У кого кот толще: как относятся к перевозке животных авиакомпании мира

Мы заметили, что наших читателей заинтересовало известие, что в России могут разрешить перевозку животных до 10 кг в салоне самолета. Среди путешественников разразилась жаркая дискуссия. Минтранс же полагает, что решение этого вопроса следует оставить на совести авиакомпаний. Рассказываем, как обстоит дело с перевозкой животных в России и в мире.

БУДУТ ЛИ В РОССИИ МЕНЯТЬ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ЖИВОТНЫХ

Запрос о необходимости увеличить нормы веса животных, допускаемых до перевозки в салоне самолета, поступил в Минтранс от Аппарата правительства и управления Президента России по работе с обращениями граждан еще в конце мая.

Однако во вторник, 12 июля, стало известно, что министерство не сочло необходимым изменять нормы на законодательном уровне, поскольку правила перевозки животных авиакомпании определяют самостоятельно.

«Выработка дополнительных рекомендаций для авиакомпаний в части установления более гибкого подхода к весу перевозимых в салонах самолетов животных не требуется», – цитирует ТАСС представителей ведомства, отмечая, что унификация требований к весу перевозимых животных приведет к избыточному регулированию.

КТО И КАК РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ЖИВОТНЫХ

Воздушный транспорт считается наиболее гуманным способом перевозки животных в дальние путешествия. Надо понимать, что если мы рассуждаем только о любимых питомцах, то Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и прочие компетентные ведомства смотрят на вопрос более комплексно. На самом деле, правила и стандарты придуманы на самые разные случаи: есть свои регламенты по перевозке не только толстых котов, но живых овец и лошадей, рептилий и даже дельфинов.

Потому что как верно заметила одна из наших читательниц, ситуации бывают самые разные.

«Правила перевозки живых животных должны установить баланс между обеспечением соблюдения требований и практики авиационной безопасности и гуманным обращением с животными в соответствии с действующими стандартами благополучия. Также необходимо учитывать безопасность членов экипажа, пассажиров и дрессировщиков животных», – отмечают профильные издания.

Общие правила перевозки животных на борту самолета установлены IATA. Этот свод нормативов называется Live Animals Regulations (LAR). Он содержит исчерпывающую классификацию 1000 видов животных, а также спецификации контейнеров, необходимых для их перевозки, включает информацию об обращении и маркировке, а также перечни необходимой для транспортировки животных по воздуху документации. Самая свежая, 48 редакция правил, вступила в силу только с 1 января 2022 года.

Кроме того, у ряда стран есть собственные национальные и международные нормы. Например, Австралийский национальный консультативный комитет по благополучию животных (NCCAW) считает LAR только минимальными стандартами, так как в стране есть много эндемичных видов, которые LAR не учитываются. Правительство Великобритании тоже выпустило собственное руководство, чтобы помочь авиакомпаниям соблюдать европейские правила. А Регламент Европейского Союза содержит дополнительные требования по защите животных во время транспортировки и связанных с ней операций.

Так что перевозка животных, на самом деле, вопрос очень сложный. И работают над ним все, включая производителей самолетов, которые уже на этапе проектировки держат в голове, что турист может полететь с котиком.

И, надо сказать, IATA действительно серьезно подходит к вопросу. На сайте даже есть специальный раздел: «уголок путешествующего питомца».

Общие правила IATA регламентируют максимально допустимое количество животных, перевозимых в одном контейнере, максимальный вес для таких животных и так далее. Но правила провоза домашних любимцев в салоне остаются в ведении каждой авиакомпании.

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ЖИВОТНЫХ В САЛОНЕ МОГУТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОТЛИЧАТЬСЯ

В основном в салон самолета разрешается брать кошек и собак весом не более 8 кг вместе с переноской, за исключением собак-поводырей. Но на практике нормы бывают очень разными.

У некоторых перевозчиков можно проносить в салон птиц, хорьков и прочую ручную живность.

Отличаются нормы по весу и размеру животных, которых допускают в салон. У некоторых перевозчиков вес не лимитирован, ограничения есть только по размеру переноски. Например, у американских American Airlines, Delta Airlines, Southwest Airlines и United Airlines.

Внимательно следует относиться и к требованиям о возрасте питомца. Как правило, лимитирован только нижний порог. Он колеблется в пределах от 8 до 16 недель, но может зависеть не только от перевозчика, но и от направления рейса. А Turkish Airlines не принимает к перевозке беременных кошек и собак.

Ряд авиакомпаний и вовсе не допускают животных на борт (возят только в багажном отсеке). Например, популярная и у Россиян авиакомпания Emirates. Исключения – собаки-поводыри и... соколы, но только на некоторых направлениях в Пакистан.

