Открытое небо: зачем туррынку нужна седьмая свобода воздуха

Одним из способов выйти из кризиса международных авиаперевозок мог бы стать режим «седьмой свободы воздуха» для российских аэропортов. Эксперты туристического и авиационного рынков рассказали о плюсах и минусах такого пути.

В преддверии туристического сезона и в условиях небывалого дефицита международных провозных мощностей одним из способов выйти из авиационного кризиса могла бы стать седьмая свобода воздуха, считают эксперты.

«Седьмая свобода» - это механизм, позволяющий авиакомпаниям из третьих стран совершать международные перевозки из России по зарубежным направлениям, минуя свою страну. В том числе, по популярным туристическим маршрутам.

Если бы такое решение было принято, то авиакомпания из дружественной или нейтральной к России страны (условно, Венесуэлы или Турции) смогла бы летать из России в третью страну: например, из Москвы на курорта Египта или Таиланда.

У такой схемы есть очевидные плюсы, но и минусы тоже есть. Редакция «Вестника АТОР» опросила экспертов туристического и авиационного рынков, чтобы понять, какие шаги в сторону большей открытости воздушного пространства России уместно предпринять в сложившейся ситуации.

КРЕСЕЛЬНАЯ ЕМКОСТЬ НА ЗАРУБЕЖНЫХ МАРШРУТАХ ИЗ РОССИИ СОКРАТИЛАСЬ В РАЗЫ

Следует признать, что на данный момент российская гражданская авиация фактически утратила возможность выполнять зарубежные рейсы по большинству направлений. Учитывая все ограничения, по сравнению с 2019 докризисным годом международный пассажиропоток российских перевозчиков сократился минимум в 16 раз и предпосылок к росту пока нет.

По сравнению с весной 2019 года международный пассажиропоток российских перевозчиков сократился минимум в 16 раз и предпосылок к росту пока нет.

Сейчас авиакомпании страны могут выполнять преимущественно перелеты на среднемагистральных самолетах SSJ-100 по СНГ и направлениям в «дружественных» странах. Это накладывает ограничения на дальность полета и видоизменяет привычную маршрутную сеть, например, рейсы российских компаний в Турцию или Египет теперь в основном выполняются из Сочи или Минвод.

Параллельно, сокращается и кресельная емкость, которую на российских направлениях предоставляют зарубежные перевозчики.

В результате всех этих факторов, вместе взятых, трудности испытывают российские аэропорты, которые также сокращают объемы операционной деятельности.

ТУРОПЕРАТОРЫ ЖДУТ РЕШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ АВИАФЛОТА

Ситуация с «приземлением» большинства самолетов международной авиации, помноженная на волатильность рубля, невозможность расплачиваться за границей картами и резко уменьшившийся спрос, делает для туроператоров трудным или невозможным формирование туров за рубеж, а летний высокий сезон уже на носу.

На имеющихся примерах хорошо заметна тенденция: туры формируются только на основе более-менее гарантированной регулярной перевозки, а туристы с большим желанием сейчас летят по тем направлениям, которые имеют минимальные риски пострадать от санкций.

Неясная ситуация с тем, на чем возить туристов, во многом делает трудным или невозможным для туроператоров формирование туров за рубеж на летний сезон.

В этой связи туррынок нуждается в скорых и предельно конкретных решениях относительно будущего зарубежных полетных программ, говорят эксперты рынка. Всем нужно понимать, кто и куда сможет летать летом. 

СЕДЬМАЯ СВОБОДА ВОЗДУХА ПРЕДОСТАВИТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМУ

В такой ситуации одним из возможных путей решения специалисты туристического рынка называют введение режима открытого неба в части «седьмой свободы воздуха» для российских аэропортов.

По имеющейся информации, желание выполнять перелеты из России по зарубежным направлениям, минуя собственную страну, уже озвучивали несколько авиакомпаний из дружественных стран.

Довольно очевидным в этом случае называют партнерство России с нацперевозчиком Белоруссии и некоторыми компаниями из Казахстана. Взаимодействие с ними помогло бы значительно увеличить кресельную емкость на популярных направлениях, что позволило бы, в числе прочего, снизить текущую высокую стоимость авиаперелетов за рубеж.

Довольно очевидным в этом случае называют партнерство России с нацперевозчиком Белоруссии и некоторыми компаниями из Казахстана

Туристическому рынку такой подход позволил бы значительно расширить портфель турпродуктов в партнерстве с новыми перевозчиками. Принес бы такой шаг определенную пользу и въездному туризму – одним из факторов, тормозящих процесс взаимодействия с туристами, все еще желающими посетить Россию, остается высокая стоимость перелетов и неудобные маршруты перелетов в нашу страну.

«Мое мнение: нужно допустить иностранных перевозчиков к выполнению таких полетов. Провести для этого серию переговоров с авиационными ведомствами и авиакомпаниями в дружественных или нейтральных странах», – считает вице-президент АТОР по выездному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

При этом эксперт подчеркивает, что заниматься этим нужно уже сейчас: сезон близко, а внедрение такого механизма займет определенное время, так как авиакомпаниям и туроператора нужно будет плавно «войти» в новый режим перевозок.

«Конечно, для туристического рынка такое решение сейчас было бы очень выгодным – это позволит значительно расширить ассортимент туров за рубеж», – признает еще один участник туротрасли.

Седьмая свобода воздуха для России не является чем то экстраординарным: Wizz Air в 2019 году вполне официально разрешили летать так из Пулково

Следует отметить, что седьмая свобода воздуха для России не является чем то экстраординарным. Например, в доковидную эпоху подобные механизмы уже даже  запустили – так, например, авиакомпании Wizz Air в 2019 году вполне официально разрешили летать из Пулково по седьмой свободе. Но в полной мере насладиться новой свободой туристам и венгерскому перевозчику тогда помешал коронавирус.

Эксперты подчеркивают, что в случае принятия положительного решения по седьмой свободе,  действие такого режима сейчас должно быть ограничено по времени – например, «на три года». Чтобы у всех сторон было четкое понимание, что это временная, антикризисная мера.

НАСКОЛЬКО ВЕЛИКА ВЕРОЯТНОСТЬ ОТКРЫТОГО НЕБА?

Однако такое решение все-таки нельзя считать однозначно позитивным, полагают другие эксперты. Если для туристического рынка это действительно большой глоток свежего воздуха в нынешней ситуации, то для гражданской авиации картина немного другая.

Допуск перевозчиков из третьих стран может негативно сказаться на перспективах восстановления наших собственных авиакомпаний, считают оппоненты Артура Мурадяна.

«С такой мерой нужно быть осторожными. Почему авиакомпании других стран должны летать у нас, пока «стоят на бетоне» наши собственные самолеты?», – выражает свое отношение к инициативе другой собеседник «Вестника АТОР». По его мнению, правительство должно приложить приоритетные усилия не к внедрению седьмой свободы, а к переговорам с зарубежными странами относительно возможности безрискового использования ставшего «почти совсем российским» авиафлота.

Несмотря на наличие двух мнений, отметим, что конкретного плана по восстановлению международного авиасообщения «своими силами» пока нет. А план по внедрению седьмой свободы у специалистов есть. Впрочем, перспективы реализации такого плана выглядят пока весьма призрачно.  

Сейчас, когда большинство организованных турситов вывезено с зарубежных курортов, возможность для россиян летать за границу, похоже, больше не считается у госорганов сколько-нибудь важной темой

Многие участники туррынка и эксперты авиационной отрасли отмечают, что восстановление международных перевозок сейчас не является приоритетной задачей для государственных органов России.

Действительно, очень остро стоял вопрос вывоза организованных туристов из-за рубежа. Но теперь, когда этот процесс почти завершен (кстати, с использованием отчасти механизма «седьмой свободы» – ведь казахской компании позволили летать из России в Египет), возможность для россиян летать за границу более вообще не считается у госорганов сколько-нибудь важной темой. Об этом прямо говорят несколько источников редакции в авиаотрасли.

ОПТИМАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ – НАРАЩИВАТЬ ЧАСТОТНОСТЬ РЕЙСОВ ПО МЕЖПРАВСОГЛАШЕНИЯМ С ОТКРЫТЫМИ СТРАНАМИ

Однако есть и определенное промежуточное решение, которое позволяет «не уходить в крайности», но при этом отчасти решить проблему международных перелетов.

Это увеличение частотности рейсов между Россией и дружественными странами в рамках действующих авиационных межправсоглашений.

«Тем кто хочет больше летать в Россию, нужно дать возможность это делать», – говорит собеседник «Вестника АТОР». Тогда хотя бы со стыковками, но россияне смогут свободнее и, возможно, дешевле, летать за рубеж.

Екатерина Тропова

Фото: picryl.com (лицензия Creative Commons)

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать наши новости можно в официальном канале АТОР в Telegram (там не только они), в сообществе АТОР "ВКонтакте" и в официальной группе АТОР в "Одноклассниках".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР". 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР