Российские авиакомпании справились с вопросом «очистки» иностранных самолетов и теперь могут использовать их, в том числе, на зарубежных рейсах. Взрывного роста международного турпотока эксперты не ждут – емкость рынка ограничена не только флотом, но и бюджетом самих путешественников. Тем не менее, доля летящих за рубеж среди всех пассажиров авиакомпаний РФ может составить 23-33%. И это в три раза больше прогноза.
Доля пассажиров международных рейсов в общем пассажиропотоке российских авиакомпаний может составить порядка 33% в 2024 году, считает вице-президент АТОР по вопросам выездного туризма, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.
РОССИЙСКИЕ АВИАКОМПАНИИ СМОГУТ СПОКОЙНЕЕ ЛЕТАТЬ ЗА РУБЕЖ
Такого результата возможно достичь с учетом завершения российскими авиакомпаниями процедуры урегулирования вопросов лизинга и страхования с зарубежными партнерами, считает эксперт.
Напомним, при объемной финансовой поддержке со стороны государства российские авиакомпании S7, «Уральские авиалинии» и «Аэрофлот» завершили «очистку» 92 самолетов. Теперь эти борты смогут летать за рубеж.
Так, «Уральские авиалинии» уже объявили о начале полетов в ОАЭ, Узбекистан и Турцию, а также готовятся открыть рейсы в Азербайджан. S7 намереваются летать в Бангкок из Иркутска, «Аэрофлот» заново осваивает рейсы во Вьетнам, на Хайнань и в Гонконг. Не исключают эксперты и старта полетной программы на Филиппины.
Однако проблема в том, что количество новых туристических направлений и так лимитировано, а емкость имеющихся не бесконечна – специалисты турбизнеса уже отмечают перенасыщенность рынка международных перевозок на отдельных маршрутах. Но расширение международной маршрутной сети в любом случае позитивно отразится на туротрасли.
«В любом случае самолеты перевозчикам нужны: они смогут эффективнее проводить ротации эффективнее, сократить сроки ремонтов. Конечно, новых доступных емких туристических направлений не так и много. Но нужны рейсы и в СНГ, возможно расширение полетной программы в Египет, планирование более эффективной самостоятельной чартерной программы по турецким направлениям», – говорит г-н Мурадян.
ПАССАЖИРЫ АДАПТИРОВАЛИСЬ К НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Другие эксперты дают более скромные прогнозы, не превышающие доли в 23% для международных перевозок, но призывают не забывать о деятельности зарубежных авиаперевозчиков – их российский пассажиропоток тоже может увеличиваться на фоне нормализации стоимости авиабилетов при росте конкуренции на зарубежных маршрутах.
Одним словом, летать за рубеж в 2024 году россияне станут больше. Не так как раньше – до кризиса соотношение пассажиропотока на внутренних и международных рейсах было примерно 60/40 – но и намного больше, чем прогнозировали в середине 2022 года. В программе развития авиатранспортной отрасли содержится прогноз в 11% международных пассажиров российских авиакомпаний к 2030 году.
«Россияне адаптировались, привыкли, людям надо летать за границу: у людей есть учеба, работа, недвижимости, семья и другие цели поездок. Да и туристы отбросили многие страхи и все чаще возвращаются к планированию международных путешествий», – говорит один из опрошенных «Вестником АТОР» специалистов.
Агрегатор «Авиасейлз» отчитался, что в его структуре продаж в 2023 году 77% всех полетов пришлись на российские направления (то есть «международка» уже достигла искомых 33%). А в 2022 году на внутренние рейсы пришлось 81% всех бронирований.
Но в данном случае важно не забывать, что через системы бронирований пассажиры как раз покупают билеты не только на российские авиакомпании. Более того, с учетом сложностей с оплатой услуг на зарубежных сайтах, к системам бронирований как раз в основном и обращаются именно для оплаты перелетов зарубежными перевозчиками. Билеты же на российские авиакомпании можно купить и напрямую. Это важно учитывать при анализе любой статистики билетных агрегаторов.
АВИАКОМПАНИИ ПОЛУЧИЛИ БОЛЬШУЮ СВОБОДУ ДЕЙСТВИЙ
Представители авиаотрасли отмечают, что, без сомнения, «очистка» от санкционных рисков 92 дополнительных самолетов пойдет на пользу и самим авиакомпаниям
«Авиакомпании получают операционную гибкость в использовании флота, и это – большой плюс для них. Где будет выгоднее летать – там и будет концентрироваться предложение», – говорит исполнительный директор аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, напоминая, что сохраняется проблема с 37 бортами, принадлежавшими дочерним компаниям ГТЛК. Они по-прежнему не могут летать на некоторых международных линиях из-за рисков ареста.
В 2022 году, отмечает г-н Пантелеев, значительная часть флота была «заперта» на внутреннем рынке, что приводило к профициту провозных емкостей. И самолеты авиакомпаний в итоге использовались далеко не с самой высокой эффективностью. Сейчас же такой проблемы нет.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР