TUI Россия: «Риски участников туристического рынка должны быть сегментированы»

Различные нововведения, направленные на обеспечение безопасности туристов, напрямую касаются туроператоров. При этом возлагать риски и ответственность только на туроператора в условиях, когда любой турпродукт формируется на стыке множества отраслей, просто нерационально, считают участники рынка.

ТУРИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

16 мая в Москве состоялся Международный форум «Безопасность туризма», в котором приняло участие более 40 специалистов в области обеспечения безопасности туристических объектов и услуг, а также представители государственной власти.

Одной из ключевых тем форума стал вопрос о возможностях туроператора и о его влиянии на безопасность создаваемого им туристического продукта. Дискуссия разгорелась в ходе обсуждения предстоящих изменений в сфере безопасности при классификации гостиниц и лицензирования автобусных перевозок детских групп. 

Напомним, что с 1 июля 2019 года вступает в силу обязательная классификация для всех объектов размещения, чей номерной фонд превышает 50 номеров, а с 29 июня 2019 года к транспортным компаниям и организаторам перевозок, не выполнившим требования безопасности по 389 ФЗ, будут применяться санкции и штрафы. Они могут доходить до 400 000 рублей и даже приводить к конфискации транспортного средства.

Эти перемены, которые потенциально могут нанести определённый урон всей отрасли, по мнению представителей турбизнеса, в очередной раз могут сделать туроператора «крайним» в неизбежно возникающей проблемной ситуации.

«По закону о защите прав потребителя и Правилам оказания услуг по реализации туристского продукта именно туроператор несёт практически всю ответственность за предоставление безопасных и качественных услуг туристу. Но решать проблему той же безопасности за счёт только туроператора просто невозможно», – уверен Александр Сирченко, заместитель генерального директора по работе с органами власти и коммуникациям туроператора TUI Россия.

По словам г-на Сирченко, туризм функционирует на стыке более 50 смежных отраслей, и каждый из этих элементов достаточно независим друг от друга. Например, туроператоры не могут влиять на транспортную или финансовую безопасность перевозчика, но в случае с трагедией теплохода «Булгария» или банкротством авиакомпании «ВИМ-Авиа», основной негатив в прессе достался именно им.

Туризм функционирует на стыке более 50 смежных отраслей, и каждый из этих элементов достаточно независим друг от друга. Например, туроператоры не могут влиять на транспортную или финансовую безопасность перевозчика, но в случае с трагедией теплохода «Булгария» или банкротством авиакомпании «ВИМ-Авиа», основной негатив в прессе достался именно им

«У нас очень большой опыт в организации туристической деятельности и создания турпродукта, и мы, разумеется, стараемся изменить ситуацию с безопасностью путём подбора более надёжного (с точки зрения обеспечения безопасности) партнера, но мы все равно не можем нести за него стопроцентную ответственность», – подчеркнул он.

По его мнению, ответственность за туриста должна быть разумно и рационально разделена между туроператором, его партнерами (принимающие и транспортные компании, средства размещения и питания и др.) и, разумеется, властями, которые должны реагировать и предпринимать необходимые, в т.ч. и профилактические меры для выявления проблемных участков на туристическом рынке. Каждый должен быть максимально ответственным за свою сферу деятельности.

СЕГМЕНТИРОВАТЬ РИСКИ И МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О необходимости сегментирования рисков и ответственности говорили и другие участники форума. Их позиция состояла в том, что современный турпродукт «собирается» из многих составляющих, а поэтому ответственность должна пропорционально делиться между перевозчиками, отелями, гидами, проводниками-инструкторами, страховщиками и т.д.

Такой подход требует модернизации существующего законодательства, подчеркивали выступающие. Так, на форуме был приведен ряд примеров несовершенства существующего законодательства и нормотворчества в сфере туризма. По мнению участников рынка, сегодня налицо целые «провалы» в области государственного регулирования рынка – при наличии в отраслевом законодательстве и подзаконных актах множества устаревших норм и не совсем актуальных, но в то же время сложно выполнимых требований.

Так, по словам г-на Сирченко, сейчас ужесточается и упорядочивается деятельность туристических агентств и туроператоров, но при этом никак не регулируется ответственность онлайн-платформ бронирования, которые как будто бы исчезают из существующего правового поля.

Сейчас ужесточается и упорядочивается деятельность туристических агентств и туроператоров, но при этом никак не регулируется ответственность онлайн-платформ бронирования, которые как будто бы исчезают из существующего правового поля.

Упорядочить эту «виртуальную» деятельность очень важно, особенно в перспективе возможного перехода на систему электронных путёвок, когда вопрос получения и защиты персональных данных пользователей встанет как никогда остро.

Такая же проблема, по мнению г-на Сирченко, возникает и с финансовыми гарантиями турбизнеса.

Сейчас система страхования в туристической отрасли несовершенна, так как с одной стороны, как показывает практика, не обеспечивает полной защиты туристов и полного возмещения их затрат из-за банкротства отдельных туроператоров, а с другой стороны, для добросовестных туроператоров размер сформированного Фонда персональной ответственности (ФПО) является ощутимым тормозом развития турбизнеса, так как значительные суммы ФПО добросовестных туроператоров оказываются фактически изъятыми из оборота и «замороженными».

«Получается, что необязательность исполнения закона одними компенсируется повышением жесткости требований к добросовестным туроператорам», – говорит эксперт.

ТУРОПЕРАТОРЫ ЖДУТ СОДЕЙСТВИЯ РЕГУЛЯТОРА

Свое мнение по поводу возможных путей решения проблемы разделения ответственности на туррынке в интервью «Вестнику АТОР» высказал Александр Сирченко, заместитель генерального директора туроператора TUI Россия по взаимодействию с органами государственной власти и коммуникациям.

По его словам, для начала нужно выстроить постоянный диалог между всеми задействованными сторонами и выявить болевые точки современного турбизнеса. О них туроператоры говорят много, но, по-видимому, их стоит выделить ярче именно для регуляторов, чтобы разобраться, в чьей компетенции находится решение того или иного проблемного вопроса.

Для начала нужно выстроить постоянный диалог между всеми задействованными сторонами и выявить болевые точки современного турбизнеса. О них туроператоры говорят много, но, по-видимому, их стоит выделить ярче именно для регуляторов, чтобы разобраться, в чьей компетенции находится решение того или иного проблемного вопроса

Во-вторых, нужно выработать «дорожные карты» по всем основным проблемным моментам – с точным пониманием, что, кем и за чей счёт делается в той или иной ситуации.

В-третьих, нужна государственная стратегия и комплексные меры по поддержке туризма через финансирование, организационную и информационную работу.

«Наконец, и это, возможно, самое важное, должно быть желание органов власти услышать туроператоров и поддержать те инициативы, которые исходят от туристического сообщества и туристического бизнеса в целом», – подчеркивает г-н Сирченко.

«Простой пример, – говорит заместитель генерального директора TUI Россия, – у нас есть порядка 90 эксклюзивных отелей в разных странах, которые работают по нашим условиям, в т.ч. условиям безопасности, и выполняют все требования. Но, к сожалению, этот опыт в большей степени международный, чем внутренний, потому что, как показывает практика, сейчас намного легче договориться с отельерами или транспортными компаниями за рубежом, чем решить какие-то вопросы внутри страны. В этом мы нуждаемся в помощи и содействии регулятора», – поясняет он.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР