Консолидация, развитие хабов и господдержка. Какая авиация ждет туристов в ближайшем будущем

Пассажиропоток снижается быстрее прогнозов, авиакомпании и аэропорты ужимаются в операционной деятельности, S7 свернула проект лоукостера. Изучили тенденции, проконсультировались с экспертами и рассказываем, что ждет авиационную отрасль в ближайшей и среднесрочной перспективе и к чему готовиться туристам (спойлер – как раз у них все будет нормально).

Минтранс снизил прогноз авиаперевозок ниже заданного правительством и президентом ориентира. По данным профильного телеграм-канала, министерство на 10% понизило KPI отечественных перевозчиков на 2022 год. Если ранее речь шла о необходимости перевезти 100 млн человек, то теперь в ведомстве рассчитывают на 90,38 млн пассажиров.

При этом на внутренних авиалиниях, по новому плану, должны обслужить 77,35 млн пассажиров, несмотря на то, что на совещании по развитию авиаотрасли 31 марта президент РФ Владимир Путин обозначил, что этот показатель должен увеличиться в сравнении с прошлым годом – то есть быть никак не ниже 87,5 млн человек.

ЭКСПЕРТЫ ОЖИДАЮТ НЕ БОЛЕЕ 70 МЛН ПАССАЖИРОВ НА РЕЙСАХ ВНУТРИ РФ

Аналитики рынка предлагают и другие версии развития событий. Так, согласно подсчетам «ВТБ Капитала» российские авиакомпании в 2022 году смогут перевезти 85-87 млн человек, совладелец аэропорта Внуково и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев говорил о 70 млн пассажиров.

«В летний сезон до 40% внутренних воздушных линий у московских аэропортов составляли южные направления. Симферополь, Краснодар, Анапа, Ростов и т.д. В данной ситуации мы же понимаем, что этого потока уже не будет <...>у нас остается всего 30% от того, что было в 2019 году», – сказал Виталий Ванцев в интервью РБК.

С этой оценкой соглашается также собеседник «Вестника АТОР» из авиаотрасли.

Airbus A320 авиакомпании Аэрофлот, фото пресс-службы перевозчика

«Надо учитывать, что прогноз в 90 млн пассажиров на внутренних линиях был сделан без учета того факта, что имеющие значительное влияние на рынок аэропорты юга России остаются закрытыми, хотя высокий летний сезон уже начался, и, скорее всего, будут закрыты весь высокий сезон», – напоминает источник.

Еще одним важным фактором, негативно влияющим на показатели пассажиропотока остается отсутствие необходимости транзита через Москву. Ведь европейских рейсов, за которыми туристы из регионов раньше прилетали в столицу, «налетывая» дополнительные пассажирокилометры, больше нет. И всем этим пассажирам в Москву теперь уже лететь не надо.

Но, справедливости ради нужно отметить, что изначально цифры «100 млн пассажиров, 90 из них – на внутренних рейсах» существовали только в маркетинговом поле.

В официальных документах правительства прописаны принципиально иные показатели – авиакомпаниями предложено равняться не на «количество пассажиров», на «пассажирооборот». А это разные вещи. Причем плановое снижение пассажирооборота составит 23% в летнем сезоне 2022 году по отношению к аналогичному периоду 2021 года.

СИБИРСКИЕ АЭРОПОРТЫ СТАНУТ ХАБАМИ МЕЖДУ СТОЛИЦАМИ И ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ

Сокращение пассажиропотока безальтернативно влечет за собой изменения в работе аэропортов и авиакомпаний. В частности, аэропорт Шереметьево в целях экономии перевел все рейсы в северную терминальную зону, во Внуково в работе осталась одна полоса.

Но, как говорят эксперты, «нет худа без добра»: нынешняя ситуация может рассматриваться как потенциальный драйвер роста для региональных аэропортов.

Несмотря на то, что в настоящее время они все же фиксируют снижение показателей операционной деятельности, развитие авиакомпаниями региональных маршрутных сетей может в будущем принести региональным авиаузлам новых пассажиров, желающих воспользоваться рейсами в облет Москвы.

NordStar выполняет рейсы из Екатеринбурга в Ставрополь, фото Юрия Ломакина предоставлено пресс-службой аэропорта "Кольцово"

Кроме того, рассматривая ситуацию в комплексе, надо иметь в виду, что в связи с возникшими техническими сложностями с обслуживанием и строительством самолетов наибольшим образом пострадает сегмент широкофюзеляжных самолетов. То есть тех, которые, в частности, связывают дальневосточные регионы с центральной Россией.

Такое положение вещей создает все предпосылки для наращивания региональными аэропортами хабовых мощностей. Поэтому не исключено, например, что в скором будущем летать на Камчатку с пересадкой в Новосибирске придется не только поклонникам S7, которые сознательно выбирали подобный путь из-за «миль», но и остальным пассажирам.

Помимо Новосибирска, который и в настоящее время является крупным региональным хабом по пути на Дальний Восток, на роль «связующего звена» могут, благодаря удачному географическому положению, претендовать, например, Красноярск или Иркутск.

АВИАКОМПАНИИ БУДУТ ВЫНУЖДЕНЫ КОНСОЛИДИРОВАТЬ МОЩНОСТИ

Авиакомпаниям также придется потуже затянуть финансовые пояса. Так например, S7 уже объявила о заморозке проекта собственного лоукостера – авиакомпании Citrus.

«В текущих обстоятельствах S7 Group замораживает проект лоукостера Citrus. В 2022 году поставки необходимых для запуска лоукостера самолетов не состоятся, поэтому развитие авиакомпании с такой бизнес-моделью сейчас, к сожалению, невозможно. Решение о дальнейшей судьбе проекта будет принято к концу года», – цитируют «Известия» представителя перевозчика.

Эксперты, опрошенные редакцией «Вестника АТОР» предупреждают, что это не случайность, а тенденция. Вынужденные серьезно экономить, авиаперевозчики, вместо развития нескольких бизнесов в разных ценовых сегментах, напротив, будут стремится к консолидации. 

«Знаю пять-шесть авиакомпаний, которым было бы неплохо слиться. Они бы эффективнее работали, утилизация (интенсивность эксплуатации) флота и его надежность были бы лучше», – говорил недавно Виталий Ванцев из «Азимута». 

Косвенно о близости масштабирования сценария консолидации на российском авиарынке может также свидетельствовать и тот факт, что компании группы «Аэрофлот» все плотнее собираются в «домашнем» для головной компании Шереметьево. Теперь «Победа», и «Россия», тоже выполняют рейсы оттуда.

SSJ-100 авиакомпании Россия в Шереметьево, фото пресс-службы перевозчика

«Учитывая, что необходимость экономить предполагает интенсивное снижение расходов, границы между авиакомпаниями лоукост-модели и классическими авиаперевозчиками стираются. Скоро этого разделения вообще не останется», – подтверждает догадки знакомый с ситуацией источник из авиаотрасли.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ ОСТАЕТСЯ ДРАЙВЕРОМ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ

Среди хороших для туристов новостей – на закрытии их потребностей в перемещении по стране все перестановки на авиационном рынке отразятся в наименьшей степени.

Более того, с точки зрения туризма возможности отрасли могут даже расшириться, так как на это направляются усилия государства и деньги федерального бюджета. В частности, растет популярность туристических чартеров по РФ, выполняемых с дотациями до 50%.

Аэропорт Симферополь, фото пресс-службы

Кроме того, нынешняя экстраординарная ситуация закрытия южных аэропортов наглядно демонстрирует, насколько именно классические туристы важны для российской авиации: их отсутствие остро чувствуют и столичные, и региональные аэропорты.

Что позволяет предполагать, что именно эта потребность (перелеты с туристическими целями) будет удовлетворяться авиарынком в первую очередь.

Екатерина Тропова

Фото: заглавная - предоставлена пресс-службой аэропорта Саратов. В тексте - фотобанки перевозчиков и аэропортов.

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР