Павел Суслов: «По темпам своего развития туризм в Калужской области догоняет экономические показатели региона»

Развитие внутреннего туризма поднято до задачи государственного уровня. Президент Владимир Путин дал указание создать при Правительстве РФ Координационный совет по развитию внутреннего и въездного туризма. Комитет по импортозамещению в туризме, созданный по инициативе АТОР при Министерстве культуры, уже занимается вопросами развития внутреннего туризма. Среди приоритетов Комитета – создание и запуск крупнейшими российскими туроператорами маршрутов в регионах. О том, что в этом направлении делает руководство Калужской области, рассказывает министр культуры и туризма Калужской области Павел Суслов.

– Павел Александрович, в отличие от многих российских регионов, в Калужской области над развитием внутреннего туризма работают уже давно. Удалось ли добиться ощутимых результатов? Каков вклад туризма в бюджет региона?

– С полной уверенностью могу сказать, что туристская отрасль является тем механизмом, который оказывает мультипликативное влияние на экономику региона, стимулируя воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговлю, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, выступая катализатором социально-экономического развития.

– Калужская область занимает лидирующие позиции в стране по развитию промышленного производства. А насколько оправданы усилия и бюджетные вложения в развитие туризма?

– По темпам своего развития туризм догоняет экономические показатели региона. Так, годовой туристский поток в Калужскую область к концу 2014 года превысил рубеж в 2 млн. туристов и экскурсантов – это 122 % роста по сравнению с 2013 годом, а за 5 лет мы видим рост в 2,6 раз. К концу 2016 года мы ожидаем увеличение туристского потока до 2400 тыс. человек в год – более чем в 3 ,7раза к 2009 году. Общий объем инвестиций в 2014 году – свыше 1,2 млрд руб. (113,9 % роста к 2013 году). Растет объем платных услуг – 2,6 млрд руб. (112% роста к 2013 году).

– Как распределено внимание турбизнеса и туристов между объектами показа? Какие достопримечательности в регионе наиболее востребованы?

– У нас есть все преимущества для развития внутреннего туризма, что определяется как выгодным географическим положением, так и развитой транспортной инфраструктурой. И в последние годы Калужская область стала очень популярной у туристов. У нас есть условия для комфортного проживания, для активного отдыха, деловых визитов. На территории области расположены многочисленные культурно-исторические объекты, архитектурные ансамбли разных эпох и стилей, природные заповедники.

Тысячи паломников со всего мира стремятся к нам, чтобы поклониться Калужским святыням – Тихонова и Оптина пустыни, Пафнутьев Боровский и Черноостровский монастыри. Все эти места привлекательны не только для паломников, но и для культурно-познавательного туризма.

Есть у нас такие объекты туристского показа, которые уже давно являются брендом региона. Это и культурно-образовательный туристический центр «ЭТНОМИР», и Парк птиц «Воробьи», и дом-музей «Усадьба Полотняный завод (Гончаровых)», и конечно же, «Никола-Ленивец» – крупнейший в Европе Арт-парк, в котором представлены ландшафтные объекты и инсталляции известных российских и зарубежных авторов. В Калужской области располагается Национальный парк «Угра», на территории которого разработаны и функционируют более двух десятков различных туристских маршрутов продолжительностью от 1 до 7 дней и протяженностью до 180 км. Экологические экскурсии предлагает и Государственный заповедник «Калужские засеки».
Город Калугу – областной центр – по праву называют «колыбелью космонавтики», ведь здесь жили и работали основоположники современной космонавтики: Константин Эдуардович Циолковский, Александр Леонидович Чижевский. И наш музей истории космонавтики не имеет в России аналогов. Здесь представлены оригиналы космической индустрии, настоящие реликвии: уникальное оборудование и первые космические аппараты. В планетарии музея используются новейшие 3D технологии, которые позволяют посетителям совершать виртуальные путешествия по вселенной.

В регионе регулярно проводятся яркие массовые мероприятия событийного туризма. Наиболее известны среди них международный фестиваль ландшафтной архитектуры «Архстояние», международный фестиваль «Мир гитары», на который приезжают всемирно известные музыканты, международный мото-рок-фестиваль «Мото-Малоярославец», фестиваль восточных культур ORIENTALIA, вегетарианский фестиваль «Вегфест», Рихтеровский фестиваль классической музыки и многие другие.

Большой интерес у туристов вызывают реконструкции сражений, в которых принимают участие военно-исторические клубы из разных городов России и зарубежья: «Стояние на реке Угре», сражения под Малоярославцем 1812 года, «Красные юнкера» – реконструкция, посвященная подвигу подольских курсантов на Ильинских рубежах в октябре 1941 года и «Безымянная высота», посвященная освобождению Калужской области от немецко-фашистских захватчиков.

– Павел Александрович, какие средства используются для продвижения объектов показа?

– Используются как старые, проверенные способы, так и новые, появляющиеся в результате развития информационных технологий. К первым относятся традиционные рекламные мероприятия, например, публикации в региональных и федеральных СМИ, возможности продвижения на радио и телевидении, например, разрабатываются заказные серии передач о туристической привлекательности региона.

Ежегодно Калужская область представляет свой туристический потенциал на профильных международных выставках, организуемых в Москве и других городах России.

Помимо продвижения культурных объектов, мы стараемся привлечь внимание и к частному турбизнесу – к агроусадьбам. В регионе активно развивается аграрный туризм. Владельцы турбаз проводят на своих территориях различные рыболовные фестивали, семейные праздники, организуют торжественные открытия новых услуг, например, спа-процедур, конных маршрутов, нового конференц-зала. Все места сельского туризма участвуют в программе пресс-туров нашего региона. Мы ежегодно проводим порядка 10 туров по агроусадьбам региона, в каждом представители СМИ знакомятся с несколькими туристическими базами, их услугами.

– Достаточно ли, по вашему мнению, в Калужской области средств размещения?

– У нас интенсивно развивается гостиничный бизнес. Общая площадь номерного фонда коллективных мест размещения, по состоянию на конец 2014 года, составила 194,5 тыс. кв.м. За пределами областного центра можно найти размещение на любой вкус: есть как гостиницы санаторного типа, базы отдыха, гостевые дома, ориентированные на спокойный семейный отдых на природе, так и предложения для любителей активного отдыха и рыбалки.

Только в областном центре, в Калуге, на сегодняшний день свыше 20 различных отелей, и с каждым годом их становится больше. Этот рынок развивается не только количественно, но и качественно, пополняясь сетевыми отелями, такими как Ambassador, Best Western, Hilton, а также первый, и единственный пока в России, отель сети Four Points by Sheraton. Его открытие состоялось в апреле этого года.

– На одном из заседаний Комитета по импортозамещению в туризме предметом серьезного обсуждения была роль ТИЦ в продвижении туристического потенциала регионов. Как вы считаете, ТИЦ вашего региона взаимодействует с турбизнесом в полном объеме?

– Сотрудники Туристско-информационного центра «Калужский край» регулярно собирают информацию обо всех мероприятиях, проводимых в регионе, обрабатывают ее и рассылают по СМИ. Совместно региональное министерство культуры и туризма и ТИЦ постоянно издают новые буклеты и путеводители по Калуге и Калужской области. Например, сейчас готовится к выходу детский путеводитель.

Также наш ТИЦ является администратором официального регионального туристического портала – visitkaluga.ru, где можно найти полную информацию о туристических событиях, о достопримечательностях и маршрутах, ознакомиться с местами размещения, а с недавнего времени и питания, с актуальными социальными программами. На нашем портале только одних объектов порядка 500. Представителям турбизнеса достаточно просто предоставить актуальную информацию с фотографиями, чтобы совершенно бесплатно на портале появилась отдельная страничка, рассказывающая о новом месте отдыха. У ТИЦ созданы свои группы и в соцсетях: на Фейсбуке, Вконтакте, в Твиттере, Инстаграме.

Кроме продвижения в интернете, ТИЦ, совместно с другими государственными структурами запустил такие туристические проекты, как Мобильный гид (это таблички с QR-кодами и телефонным гидом на основных достопримечательностях), Мобильное приложение для смартфонов «TopTripTip», интерактивная карта региона, загружаемая в информационные терминалы. Еще одно важное событие – в калужских гостиницах появились тумбы с бесплатными отрывными картами по Калуге, где нанесены основные городские достопримечательности, даны необходимые контакты.

Сейчас один из главных проектов ТИЦа – установка туристско-информационных точек, где можно будет получить бесплатную консультативную помощь по туризму, путеводитель, поучаствовать в экскурсионных программах. Уже сейчас такая точка установлена в самом центре нашего доблестного Малоярославца, а в октябре открытие такой точки состоится и в Калуге.

– Уже несколько лет на территории Калужской области действует горнолыжный комплекс «Квань». Насколько он востребован?

– Комплекс действует с 2009 года. В настоящее время это один из крупнейших туристско-развлекательных центров области. Он завоевал популярность не только у гостей региона, но и у самих калужан, особенно в зимний период. Зимой здесь работают 6 склонов и подъемников для лыжников и сноубордистов разного уровня подготовки. Основная трасса начинается прямо с крыши пятиэтажного здания гостиницы и затем плавно перетекает в естественный склон. Любители фрирайда могут опробовать склон «Старая Квань», а для настоящих экстремалов подготовлены фигуры в «Сноу парке». На территории комплекса работает прокат горнолыжного и сноуборд- снаряжения, прокат тюбинга и коньков.

Для начинающих имеется специальный учебный склон, для детей – школьный, а для совсем маленьких – красочный детский городок с беби-лифтом. Научиться кататься на лыжах и сноуборде помогут профессиональные инструкторы. Для детей от 7 до 12 лет на базе комплекса действует Спортивное отделение горных лыж и сноуборда при ДЮСШ «Орленок».

В этом году посетителей ждут 2 новых склона, новые канатные дороги, запускается новая насосная станция, дополнительные снегогенераторы, будет в 2 раза увеличена площадь искусственного снежного покрытия.

Комплекс «Квань» уже не раз отмечен различными наградами. Например, в 2014 году «Квань» стал победителем среди 200 отелей в номинации «Лучший горнолыжный отель России» в престижнейшем Всероссийском конкурсе «Russian hospitality awards».

– Открытие международного аэропорта «Калуга» некоторые эксперты восприняли скептически. Насколько существенную роль, по вашему мнению, может сыграть аэропорт в развитии внутреннего и въездного туризма в регионе?

– Аэропорт соединит Калугу с промышленными и курортными городами России и стран зарубежья, что даст нам возможность принимать туристов не только из близлежащих регионов (Москвы, Тулы, Брянска, Орла и т.д.), но и из других городов и стран.

С июня 2015 года аэропорт принимает и отправляет регулярные пассажирские рейсы в Санкт-Петербург, Сочи и Симферополь. За три месяца с начала регулярных пассажирских перевозок аэропорт показал рекордный рост всех производственных показателей. В этот период было обслужено 5059 пассажиров и 211 рейсов. В планах на 2016 года принимать и отправлять более 10 внутрироссийских рейсов в Москву, Минводы, Махачкалу, Нижний Новгород, Воронеж, Белгород, Саратов, Самару, Казань, Екатеринбург, Тюмень и др. Наряду с этим, аэропорт планирует принимать более 15 международных рейсов, таких как Брауншвейг, Франкфурт-на Майне, Мюнхен, Гетеборг, Стокгольм, Брюссель, Париж, Мадрид, Дубай, Анталия, Бодрум, Хургада, Шарм-эль-Шейх, Киев, Минск, Ереван, Душанбе, Бишкек и др. Таким образом, прогнозируемый пассажиропоток международного аэропорта к 2020 году 250 тыс. человек, а к 2025 – до полумиллиона, что в свою повлечет увеличение туристского потока в Калужскую область.

Мы имеем мощный туристский потенциал для развития внутреннего и въездного туризма, и с появлением международного аэропорта для региона открываются новые перспективы в этом направлении.
 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР