Кризис в европейской авиации закончится не раньше осени

Не успев оправиться от коронавирусного кризиса, европейская авиация вошла в новое крутое пике: нехватка персонала и высокие цены на топливо вызывают сбои в работе всей системы. Крупнейшие авиакомпании сотнями отменяют рейсы, аэропорты теряют десятки тысяч чемоданов. Кризис может краем затронуть и российских путешественников: его уже почувствовали в Турции и Индии.

Новости о задержках и отменах авиарейсов в Европе стали «хедлайнерами» тематической информационной повестки с начала летнего сезона. Утратившая за время пандемии коронавируса стабильность бизнес-процессов европейская авиация до сих пор не может справиться с последствиями событий прошлых лет.

Первый же туристический сезон, который мог бы быть отработан «в полную силу», принес разочарование: помимо растущих цен на топливо, выяснилось, что авиационной индустрии остро не хватает персонала.

«У вас есть планы на поездку в Европу этим летом? Не забудьте взять с собой паспорт, солнцезащитный крем и много терпения», – саркастично замечает издание Los Angeles Times.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С АВИАЦИЕЙ В ЕВРОПЕ

«Авиакомпании не хватает бортпроводников, чтобы покрыть дефицит, – объясняет изданию The Insider стюардесса авиакомпании Lufthansa, – я часто сажусь в первый самолет утром, но не знаю, какой рейс будет последним, куда он отправится и как долго мне придется там оставаться. Ночевка в другом городе может быстро превратиться в две ночи, что нарушит мой график и повлияет на доступность других рейсов».

Результатом такого дефицита бортпроводников являются задержки, отмены и недовольство со стороны путешественников. Проблемы возникают не только с безопасностью и регистрацией, но и с сервисами на борту. Например, на борту самолета может не хватать еды. Либо ее может вообще не быть.

Представители Lufthansa не отрицают проблемы, но утверждают, что они распространяются в равной степени на всю отрасль. По словам представителя перевозчика, систему дополнительно нагрузили забастовки, связанные с безопасностью полетов, погодные явления и опять поднимающийся уровень заражения COVID-19.

«Авиакомпании говорят, что попали в настоящий «идеальный шторм»: с одной стороны, спрос на поездки резко вырос, но с другой – в аэропортах и салонах самолетов слишком мало персонала, чтобы обслуживать этих пассажиров. Добавьте к этому сбои из-за забастовок в Скандинавии, Франции и Великобритании, и вы получите королевский беспорядок», – пишет Bloomberg.

КОЛИЧЕСТВО ОТМЕН РЕЙСОВ «В ПОСЛЕДНЮЮ МИНУТУ» УТРОИЛОСЬ

Не миновал кризис и другие уголки Европы. По данным агентства Cirium, количество рейсов, отмененных «в последнюю минуту», то есть за 72 часа до вылета, в 28 аэропортах Великобритании в июне 2022 года выросло в 3 раза: до 3833 по сравнению с 1332 в том же месяце в 2019 году.

И это – даже несмотря на то, что текущие расписания авиакомпаний включают на 23% меньше рейсов (в годовом исчислении), чем до кризиса.

Количество задержек в аэропортах Великобритании в июне 2022 года увеличилось на 71% по сравнению с июнем 2019 года.

LUFTHANSA И KLM ОГРАНИЧИЛИ ПРОДАЖУ БИЛЕТОВ 

Ранее стало известно, что Lufthansa и KLM уже предприняли нестандартные меры «по борьбе с пассажирами», ограничив продажу дешевых авиабилетов и отменив часть рейсов.

В частности, Financial Times пишет, что расписание Lufthansa прорежено на 700 рейсов до 14 июля, еще по 20 рейсов в день до конца августа отменила авиакомпания KLM. Всего немецкий перевозчик может отменить до 3900 рейсов.

Эндрю Чарльтон, управляющий директор консалтинговой компании Aviation Advocacy, отмечает, что авиакомпании уже давно используют гибкие цены на билеты для управления спросом и доходами, но применение такого механизма для решения логистического вопроса – крайне необычно.

Авиакомпании по всей Европе прибегают к решительным, а иногда и необычным мерам, чтобы попытаться предотвратить отмены и сбои в работе в последнюю минуту, поскольку отрасль продает гораздо больше мест, чем может «переварить» этим летом.

«Вся авиационная система переживает беспрецедентный операционный кризис во всем мире. Мы ожидали (и надеялись) на бум авиаперевозок, но эта интенсивность ошеломляет», – написал исполнительный директор Lufthansa Йенс Риттер в сообщении в LinkedIn.

Нидерландские операторы Air France-KLM также заявили, что «сильно ограничат» продажу оставшихся билетов на рейсы в европейские направления рейсами KLM и ее региональной авиакомпании KLM Cityhopper.

Согласно замыслу перевозчиков, такие меры должны сохранить свободные места на бортах и позволить пострадавшим от отмен пассажирам перебронировать билеты на ближайшие доступные рейсы.

BRITISH AIRWAYS ОТМЕНИЛИ 30 000 ЛЕТНИХ РЕЙСОВ

Под давлением тех же обстоятельств лоукостер EasyJet убрал некоторые кресла на своих бортах, чтобы они могли летать с меньшим количеством экипажа. Перевозчик отменил около 10 000 рейсов из более чем 150 000 в июле, августе и сентябре.

Но рекордсменом по отменам, пожалуй, является British Airways. Недавно авиакомпания заявила, что снимет дополнительно 10 300 рейсов, запланированных на летний сезон.

В итоге с апреля по октябрь общее количество отмененных рейсов британского флагманского авиаперевозчика составляет почти 30 000 рейсов, то есть порядка 13% изначально запланированного летнего трафика.

НЕХВАТКА ПЕРСОНАЛА РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ТАКЖЕ НА АЭРОПОРТЫ

«В Хитроу море невостребованного багажа покрыло пол терминала», – пишет Los Angeles Times. Напомним, багажный кризис в главном аэропорту Лондона имел место в конце июня и затронул более 5000 пассажиров.

Сбои в операционных процессах «домашнего» аэропорта Схипхол в Амстердаме – легли в основу неприятностей KLM. В итоге авиакомпания была вынуждена прекратить принимать грузы на некоторых рейсах, чтобы уменьшить нагрузку на своих наземных операторов.

В качестве меры по борьбе с кризисом Схипхол уже предоставил летнюю премию в размере 5,25 евро в час 15 000 работников службы безопасности, службы обработки багажа, уборщикам — это 50% увеличение для тех, кто получает минимальную заработную плату.

Аналогичные проблемы сейчас уже и в парижском Шарль-де Голле.

По данным профсоюза CFDT (Французская демократическая конфедерация труда), основным фактором, замедляющим найм персонала, является время, которое требуется новым работникам, чтобы получить допуск к службе безопасности: во Франции это до пяти месяцев для наиболее важных вакансий. При этом зарплата такого сотрудника может составлять около 1800 евро в месяц после уплаты налогов.

Парижским аэропортам Шарль-де-Голль и Орли, где 2 июля один из профсоюзов объявил забастовку, необходимо сейчас нанять в общей сложности 4000 сотрудников, пишет агентство Reuters.

Такие проблемы не только во Франции: очереди на досмотр в стокгольмском аэропорту Арланда в Швеции вынуждают пассажиров приезжать более чем за пять часов до посадки.

АВИАЦИОННЫЙ КРИЗИС ВЫШЕЛ ИЗ ЕВРОПЕЙСКИХ БЕРЕГОВ

Несмотря на то что перевозчики обещают, что кризис затронет только ближнемагистральные рейсы, по факту веерные задержки уже влияют и на трансатлантическое расписание. Кроме того, эхо проблемы с обслуживанием в аэропортах неумолимо «разлетается» по всему миру, поскольку затрагивает не только местные авиакомпании, но и все самолеты, прилетающие в Европу.

Как ни странно, ударил он даже по внутренним рейсам... в Турции.

«Нехватка персонала в аэропортах Европы, особенно в Великобритании, Германии, в Нидерландах и во Франции, негативно сказалась на рейсах турецких авиакомпаний. Хаос в европейских аэропортах из-за нехватки персонала также приводит к задержкам внутренних рейсов в Турции», – пишет издание Turizm Aktuel.

Самолеты турецких авиалиний не могут вовремя вылететь из европейских аэропортов, что в итоге сказывается и на следующих рейсах. Из-за позднего прибытия самолетов в аэропорт Стамбула возникают сбои и в расписании внутренних рейсов. По данным издания, в некоторых случаях задержки достигают 3-4 часов. А это уже проблема и для российских туристов, которые летят через Стамбул со стыковками.

Опасаются эскалации проблемы и авиаторы Индии: хотя на данный момент об отменах рейсов речи нет, но у перевозчиков возникают проблемы с обработкой багажа, отмечает издание Indian Express.

Авиакомпания Air India в своем Twitter уже предупредила клиентов, что пассажиры, которые путешествуют из Хитроу могут не получить свой багаж в аэропорту назначения в Индии из-за сбоя системы в лондонском аэропорту.

КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ НЕРАЗБЕРИХА В ЕВРОПЕЙСКИХ АЭРОПОРТАХ

Генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор, которого цитирует Bloomberg, уже сказал, что в ближайшие недели легче не станет, и только к зимнему расписанию обслуживание, может быть, нормализуется.

Сейчас некоторые страны ускоряют найм сотрудников. Например, Германия привлекает иностранных рабочих из Турции, чтобы помочь сотрудникам службы безопасности на местах. Для этого им выдают лицензии в «ускоренном порядке» (проще говоря, без обычных проверок и европейской бюрократии).

Правительство Великобритании разработало план по спасению авиаотрасли из 22 пунктов. В частности, среди предложений значатся помощь в подборе и обучении персонала, обеспечение выполнения реалистичного летнего графика, поддержка пассажиров, когда задержки и отмены неизбежны.

Но, пожалуй, наибольшим вниманием СМИ сейчас пользуется последняя мера в Великобритании: школьники Северной Ирландии, Шотландии, Англии и Уэльса должны уйти на каникулы в разное время – чтобы избежать необходимости всем лететь в отпуск одновременно (и не перегружать авиацию).

АВИАОТРАСЛИ ВСЕ РАВНО ПРИДЕТСЯ ЭКОНОМИТЬ

Согласно прогнозам IATA, в 2022 году в гражданской авиации будут работать около 2,7 миллионов человек, что на 4,3% больше, чем в 2021 году, но меньше 2,93 миллиона рабочих мест в 2019 году.

Нехватка квалифицированных кадров, вероятно, будет способствовать росту заработной платы. Ожидается, что фонд заработной платы в отрасли достигнет 173 миллиардов долларов в 2022 году, что на 7,9% больше, чем в 2021 году, и непропорционально увеличению общего числа рабочих мест на 4,3%.

При этом по словам генерального директора IATA Вилли Уолша, авиакомпаниям и аэропортам все же придется активно работать над сдерживанием расходов из-за высоких затрат на авиатопливо.

«Наши поставщики, в том числе аэропорты и поставщики аэронавигационных услуг, должны быть так же сосредоточены на контроле затрат, как и их клиенты, чтобы поддержать восстановление отрасли», — говорит глава IATA.Ожидается, что в 2022 году затраты на топливо будут занимать 24% в структуре расходов перевозчиков, по сравнению с 19% в 2021 году.

При этом надо заметить, что даже смелые прогнозы пока не говорят о восстановлении отрасли до уровня 2019 года. В IATA ожидают, что в 2022 году количество пассажиров достигнет только 83% от допандемийного уровня.

Екатерина Тропова

Фото: youtube.com (скриншот тележурнала Calambur Pictures, сериал "Крутое Пике"). 

 
 

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР