Дешевая авиаперевозка, или как выживают европейские бюджетные авиакомпании

Появившись в середине 90-х, европейские бюджетные авиакомпании выполняют сейчас третью часть всех авиаперевозок в регионе. Тем не менее, рост их объемов немного замедлился. Предложив однажды путешественникам такие необычные маршруты, как Шарм-эль-Шейх или Таллин, бюджетные авиаперевозчики на сегодняшний день остались лишь с несколькими неизведанными маршрутами.

Некоторые национальные перевозчики, например, British Airways и Lufthansa пытались в свое время защитить свой бизнес, предлагая «урезанный» сервис и низкие тарифы на коротких маршрутах. «В начале своего развития рынок бюджетных перевозок характеризовался быстрым ростом и несложной стратегией. Сейчас же речь идет о медленном росте и продуманных стратегиях», – считает Кейт Макмаллан, Консультант по авиационной экономике.  

Стоит отметить, что моделью для новых бюджетных перевозчиков послужила американская компания Southwest Airlines. Вообще, бюджетные авиакомпании снижали затраты прежде всего, используя один тип воздушного судна, который закупался в большом количестве со значительной скидкой. Также перевозчики брали дополнительную плату за питание и напитки или не предоставляли такие услуги вовсе. Самолеты летали туда и обратно по одному и тому же маршруту, чаще всего не в крупные хабы, а, наоборот, в маленькие аэропорты. В результате, авиакомпании могли значительно экономить время на обслуживании воздушного судна. К тому же, практически с самого начала бюджетные перевозчики сделали упор на он-лайн бронирование билетов.

По мнению экспертов компании Ryanair, которая является лидером на рынке бюджетных авиаперевозок, за последние годы произошло много изменений. Рост пассажиропотока компании замедляется, о чем свидетельствуют текущие показатели и прогнозы на будущее: +14% в 2009-2010 гг., +6% к 2013 г., и только +4% в дальнейшем. Ryanair все также предлагает низкие тарифы и осуществляет полеты во второстепенные аэропорты, экономя на стоимости наземного обслуживания. В то же время авиакомпания планирует отказаться от супер низких тарифов на новых маршрутах и перевести некоторые рейсы в основные аэропорты. В будущем перевозчик намерен в меньшей степени работать над увеличением пассажиропотока, а в большей степени уделить внимание увеличению прибыли.  

Основной конкурент Ryanair– компания Easy Jet, пошла немного дальше. В настоящее время бюджетная авиакомпания Easy Jet уже увеличила частоту полетов по своим основным маршрутам и стала чаще использовать крупные аэропорты, например, Гатвик в Лондоне или Шарль де  Голль в Париже. К тому же авиаперевозчик заинтересован в деловых путешественниках, которым все-таки важна стоимость перелета. В связи с этим Easy Jet немного усовершенствовала свой сервис, предлагая некоторые услуги за дополнительную плату, а также участникам бонусной программы компании. Небольшим исключением в основной программе развития компании, пожалуй, служит немецкий рынок, где перевозчик делает упор на путешественников, предпочитающих пляжный отдых. 

Возможно, самым ярким примером изменений на рынке бюджетных перевозок служит компания  Air Berlin, которая в свое время поглотила несколько маленьких авиакомпаний и стала вторым по величине перевозчиком Германии, а также третьей по объемам бюджетной авиакомпанией Европы. В настоящее время Air Berlin организует свое расписание с привлечением таких хабов, как Берлин, Дюссельдорф и др. Компания также имеет свою программу поощрения часто летающих пассажиров и является членом альянса oneworld.

Так же, как и Ai rBerlin, компания Norwegian, которая является четвертым по значимости бюджетным авиаперевозчиком Европы, предлагает маршруты на Ближний Восток, север Африки, в какой-то степени, посягая на территорию обычных авиакомпаний. В свою очередь, традиционным перевозчикам приходится мириться с такими изменениями на рынке. «Европейское» небо предлагает широкий спектр сервиса: от перелетов с полным пакетом услуг до бюджетных вариантов. Выбор за клиентом, который, как всегда, будет надеяться, что багаж не утерян вне зависимости от авиаперевозчика.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР