилович, управляющий директор агрегатора и системы подбора туров «Слетать.ру».
С оценкой доли продаж турпакетов через онлайн-каналы в 20% соглашается Владимир Калинин, директор по управлению продуктом онлайн-агрегатора пакетных туров Travelata.
«Да, эта цифра выглядит правдоподобной. В России за последние годы значительно выросла доля онлайн-бронирований, особенно среди молодого поколения и жителей крупных городов», – считает он.
Он также согласен и с выводом о том, что около половины агентских продаж также происходит, по сути, в онлайне. Это также соответствует современным трендам. Многие турагентства уже перешли на дистанционное обслуживание, используя мессенджеры, электронную почту, телефонные звонки и онлайн-платежи.
Константин Победкин, со-основатель и генеральный директор агрегатора туров Onlinetours, считает оценку доли продаж туров через онлайн-каналы в 20% все же несколько завышенной, полагая, что через три крупнейших онлайн-платформы B2C (Travelata, Onlinetours, Level Travel) и сайты туроператоров сейчас реализуются до 15% всех пакетных туров.
«Что касается оставшейся части рынка, то это действительно так: около половины продаж у турагентов уже осуществляется дистанционно, особенно в части оплаты», – соглашается г-н Победкин.
К 2027 году треть всех пакетных туров будет продаваться туристам в онлайне
«Экономическая ситуация в стране (курс рубля, инфляция, доступность кредитов) может повлиять на спрос на туры в целом, но доля онлайн-продаж, скорее всего, продолжит расти», – констатирует г-н Калинин из Travelata.
По мнению г-на Калинина, доля пакетных туров, которые продаются онлайн-агрегаторами и туроператорами на своих сайтах прямым клиентам, может вырасти к 2027 году до 30-35%.
«Ключевыми факторами такого роста онлайн продаж, по нашему мнению, станут улучшение пользовательского опыта на онлайн-платформах, расширение ассортимента динамических пакетных туров у туроператоров, и, наконец, привычка нового поколения туристов к онлайн-бронированию», – считают в Travelata.
Константин Победкин из Onlinetours полагает, что прогнозировать точную динамику пока сложно, но для него тоже очевидно, что тренд на цифровизацию и дистанционные каналы продаж на рынке пакетных туров будет только усиливаться.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Что будет с традиционными турагентствами на фоне роста онлайна
Как подчеркнул управляющий директор «Слетать.ру» Евгений Данилович в своем выступлении на MITT-2025, рынок турпакетов действительно плавно уходит в онлайн.
«Есть и позитивная новость для агентств. Население стареет, а, чем старше становится человек, тем больше ему нужны консультации и персональный подход», – говорит г-н Данилович, делая заключение, что на век классических турагентов туристов хватит. По его словам, даже в «чистом онлайне» часть продаж все равно требуют консультации специалистов.
Однако он же замечает, что одновременно со старением населения повышаются и требования клиентов к опыту и квалификации турагента: огромное количество путешественников становятся опытными и требовательными. Так что на рынке естественным образом останутся только профи с большим опытом.
По мнению г-на Даниловича, сейчас не онлайн-турагентства (ОТА) составляют основную конкуренцию классическим турагентам, а «серый розничный рынок» и экосистемные игроки.
По подсчетам «Слетать.ру», сейчас на рынке работают около 10 тыс. независимых турагентств, более 5 тыс. сетевых и франчайзинговых и всего 4 крупных ОТА (онлайн-агрегатора туров). Они находятся в конкуренции не только с экосистемными игроками (Яндекс, Сбер, Т-Банк и пр.), но и с очень большим количеством «турагентов-фрилансеров» (самозанятых) и более чем сотней «лидеров мнений», которые также организуют путешествия.
По мнению Владимира Калинина из Travelata, тезис о «скором вымирании турагентств» неверен.
«Безусловно, количество офлайн-агентств будет сокращаться, особенно в крупных городах. Да, рынок движется в сторону цифровизации, но офлайн-сегмент все равно остается значимым. Так, в регионах классические агентства могут сохранить свою нишу, ориентируясь на менее технически подкованную аудиторию: в небольших городах и среди старшего поколения спрос на офлайн-услуги турагентств стабилен», – подчеркивает он.
По прогнозам Travelata, будущее агентского рынка в туризме – за развитием гибридных моделей: турагентства, которые смогут сочетать онлайн-продажи с качественными консультациями, будут более устойчивы на рынке.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР