В выходные стало известно о закрытии сайта компании Oktogo.ru, специализирующейся на бронировании отелей и других объектов размещения онлайн. Участники рынка полагают, что компании удастся уйти без последствий для рынка.
Следствие застарелых проблем
В воскресенье, 26 февраля, перестал работать сайт компании Oktogo.ru. Телефоны офисов компании молчат, последние обновления на ее страницах в соцсетях были сделаны в начале января 2017 года. Тогда же, в январе, основатель и совладелец сервиса направила своим сотрудникам письмо, в котором сообщала о финансовых проблемах в компании. По ее словам, они начались еще в 2015 году, когда инвестором компании стал польский инвестфонд MCI Capital. В начале 2016 года, по ее информации, MCI не поддержал новых инвестиций в развитие бизнеса компании, приняв решение о продаже.
В соцсетях уже появились жалобы от клиентов компании, которые сообщают о непрошедшей оплате отелей через Oktogo.ru– сами отельеры говорят, что деньги от компании не получали. Сообщения туристов датированы январем. В СМИ сообщают, что некоторые отельеры заявляли о долгах Oktogo.ruперед ними с сентября прошлого года. На сайте Арбитражного суда присутствует информация о том, что компания Oktogo должна фонду «ВЭБ инновации» около 40,2 млн рублей.
Напомним, что ранее компания предпринимала попытки улучшить финансовое состояние путем продажи одного из своих активов – портала Travel.ru. На рынке появилась информация о заинтересованности компании Biletix.ru в данной сделке, но позже она не подтвердилась. В Biletix «Вестнику АТОР» сообщили, что компания не приобретала Travel.ru. Как пишут пользователи Travel.ru, почтовый сервер на сайте, очевидно, работать не будет – пользователи получили письма с просьбой удалить аккаунты в течение двух недель.
Сервис Oktogo.net работает на Кипре, но в этой организации сообщают, что не имеют отношения к российскому Oktogo – об этом, в частности, пишут клиенты компании на ее страничке в соцсети Facebook.
Без последствий для туррынка
По информации, полученной от участников рынка, уход Oktogo.ruне окажет серьезного влияния на рынок. «Последние несколько месяцев сервис осуществлял бронирование отелей с оплатой при заселении. Поэтому, скорее всего, пострадавших здесь не будет» - рассуждает один из участников рынка.
Напомним, что на рынке онлайн-тревел услуг уже случались банкротства крупных компаний. Самое громкое из них – уход Eviterra. Руководитель компании до сих пор скрывается за границей. Против него заведено уголовное дело. Банкротство Eviterra «подорвало» доверие туристов к онлайн-агентствам и заставило многие авиакомпании агитировать туристов избегать услуг агентств, бронируя билеты непосредственно на сайтах перевозчиков.
От ухода Oktogo участники рынка не ожидают подобного негативного эффекта. Пострадавших в сколько-нибудь заметном количестве, скорее всего, не будет вообще, предполагают эксперты, опрошенные «Вестником АТОР».
«Крупнейшую долю - около 80% - на рынке онлайн бронирования отелей на данный момент занимает Booking.com. Oktogo.ru была крупной компанией, но доля ее на этом рынке была невелика. Шансов потеснить Booking.com на этом рынке сейчас немного. Несмотря на активные финансовые вливания (а по некоторым оценкам, они достигали 33 млн долларов), это не удалось сделать Oktogo.ru и вряд ли в обозримом будущем удастся какой-либо другой компании. Поэтому на российском рынке Booking.com сохранит за собой лидирующие позиции в сфере онлайн-бронирования отелей» - рассуждает основатель интернет-магазина пакетных туров Onlinetours.ru Константин Победкин.
Что такое Oktogo.ru
Сервис бронирования отелей Oktogo начал работу в 2009 году. За время своей работы компании удалось привлечь около 33 млн долларов инвестиций (данные Crunchbase). Основным инвестором Oktogo.ru стал инвестфонд MCI Capital. Эта компания вложила в Oktogo.ru около 7 млн долларов. Среди других акционеров сервиса — его основатели, Mangrove Capital, Ventech Capital и несколько физлиц, свидетельствуют данные кипрского реестра. Тем не менее, все эти финансовые вливания не помогли Oktogo.ru занять лидирующие позиции на российском рынке онлайн-бронирования отелей. Впрочем, эксперты считают, что сейчас, в силу фактической монополизации этого сегмента глобальным игроком, это не под силу ни одной компании.
Что касается других сфер деятельности онлайн тревел-агентств в туризме, в каждой из них (продажа авиабилетов, туров онлайн) есть свои лидеры. Самым перспективным сегментом, с точки зрения динамики роста, можно назвать продажу турпакетов онлайн. В отличие от авиабилетов, сейчас в России онлайн продается только 2-3% от общего объема проданных туров, но эта доля кратно вырастет в ближайшие годы, считают эксперты.