Некоторые перевозчики регистрируют переноски с питомцем на правах багажа, у других, напротив, животные принципиально оцениваются как отдельный «юнит» и ни в багаж, ни в ручную кладь не входят.

Отличаются и нормы относительно количества животных на одном рейсе: от двух до «не более одного в одном ряду, если животные не принадлежат одной семье». У Turkish Airlines нельзя на одном рейсе везти котов и птиц. Собак и птиц можно, при условии, что они «сидят» далеко друг от друга.

Разные авиакомпании предъявляют разные требования к переноскам. Иногда требуется именно жесткий контейнер, а вот Delta и Lufthansa, напротив, принимает на борт животных принципиально в мягких сумках.

Есть ограничения и по размещению: не у всех перевозчиков с животными можно в бизнес-класс, у кого-то нельзя сидеть на первых рядах, у других для пассажиров с животными ограничен выбор кресел на определенных моделях самолетов.

Как правило, животных разрешается провозить взрослому пассажиру, не нуждающемуся в дополнительной помощи со стороны сотрудников авиакомпаний. У некоторых перевозчиков нельзя брать в салон животных, если ты летишь с младенцем. А у «Аэрофлота», например, животное может лететь только с хозяином.

Возвращаясь к вопросу о весе питомца, Alaska Airlines, например, принимает в салон животных весом до 9 кг, а испанский лоукостер Vueling или колумбийская Avianca вообще крайне дружелюбны к толстым котам и десятикилограммовых питомцев также согласны взять в пассажирский салон.

Кроме того, ограничивают авиакомпании и перевозку отдельных пород. Как правило (почему-то) – это животные с «приплюснутыми» носами. Но вот кого именно к таковым отнесут – зависит от перевозчика. Например, Royal Air Maroc от греха подальше не принимает к перевозке даже шотландских кошек.

А таких собак как боксеры, мопсы, бульдоги и пекинесы советуют не перевозить в жаркое время года. Некоторые перевозчики идут дальше рекомендаций и на уровне правил не принимают собак таких пород к перевозке в теплое время года.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ ЖИВОТНЫХ У РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ

«Аэрофлот» разрешает в пассажирском салоне перевозить 1 контейнер с животным общей массой не более 8 кг. Можно использовать контейнер или мягкую сумку-переноску.

Габариты жесткого контейнера по длине, ширине и высоте не должны превышать 44×30×26 см. Размер мягкой сумки-переноски для перевозки в пассажирском салоне в сумме трех измерений не должен превышать 126 см.

S7 Airlines, пожалуй, самый приветливый по отношению к питомцам российский перевозчик.

С конца 2020 года на рейсах авиакомпании можно не только перевозить питомцев на соседнем с хозяином кресле (питомец не должен весить более 23 кг), но и получить за любимца мили.

Оформить перевозку животного или птицы на отдельном кресле можно во время покупки билета на сайте.

К перевозке на отдельном месте животное/птица принимается исключительно в жесткой клетке или контейнере. Максимальные размеры клетки не должны превышать 55×40×40 см (длина х ширина х высота).

У авиакомпании «Россия» животные / птицы принимаются к перевозке в пассажирском салоне самолета только в специальном контейнере, если их масса вместе с контейнером не превышает 8 кг.

Пассажир может перевозить не более 3 животных старше 6 месяцев. 

Размер мягкой сумки-переноски закрытого типа, используемой в качестве контейнера, в сумме 3 измерений не должен превышать 126 см. Габариты жесткого контейнера для перевозки в пассажирском салоне по длине, ширине и высоте не должны превышать 44 х 30 х 26 см. Животные должны иметь возможность лежать в естественной позе, вставать в полный рост и поворачиваться на 360 градусов.

На сайте авиакомпании сказано, к перевозке принимаются кошки, собаки, птицы, хорьки, фретки, фенеки, лори, еноты, сурикаты, лисы, декоративные ежи, мини-кролики, игрунки, а также служебные собаки кинологической службы федеральных органов исполнительной власти.

Отдельно отмечено, что ни в салоне, ни в багаже нельзя перевозить диких животных. Например (это указано), медведей.

«Уральские авиалинии» позволяют перевезти в салоне животных либо птиц в контейнере/клетке. Размер мягкой переноски не должен превышать параметров 45 x 35 x 25 см. В случае если переноска/клетка имеют жесткий каркас, то допустимые габариты – 45 х 35 х 22 см.

Общий вес вместе с клеткой до 8 кг.

К перевозке принимаются кошки, собаки, попугаи и канарейки. Но в бизнес пускают только кошек и собак.

У авиакомпании «ЮТэйр» можно перевозить в салоне только кошек и собак.

Кошки и собаки летают на рейсах «ЮТэйр» только в мягких переносках. Но при размещении на отдельном пассажирском кресле животные должны быть помещены в пластиковый контейнер.

При перевозке в салоне в качестве ручной клади вес переноски вместе с животным – до 10 кг, размер 55 х 40 х 25 см. На отдельном кресле – до 20 кг, а размер переноски – 55 х 40 х 40 см.

Перевозка животных в салоне самолета и в багажном отсеке расценивается как одно место, но не входит в бесплатную норму провоза багажа.

Кстати, повышенная по сравнению со «средней по больнице» норма веса животного действует и у компании Smartavia. Перевозчик принимает кошек и собак весом до 12 кг. Для перевозки в салоне габариты переноски не должны превышать 115 см в сумме трех измерений.

ПОЧЕМУ ЛЕТАТЬ РЯДОМ С ЖИВОТНЫМИ БЕЗОПАСНО

Как правило, любая дискуссия относительно того, нужна ли либерализация правил провоза животных в салоне, включает в себя вопрос о возможной аллергии кого-то из пассажиров.

Справедливости ради отметим, что за всю историю гражданской авиации с пассажирами и самолетами происходило все что угодно. Но случаи, например, экстренной посадки самолета или иных неприятных инцидентов, вызванных аллергией кого-то из пассажиров именно на летящее в салоне животное, в истории гражданской авиации не известны.

Таким образом, логично предположить, что потенциальная аллергия на животное в салоне далеко не самая существенная опасность, поджидающая путешественника. Вместе с тем юристы и аллергологи сходятся во мнении, что воспрепятствовать перевозке животных в салоне нельзя, но можно обезопасить себя, предупредив колл-центр авиакомпании и сотрудника на регистрации о том, что вам противопоказано лететь рядом с животным и попросить отсадить как можно дальше от пассажира с питомцем.

Кроме того, в самолетах установлены очень современные и мощные системы очистки воздуха, которые, можем только повториться, уже на этапе проектировки разрабатывались с учетом того, что в одном салоне могут лететь и пушистые коты, и аллергики.

Таким образом, лететь с животным в одном самолете в принципе для аллергика куда безопаснее, чем проехаться в лифте своего же дома после овчарки.

Второй момент, который, как правило, волнует пассажиров – «а что если хозяин будет доставать животное из переноски и оно кому-то навредит»? В этом случае обеспокоенность как раз признается логичной. И не прав будет уже хозяин – доставать животных во время полета из переноски категорически нельзя.

Кроме того, отдельным образом перевозчики обозначают необходимость удостовериться в том, что контейнер с животным оснащен достаточно надежными замками.

Но ограничивать перевозку животных, опасаясь, что хозяин будет нарушать правила – тоже не вполне логично, потому что таким образом любой пассажир может нарушить совершенно любое правило, создавая неприятные ситуации и угрозы для окружающих.

ПЕРЕВОЗКА ЖИВОТНЫХ В БАГАЖНОМ ОТСЕКЕ

Однако есть все же масса случаев, когда животное нельзя вести в салоне. Например, большую собаку. Если это не поводырь, то у нее есть только один шанс оказаться рядом с хозяином во время перелета – это заказные спецрейсы.

Кстати, эта «фишка» очень модная в США – хозяева крупных собак там скидываются и заказывают чартеры для себя и питомцев, чтобы не разлучаться в полете.

Так вот, если животное все же вынуждено лететь в багажном отсеке, то, если у авиакомпании все в порядке с соблюдением регламентов, волноваться также не стоит – правила такой перевозки тоже прописаны неоднократно. И, как говорят эксперты IATA, вообще-то именно в специальном теплом отсеке для животных пушистому путешественнику будет спокойнее всего: там тихо, темно и нет посторонних людей.

Хотя, к сожалению, в российских реалиях порой случаются неприятности – особенно нехорошую репутацию у любителей животных заработал российский национальный перевозчик. Но это не значит, что провозить животное в багаже «в принципе» опасно. Например, Emirates, которая вообще не принимает животных к перевозке в салоне, за всю историю не навредила ни одной зверушке.

Таким образом, несмотря на то, что Минтранс отказался задавать нормы перевозки животных в салоне на законодательном уровне, на примере российских и зарубежных компаний хорошо видно, что этот вопрос действительно решается перевозчиками самостоятельно, и каждый выбирает свой путь.

Но что бы перевозчики не установили насчет путешествий с питомцем в салоне, общие правила сформулированы на международном уровне, то есть вопрос этот решается не «на коленке», а с учетом многолетней практики гражданской авиации.

Екатерина Тропова

Фото: flickr.com, лицензия Creative Commons

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР