Российское правительство пересмотрело план производства самолетов. Теперь к 2030 году должны выпустить дополнительно 45 Ту-214. Ранее стало известно, что российские авиакомпании получат возможность с помощью средств ФНБ выкупить еще 40 самолетов иностранного производства, чтобы летать на них за рубеж. Рассказываем, много это или мало и какими мощностями оперируют ведущие мировые авиакомпании.
План производства самолетов в России увеличен распоряжением правительства. Теперь вместо ранее заявленных 75 Ту-214 хотят к 230 году выпустить на рынок 115 таких машин. Остальные целевые показатели остались на прежнем уровне.
Кроме того, неделей ранее стало известно, что три российские авиакомпании: «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и iFly – получат от ФНБ деньги на приобретение самолетов у западных лессоров. «Аэрофлот», в частности, уже достиг договоренностей о выкупе 18 бортов у ирландского лизингодателя AerCap, «Уральские авиалинии» планируют оформить в собственность – 19 бортов и iFly – три Airbus A330.
Таким образом, по предварительным подсчетам, на международных маршрутах из России в зарубежные страны в 2024 году смогут летать порядка 350 самолетов. И то с определенными ограничениями: ряд их них находится в «санкционном списке Минторга США», а значит сможет посещать только максимально лояльные к России страны.
Всего же в РФ на регулярных и привычных туристам чартерных (деловая авиация не в счет) коммерческих рейсах пассажиров обслуживают около 800 самолетов всех российских авиакомпаний. Много это или мало?
СКОЛЬКО САМОЛЕТОВ У КРУПНЕЙШИХ АВИАКОМПАНИЙ МИРА
Ранжировать авиакомпании по объему флота довольно проблематично, поскольку количество самолетов постоянно меняется: крупнейшие перевозчики пополняют флот с частой до 2 поставок в неделю.
Кроме того, не все еще «отошли» от «пандемии», поэтому часть флота у ряда перевозчиков до сих пор не эксплуатируется. Кроме того, также регулярно списываются или продаются самолеты, отслужившие свой срок или не отвечающие коммерческим запросам перевозчика.
У зарубежных авиакомпаний флот в значительной степени диверсифицирован: помимо пассажирских самолетов есть грузовые, есть бизнес-джеты, есть региональный флот для местных авиалиний и широкий фюзеляж.
Поэтому в таблице ниже, например, для American Airlines указаны два значения, где первое в СМИ представлено как «основной флот», а второе, как максимальная численность флота на 2023 год. В общее количество как раз и входят «маленькие» самолеты.
Ведущие авиакомпании мира по количеству самолетов:
Авиакомпания |
Код |
Страна |
Флот |
В заказе |
|
American Airlines |
AA |
США |
940/1500 |
268, из них поставка 21 в 2023 году |
|
United Airlines |
UA |
США |
> 920 |
700, из них поставка 149 в 2023 году, |
|
Delta Air Lines |
DL |
США |
805 |
300 |
|
Southwest Airlines |
WN |
США |
>800 |
460 |
|
Air China |
CA |
Китай |
762 |
137 |
|
China Sourhern |
CZ |
Китай |
650 |
90 |
|
China Eastern |
MU |
Китай |
639 |
123 |
|
Ryanair |
FR |
Ирландия |
565 |
740 |
|
Turkish Airlines |
TK |
Турция |
430 |
92* |
|
Lufthansa |
LH |
Германия |
380 |
170 |
|
IndiGo |
6E |
Индия |
311 |
>1000 |
|
Как видим, 4 первых места в ТОП-10 самых крупных по объему флота авиакомпаний занимают перевозчики из США, оперирующие более чем 800 самолетами каждая. Следующие три достались авиакомпаниям из Китая. И у каждой из них больше 600 бортов.
«Разбавляют» американо-китайский ТОП только лоукостер Ryanair с 565 самолетами, немецкая Lufthansa с 380 бортами и хорошо знакомая российским туристам Turkish Airlines – 430 самолетов.
Для сравнения, по состоянию на 31 августа 2023 парк «Аэрофлота» – крупнейшего перевозчика в России – насчитывает 171 самолет.
Отдельно нужно отметить ситуацию Air France-KLM. В отчете компании сказано о том, что в совокупности холдинг оперирует 521 самолетом по состоянию на 28 июля 2023 года. Однако там приведены данные по трем компаниям группы: собственно Air France и KLM и дочернего лоукостера Transavia.
Поэтому по невнимательности в отдельные рейтинги она попадает, но в данном случае это не вполне справедливо, ведь речь должна идти о флоте каждого из этих перевозчиков в отдельности.
INDIGO И TURKISH AIRLINES КОНКУРИРУЮТ ЗА РЕКОРДНО ОБЪЕМНЫЙ ЗАКАЗ
Кроме того, следует обратить отдельное внимание на индийскую бюджетную компанию IndiGo, которой мы даже оставили отдельное место в таблице, несмотря на то, что до ТОП-10 она немного недотянула.
Во-первых, опять же, в зависимости от методологии подсчета, она попадает иногда и в «высшую лигу», а во-вторых, на данный момент IndoGo – рекордсмен в своем стремлении «подвинуть» других игроков.
Дело в том, что в июне 2023 года перевозчик совершил крупнейшую в своем роде сделку, заключив с корпорацией Airbus твердый контракт на поставку 500 самолетов семейства А320 в период с 2030 по 2035 год. В совокупности портфель заказов IndiGo превышает 1000 самолетов, которые ей должны поставить в ближайшие 10 лет. Несомненно, это поднимет компанию в рейтинге самых масштабных авиаперевозчиков мира.
Также мы специально выделили* заказ Turkish Airlines. Совсем недавно речь шла о том, что компания «переплюнет» коллег из индии, заказав одномоментно 600 самолетов (у Боинга или Эрбаса, не уточнялось). Однако пока этого не произошло. На днях стало известно, что перевозчик решил отложить сделку по причине недовольства двигателями, которые производители смогли ему предложить. Airbus A350-900S перевозчик все же заказал, о чем стало известно 4 сентября.
БЫСТРЫЙ РОСТ ЖДЕТ НИЗКОБЮДЖЕТНЫЕ И КИТАЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ
Продолжая разговор о потенциальных возможностях авиакомпаний, из приведенной таблицы также видно, что быстрее всего развиваться, скорее всего, будут низкобюджетные авиаперевозчики. Американские компании очень активно получают самолеты уже сейчас.
Здесь надо подчеркнуть, что авиакомпании из Китая собираются также покупать и эксплуатировать китайские самолеты производства COMAC. Например, в China Sourhern уже летают 15 двухдвигательных девяностоместных COMAC ARJ21-700, еще 20 находятся в заказе. Есть заказы и на пять более вместительных C919 от COMAC.
В 2018 году China Sourhern озвучивала планы увеличить парк до 2000 самолетов к 2035 году. 20 самолетов производства COMAC также есть в парке China Airlines.
У China Eastern также уже есть несколько самолетов китайского производства, в том числе 17 самолетов COMAC ARJ21-700. Кроме того, авиакомпания недавно начала получать самолеты COMAC C919, второй экземпляр был получен только в июле. У компании осталось три невыполненных заказа на этот тип.
Несмотря на то, что на китайские самолеты международные эксперты возлагают едва ли больше надежд, чем на российские, совсем не считаться с тем, что долгожданный ввод в коммерческую эксплуатацию C919 все же произошел, не приходится.
Российские авиакомпании тоже не собираются останавливаться на достигнутом и намерены не только выкупать имеющиеся, но и приобретать новые самолеты. Годом ранее стало известно, что российские авиакомпании тоже намерены всячески поддерживать отечественного производителя.
РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ ТАКЖЕ БУДУТ ПОКУПАТЬ НОВЫЕ САМОЛЕТЫ
«Аэрофлот» на условиях лизинга собрался приобрести 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SSJ New и 40 самолетов Ту-214. Первые два Superjet New должны были пополнить парк национального перевозчика в 2023 году, а начиная с 2024 года планировалась поставка первых шести самолетов МС-21 и первых семи самолетов Ту-214.
Однако 2023 год близится к завершению, а обновленный Superjet только 30 августа совершил первый тестовый полет. Поставки МС-21 для коммерческой эксплуатации должны были начаться еще в 2021 году, чего не произошло. Не замечен в коммерческой эксплуатации пока и Ту-214, но про них хотя бы известно, что они в принципе летают в российском небе. По специальным нуждам.
Таким образом, даже если все планы будут реализованы, зарубежные самолеты выкуплены, а российские – действительно построены вовремя, весь флот всех российских перевозчиков в следующем десятилетии вряд ли догонит по численности ведущие американские и китайские компании.
Вполне вероятно, что и авиакомпании из Турции и Индии также позволят себе быть больше по количеству самолетов, чем весь российский гражданский авиафлот.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР